Муниципальная служба: задачи, функции, оценка эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Квалификационная карта представляет собой набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать идеальный сотрудник, занимающий эту должность. Поскольку в ходе отбора значительно легче определить наличие квалификационных характеристик, чем наличие способностей выполнять определенные функции, квалификационная карта является инструментом, облегчающим процесс отбора кандидатов.

Карта компетенций. Компетенции представляют собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения  социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления. Важнейшим дополнением карты является описание компетенций, то есть детальное объяснение каждого штриха портрета идеального сотрудника.

П.2 ст.9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» предусмотрена разработка и утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы законом субъекта РФ. В части субъектов РФ кроме требований к уровню профессионального образования и стажа работы, разработаны и утверждены квалификационные требования к уровню знаний и навыков муниципальных служащих в соответствии с классификацией муниципальных должностей. Так, например, в Республике Марий-Эл в качестве квалификационных требований к знаниям и навыкам ведущих должностей муниципальной службы предусмотрены: организация и обеспечение выполнения задач, составление служебных документов делового и справочно-информационного характера, грамотный учет мнения коллег, эффективное планирование рабочего времени, владение компьютерной техникой и другой оргтехникой, владение необходимым программным обеспечением, систематическое повышение своей квалификации, систематизация информации, работа со служебными документами, деловое и профессиональное общение, квалификационная работа с людьми по недопущению личностных конфликтов, оперативность, работоспособность.

Однако, нормативное закрепление  таких требований наблюдается лишь в части субъектов РФ и, как  правило, составлено на основе экспертных оценок, то есть не обладает достаточной степенью обоснованности, достоверности и универсальности.

Таким образом, выходом из сложившейся  ситуации могло бы стать формирование «портретов» и «профилей» муниципальных  служащих в соответствии с классификацией муниципальных служащих.

Практическое применение базы знаний и навыков муниципального менеджера, а также «портрета» муниципального служащего в соответствии с классификацией муниципальных должностей в случае соблюдения условий их универсальности и достоверности достаточно широкое: от использования в качестве основы для типовых квалификационных требований до использования в качестве критерия и основания при проведении аттестации, квалификационного экзамена и направления на подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

Возможность проведения подобной работы в муниципальном менеджменте обусловлена спецификой характера выполняемых функций муниципальных служащих в зависимости от группы муниципальной должности, которую он замещает (Приложение Б).

Таким образом, для формирования «портретов»  и «профилей» муниципальных служащих уже существуют следующие составные элементы «портретов» и «профилей», закрепленные в составе типовых квалификационных требований, утверждаемых законом субъекта РФ:

  • уровень образования и стажа муниципального служащего;
  • существующая практика по описанию личных и деловых качеств муниципального служащего.

Следующим шагом должно стать нормативное  закрепление необходимости наличия  в составе типовых квалификационных требований субъекта, утверждаемых законом  РФ, требований к личным и деловым  качествам муниципального служащего, а также специфике его знаний. Это позволит в последующем провести работу по обобщению накопленного опыта и сформировать среднероссийский «портрет» и «профиль» муниципального служащего, что в конечном итоге упростит процесс поступления и прохождения муниципальной службы как для муниципальных служащих, так и для органов местного самоуправления как работодателя.

Кадровый потенциал муниципальных  служащих в России достаточно высок, но необходимо проводить работу по совершенствованию профессиональной подготовки муниципальных служащих, ориентировать их на качественный результат деятельности органов местного самоуправления. Инновационная система менеджмента качества позволяет изменить систему управления кадрами муниципальной службы, повысить их профессионализм. Но для реализации данного направления необходимо разработать новую, компетентностно-ориентированную методику оценки результативности программ профессионального образования муниципальных служащих.

Для того, чтобы реализовать такие  программы, необходимо разработать компетентностные модели для каждой группы должностей муниципальной службы и построить процесс обучения на основе данных моделей.

Повышение компетентности кадров муниципальной  службы на уровне образования является первым шагом в модернизации профессиональной подготовки муниципальных служащих. Вторым шагом является разработка квалификационных карт и карт компетенций - «портретов» и «профилей» идеальных сотрудников, которые  позволят упростить процесс поступления и прохождения муниципальной службы, а также оценить уровень компетенции того или иного сотрудника и соответствие его профессионального уровня занимаемой должности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель исследования данной курсовой работы являлось определение особенностей муниципальной службы в Российской Федерации, ее роль и место в обществе и государстве и определить основные направления совершенствования данного института.

Понятие муниципальной службы складывалось на протяжении всей истории становления  в России местного самоуправления.

Федеральный закон от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в  Российской Федерации» закрепил определение  муниципальной службы – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Развитие муниципальной службы определяется теми же механизмами, что  и любой другой организации. Но при  этом общие элементы организационных  процессов проявляется в системе  муниципальной службы в виде особенностей, обусловленных спецификой этого социального института.

Эти особенности детерминированы  статусом местного самоуправления в  обществе, для которого типичны три  черты. Во-первых, местное самоуправление является формой самоорганизации жителей муниципального образования; во-вторых, оно представляет собой специфический вид организационно-регулирующей деятельности на территории муниципального образования; в-третьих, местное самоуправление выступает как форма публичной власти.  

