Муниципальная служба: задачи, функции, оценка эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

10) объединение, включая право  создавать профессиональные союзы,  для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных  трудовых споров в соответствии  с трудовым законодательством,  защиту своих прав и законных  интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд  их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности  в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные  интересы граждан и организаций;

4) соблюдать установленные в  органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии  муниципального образования правила  внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном  порядке предусмотренные законодательством  Российской Федерации сведения  о себе и членах своей семьи,  а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства  Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства, не нарушать запреты,  которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению подобного конфликта.

Федеральным законом «О муниципальной  службе в РФ» также предусмотрены запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, гарантии, предоставляемые муниципальным служащим, поощрение и ответственность муниципальных служащих.

 

 

 

 

2.3 Условия прохождения муниципальной службы

 

Под условиями поступления на муниципальную  службу следует понимать определенные юридические требования, которые  предъявляются к личности, претендующей на замещение муниципальной должности муниципальной службы.

На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, граждане РФ, имеющие двойное гражданство, граждане иностранных государств.

Прохождение муниципальной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с российским законодательством5.

Оснований для прекращения муниципальной  службы несколько.

Помимо оснований для расторжения  трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской  Федерации, прекращения гражданства  иностранного государства - участника  международного договора Российской  Федерации, приобретения им гражданства  иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой;

4) применение административного  наказания в виде дисквалификации.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных  служащих, достигших предельного  возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Для того, чтобы оценить профессиональные, деловые и личные качества муниципального служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципальных служащих. Результаты аттестации также позволяют решить вопросы о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы: выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности  муниципальной службы, а также  присвоения более высокого квалификационного  разряда. Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Итак, в данной главе был раскрыт  правовой статус муниципальных служащих. Муниципальная служба как профессиональная служебная деятельность осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы определенной классификации (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие), и в соответствии с этим муниципальные служащие наделяются определенными правами и обязанностями, а также несут большую ответственность перед государством и обществом.

Главным принципом прохождения  муниципальной службы является равный доступ граждан РФ к поступлению  на муниципальную службу.

Классификационные требования для  замещения должностей муниципальной службы определяются законом субъекта РФ. Но наиболее важным требованием к муниципальным служащим является уровень профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Поэтому для того, чтобы оценить профессиональные, деловые и личные качества  муниципального служащего, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципальных служащих.

Проблема квалифицированности кадров муниципальной службы в настоящее время стоит особенно остро, поэтому необходимо разрабатывать новые методики для повышения профессионального уровня муниципальных служащих и соответственно повышать качество организации деятельности органов муниципального управления.  

 

 

 

 

 

Глава 3 Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения

3.1 Инновации в профессиональной подготовке муниципальных    служащих

Важнейшее условие развития гражданского общества в России – успешность становления местного самоуправления. Особую роль в процессе его институционализации играет профессионализм кадров муниципальной службы. Одним из действенных инструментов профессионализации специалистов данной категории выступает профессиональное образование – высшее и дополнительное. В настоящее время в сфере профессиональной подготовки кадров местного самоуправления активно осуществляются инновационные преобразования.

Основным вектором совершенствования работы всей системы российской власти выступает повышение результативности ее работы. Внедрение систем менеджмента качества требует принципиальных изменений в системе управления кадрами муниципальной службы, акцентирует совершенно новые задачи их профессионализации. Появляется необходимость учить муниципальных служащих мыслить и действовать, ориентируясь на результат, удовлетворяющий потребителей муниципальных услуг.

В Томской области задачи профессионализации кадров муниципальной службы решаются через использование таких форм работы, как включение муниципальных служащих в состав рабочих групп по моделированию регламентов муниципальных услуг, проведение постоянно действующего семинара по взаимообмену опытом создания системы менеджмента качества между органами местного самоуправления разных муниципальных образований.

Образовательной стратегией модернизации системы профессионального образования  кадров муниципальной службы выступает  компетентностный подход, так как  на его основе сегодня перестраивается  вся система образования в  России.

