Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:11, курсовая работа
Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения позволяют выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны, оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их работы в организации позволяет определить эффективность самого процесса отбора.
Система стимулирования дает возможность выработать политику стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует удержанию уже нанятых работников.
Введение ………………………………………………………………………....
1 Теоретические аспекты и понятие набора и отбора персонала предприятия ……………………………………………………………………..
1.1 Персонал предприятия и его структура …………………………………...
1.2 Персонал предприятия и его классификация ……………………………..
1.3 Списочный и явочный состав рабочих …………………………………….
2 Оценка организации планирования кадров и набора персонала в ОАО «Радиодеталь» …………………………………………………………………...
2.1 Порядок набора и отбора персонала в ОАО «Радиодеталь» ……………..
2.2 Подготовка и переподготовка кадров ОАО «Радиодеталь» ……………...
3 Пути и меры совершенствования набора и отбора персонала ОАО «Радиодеталь» …………………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников ……
Техническая оснащенность,
персонал, инфраструктура и производственная
среда позволяют вести
Производство установочных изделий является приоритетным направлением в деятельности организации.
Коммутационные изделия (переключатели) поставляются объединениям АвтоВАЗ, КАМАЗ, ЗиЛ, УАЗ, ГАЗ.
Используя качество изготавливаемой продукции в качестве залога успеха деятельности организации, высший уровень руководства разработал политику в области качества, целью которого является обеспечение удовлетворенности потребителей и всех заинтересованных сторон.
Постоянное улучшение деятельности в области качества продукции обеспечено планированием, разработкой, внедрением и поддержанием в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 системы менеджмента качества, базирующейся на комплексе документированных процедур на процессы, которые являются дополнительными по отношению к требованиям на продукцию.
Реквизиты организации: 431110, пгт Зубова Поляна, улица Новикова-Прибоя. 35, Республика Мордовия.
Генеральный директор - Александр Александрович Казеев.
Тел/факс: (83458) 2-11-50; 2-19-80.
Телекс: «Радиодеталь».
Представитель руководства по качеству - технический директор
организации ОАО «Радиодеталь» Владимир Иванович Куприянов.
Телефон: (83458) - 2-12-58.
Набор персонала ОАО «Радиодеталь» заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится буквально по всем специальностям – конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов ОАО «Радиодеталь» является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашение квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со стороны. Великолепным методом является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Все поступающие на работу обязаны заполнить анкету, которая служит источником дополнительной информации для организации. Копия анкеты представлена в приложении
Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести кадров. Для решения этой проблемы ОАО «Радиодеталь» разработало программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой», которые дают возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.
На этапе отбора персонала при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать стоит человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и подчиненными. Эффективный отбор кадров ОАО «Радиодеталь» представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки.
2.2 Подготовка и переподготовка кадров ОАО «Радиодеталь»
Профессиональный подбор работников ОАО «Радиодеталь» преследует цель определения профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы. Его задача-отбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей если не для всех, то для многих рабочих мест и должностей.
Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных психофизиологических характеристик человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестирования и других методов выявления способностей человека.
Подготовка рабочих для ОАО «Радиодеталь» осуществляется в системе начального профессионально-технического образования и непосредственно на производстве. Реформа общеобразовательной и профессиональной систем образования предусматривает превращение профессионально-технического образования в основную форму подготовки квалифицированных рабочих.
Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуществляется в форме индивидуального и группового обучения на рабочих местах и в системе курсовой подготовки на учебно-производственной базе предприятия. На рабочих местах обучение рабочих производится под руководством не освобожденных от основной работы высококвалифицированных рабочих. Обучение рабочих завершается сдачей ими экзаменов и присвоении им соответствующих квалификационных разрядов.
Профессиональное обучение рабочих на производстве предусматривает также их переподготовку, обучение вторым профессиям и повышение квалификации.
Основными методами обучения в ОАО «Радиодеталь» на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет
собой разъяснение и
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения – высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников – с древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов – медицине, виноделии, управлении.
Однако обучение на рабочем месте обычно бывает узко специальным, не дает возможность работнику абстрагироваться от сегодняшней ситуации и выйти за рамки обычного поведения, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков. Для этих целей более эффективными являются программы обучения вне рабочего места.
Обучение рабочих и специалистов ОАО «Радиодеталь» вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).
Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции, представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок. Позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения. Поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего – лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Рассмотрение практических ситуаций позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. Для успешного использования метода практических ситуаций от участников требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения – для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время – обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств – аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В тоже время, индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности – обратной связи – обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.
В отличие от традиционных
методов профессионального
Переподготовка преследует цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиям рынка труда. Эту работу наряду с предприятиями организуют также службы занятости населения в городах и районах республики Мордовия. Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профиля рабочих, на создание для них возможности совмещения профессий с целью повышения привлекательности и содержательности труда, роста его производительности и уровня оплаты. Повышение квалификации направлено на обеспечение роста профессионального мастерства рабочих, повышения их знаний, совершенствования навыков и умения выполнять более сложные работы. Повышение квалификации рабочих проводится путем обучения на производственно-технических курсах, на курсах подготовки бригадиров, на курсах целевого назначения по овладению новой техникой и новой технологией производства.