        Муниципальная служба неотделима от местного самоуправления. Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития  гражданских инициатив, поэтому необходима четкая организация деятельности муниципальных служащих, принятие должностных регламентов муниципальных служащих на региональном уровне для повышения эффективности функционирования института муниципальной службы, повышения результативности деятельности органов местного самоуправления.

Необходимым условием решения задачи повышения качества функционирования муниципальной службы является совершенствование  ее самоорганизации. Ключевой проблемой системы муниципальной службы состоит в кадровой проблеме, в качестве персонала и уровне управления качественными процессами.

Таким образом, основными направлениями  совершенствования института муниципальной  службы являются:

  • введение инновационных технологий по обеспечению стабилизации муниципальной службы и повышению качества ее функционирования;
  • повышение профессионализма кадров муниципальной службы по средствам введения новых методик системы обучения;
  • формирование идеальной модели муниципального служащего, деятельность которого направлена на качественный результат деятельности органов местного самоуправления.

Решение данных задач позволит усовершенствовать  институт муниципальной службы, повысить результативность местного самоуправления, модернизировать систему управления в муниципальных образованиях.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
  2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ – 2009. - №11
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ – 2009. - №11
  4. О муниципальной службе в Хабаровском крае: Закон Хабаровского края от 25.07.2007 №131//Собр. законодательства Хаб. Края – 2007. - №8
  5. Астахов, Ю. Кадры муниципальной службы: состояние и перспективы развития /Ю.Астахов // Справочник по управлению персоналом. – 2007. - №5 – С. 56-61.
  6. Андриченко, П.В. Муниципальная служба в РФ / П.В. Андриченко // Журнал российского права. – 2008. - №7 – С.12-22
  7. Рогаликова, И. Новые подходы к процессам кадрового учета муниципальных служащих / И.Рогаликова  // Муниципальная служба. – 2008. - №4 – С. 48-50
  8. Муравченко, В.Б. Должность муниципальной службы / В.Б.Муравченко // Право и экономика. – 2009. - №12 – С.47-51
  9. Пшеничникова, Т.Д. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих / Т.Д. Пшеничникова // Высшее образование в России. – 2010. - №4 – С. 49-53
  10. Уваров, А.А. Местное самоуправление в России // А.А. Уваров. - М. : Норма, 2005. – 302 с.
  11. Фадеев, В.И.  Муниципальная служба в РФ // В.И. Фадеев. - М. : ИНИОН РАН, 2000. – 172 с.
  12. Иванова, В.Н. Технологии муниципального управления // В.Н. Иванова. - М. : Финансы и статистика, 2005. – 395 с.
  13. Василенко, Л.А. Инновационная подготовка кадров государственной службы // Л.А. Василенко. - М. : РАГС, 2006. – 220 с.
  14. Кондратьева, И.А. Исторические этапы становления муниципальной службы в России / И.А. Кондратьева // Экономика, управление, общество: история и современность. – 2008. – С. 255-266
  15. Воронин, И. Инновационные технологии в управлении муниципальной службы: проблемы реализации / И. Воронин // Государственная служба. – 2007. - №3 – С. 35-42
  16. Марченко, И.П. Профессиональная подготовка муниципальных служащих / И.П. Марченко // Муниципальная служба. – 2008. - №4 – С. 89-102
  17. Аверин, А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих // А.Н. Аверин. - М. : Омега-Л, 2004. – 278 с.
  18. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление // А.Г. Воронин. - М. : ИНФРА-М, 2004. – 314 с.
  19. Емельянов, Н.А. Местное самоуправление. Проблемы. Поиски. Решения // Н.А. Емельянов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 445 с.
  20. Зотов, В.Б. Местное самоуправление в России // В.Б. Зотов. - М. : ИНФРА-М, 2003. – 322 с.
  21. Слатинов, В.Б. Реформирование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации // В.Б. Слатинова. - Курск : ВАРИАНТ-К, 2006. – 240 с.
  22. Нечипоренко, В.С. Муниципальное управление: профессиональное развитие персонала // В.С. Нечипоренко. - М. : Кно-Рус, 2004. – 418 с.
  23. Норкин, К.Б. Социальные изобретения в региональном и муниципальном управлении // К.Б. Норкин. - М. : Айрис-пресс, 2003. – 308 с.

 

 

1 Кондратьева И.А. Исторические этапы становления муниципальной службы в России // Экономика, управление, общество: история и современность. – 2008. – С. 255-266

2 О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2009. - №11

3 Норкин К.Б. Социальные изобретения в региональном и муниципальном управлении . - М. : Айрис-пресс, 2003. – 308 с.

4 О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ – 2009. - №11

5 Фадеев В.И.  Муниципальная служба в РФ. - М. : ИНИОН РАН, 2000. – 172 с.

6 Пшеничникова Т.Д. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих // Высшее образование в России. – 2010. - №4 – С. 49-53

7 Воронин И. Инновационные технологии в управлении муниципальной службы: проблемы реализации // Государственная служба. – 2007. - №3 – С. 35-42

 


Информация о работе Муниципальная служба: задачи, функции, оценка эффективности