Инновационные аспекты системы профессиональной подготовки муниципальных служащих, касающиеся содержания образования:

- отражение в содержании программ  профессионального образования  данных функционального анализа  деятельности органов местного  самоуправления двух уровней (функции органов местного самоуправления определяют требования к профессиональным компетенциям муниципальных служащих каждого из уровней местной власти);

- разработка компетентностных  моделей для каждой группы  должностей муниципальной службы  с учетом данных функционального анализа деятельности органов местного самоуправления;

- формулировка целей программ  профессионального образования  в форме компетенций, обеспечивающих  способность муниципальных служащих  определенного уровня местного самоуправления продуктивно решать профессиональные задачи;

- индивидуализация содержания  программ дополнительного профессионального  образования в контексте формирования  тех компетенций, которые необходимы  конкретному муниципальному служащему  в соответствии с его должностью.

Необходимо также раскрыть инновационные аспекты системы профессиональной подготовки муниципальных служащих в Томской области, касающиеся ее организационно-технологической стороны:

- определение образовательных  технологий, обеспечивающих формирования компетенций муниципальных служащих, необходимых для достижения высоких показателей результативности служебной деятельности;

- выявление организационных подходов, обеспечивающих индивидуализацию  программ профессиональной подготовки  муниципальных служащих;

- применение технологий дистанционного обучения для формирования профессионализма кадров муниципальной службы;

- использование возможностей участия  муниципальных служащих в научно-исследовательской  работе (НИР) для развития их  профессионализма.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода, является индивидуализация образовательных программ профессиональной подготовки.

В Томской области индивидуальные образовательные программы повышения  квалификации муниципальных служащих моделировались в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся (самостоятельный выбор модулей для изучения). Каждая индивидуальная образовательная программа согласовывалась с непосредственным руководителем обучающегося.

Анализ результатов позволил сделать вывод, что целесообразно дистанционное обучение сочетать с контактным (аудиторным) с сохранением элективно-модульного принципа конструирования их содержания в соответствии с компетентностными дефицитами обучающихся.

Вследствие причастности к научно-исследовательской деятельности в ходе реализации индивидуальных программ обучения был сформулирован перечень компетенций для развития: способность к проектной деятельности; способность мыслить и действовать инновационно; способность к анализу; владение способами продуктивного разрешения проблем; системное видение; рефлексивность; способность переносить полученные знания в социальную реальность; владение методами познания; умение учиться; способность к критической оценке событий; владение базовыми приемами исследовательской деятельности; способность побуждать коллег к дискуссии и стимулировать их креативное поведение6.

Реализация обозначенных направлений  модернизации профессиональной подготовки кадров местного самоуправления в соответствии с приоритетными задачами развития этой сферы актуализирует проблему формирования готовности преподавателей к осуществлению необходимых преобразований в системе профессионализации муниципальных служащих.

 

3.2 Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы

 

Одним из направлений проводимых преобразований муниципальной службы является решение проблемы дефицита компетентных кадров и создание корпуса муниципальных служащих, обладающих актуальными знаниями и подготовленных к осуществлению профессиональной деятельности в органах местного самоуправления. Для того, чтобы судить о компетентности и качестве состава муниципальных служащих, необходимо определиться, каким образованием, опытом (стажем) работы, знаниями, навыками, личными качествами должен обладать муниципальный служащий.

При осуществлении процесса кадрового  управления в бизнесе, чтобы нанять персонал, который необходим организации, руководство первоначально определяет, какие задачи работник будет выполнять, каковы личные и общественные характеристики этих работ, то есть какие качества и навыки нужны работнику. В целях упрощения процесса подбора кандидатов, многие коммерческие организации стали создавать (в дополнение к должностным инструкциям, а в последнее время вместо них) документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать сотрудник для успешной работы в данной должности, - квалификационные карты и карты компетенции («портреты» и «профили» идеальных сотрудников)7.

Информация о работе Муниципальная служба: задачи, функции, оценка эффективности