Набор, отбор и найм персонала в фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является осмысление, систематизация и выявление наиболее важных механизмов, критериев, способов набора, отбора и найма персонала для формирования трудового коллектива ООО «Мир инструмента».
Актуальность проблемы обостряется в большей мере в связи с развитием рыночной системы в России, в которой большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Концепция управления персоналом в общей системе деятельности организации 5
1.1 Место процесса формирования персонала в системе управления персоналом 5
1.2 Набор персонала 10
1.3 Найм персонала 14
1.4 Отбор персонала 18
2. Исследование и анализ управления процесса набора, отбора и найма персонала в организации (на примере ООО «Мир инструмента») 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика и кадровая политика организации 22
2.2 Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала 26
2.3 Деловая оценка и отбор персонала 28
3 Разработка рекомендаций для усовершенствования кадровой политики организации 31
3.1 Общие мероприятия по усовершенствованию работы отдела кадров 31
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала 33
3.3 Разработка мероприятий по привлечению специалистов среднего и высшего звена 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Набор, отбор и найм персонала в фирме.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

     Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого далее отдел персонала отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться в ООО «Мир инструмента» буквально по всем специальностям — техническим, административным, работников торговых точек. Например, необходимый объем работы по набору грузчиков в значительной мере определяется разницей между наличием и будущей потребностью в нем. При этом учитываются такие факторы, как, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор рабочего персонала отдел персонала обычно ведет из внешних источников. Это связано с тем, что рабочий персонал, другими словами, грузчик – низший уровень во всем персонале фирмы и нет смысла проводить внутренний набор на данную должность. Наоборот, вакансии на административные должности, как правило, заполняются людьми, давно работающими на фирме.

     В процессе набора кандидатов первым делом  отдел персонала ООО «Мир инструмента» предлагает претендентам на занятие вакантных мест представить свое резюме, в котором указываются личные сведения и основная информация об образовании, профессиональном опыте, имеющихся навыках и достижениях. Вторым важным источником информации для базы данных является стандартная форма «Сведения о кандидате», куда заносится основная информация о специалистах, не принятых на работу по одним вакансиям, но имеющих по всем данным хорошие шансы быть принятыми на работу по мере появления других вакансий. Типовой бланк «Сведения о кандидате» содержит следующие разделы:

  • Ф.И.О., возраст, семейное положение, домашний адрес
  • образование
  • рабочий опыт
  • предыдущие места работы и причины увольнения
  • дополнительные сведения (навыки работы с оргтехникой, увлечения в свободное время и др.)
  • рекомендации (Ф.И.О. адрес/телефон человека, дающего рекомендацию). Данное нововведение позволяет получать необходимую информацию обо всех кандидатах, попавших под внимание отдела.

     Следует учитывать, что база данных на специалистов, предлагающих свои услуги, быстро устаревает, так как люди не сидят, сложа руки в ожидании появления вакансии в вашей организации, а активно ищут и могут найти устраивающую их работу в другой организации. Поэтому с базой данных надо постоянно работать, периодически обновляя ее, добавляя новых кандидатов или удаляя информацию о тех специалистах, которые на данный момент уже отказываются от рассмотрения предлагаемых вакансий. 

     2.3 Деловая оценка  и отбор персонала 
 
 

     Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.

     Различаются два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную  должность или рабочее место  при отборе персонала и текущая  периодическая оценка сотрудников  при аттестации персонала.

     При необходимости могут проводиться  дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв, сокращения и т. п. Оценка возможна также по результатам  обучения, при контроле хода адаптации работников и т. п.

     Отбор кандидатов на вакантную должность  осуществляется из числа претендентов на вакантную должность работников офиса с помощью оценки деловых  и личностных качеств кандидатов.

     При этом используется специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:

    1. общественно-гражданская зрелость;
    2. отношение к труду;
    3. уровень знаний и опыт работы;
    4. организаторские способности;
    5. умение работать с людьми;
    6. умение работать с документами и информацией;
    7. умение своевременно принимать и реализовывать решения;
    8. способность увидеть и поддержать передовое;
    9. морально-этические черты характера.

     Первая  группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной деятельности; обладание высоким уровнем политической грамотности.

     Вторая  группа объединяет следующие качества: чувство личной ответственности  за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы.

     Третья  группа включает такие качества: наличие  квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в том числе в руководящей должности).

     В четвертую группу входят следующие  качества: умение организовать систему  управления, свой труд; владение передовыми методами руководства; умения проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда; способность к оценке возможностей и труда других.

     Пятая группа включает такие качества, как  умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

     В шестую группу входят качества: умение коротко и ясно формировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжении, четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде, умение читать документы.

     Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечивать контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой, уверенность в себе.

     Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть новое; распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов, распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.

     В девятую группу входят такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье

     В каждом конкретном случае из этого  списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего  для конкурентной должности и  организации, и добавляются к  ним специальные качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

     После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств  у кандидатов на вакантную должность  и оценки степени обладания ими  каждым кандидатом (по каждому качеству). Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность. 
 
 
 

     3 Разработка рекомендаций  для усовершенствования кадровой  политики организации 
 

     3.1 Общие мероприятия  по усовершенствованию работы отдела кадров 
 
 

     Основной  задачей при найме персонала  на работу является удовлетворения спроса на работников в качественном и количественном отношении. Задачей набора кадров является процесс, который включает общий  анализ потребности в кадрах; точное определение кто нужен организации; определение источников поступление кандидата и выбор методик отбора.

     Не  менее важной задачей является найм на работу, которой заключается в  поиске работников требующихся предприятию  в данный момент. Прежде чем кандидат получит предлагаемую работу он проходит предварительное собеседование. После собеседования производится сопоставление данной личности к его должности, которую он хочет занять и делается вывод о его профессиональных качествах применяемых к данной работе – может ли данный кандидат занимать эту должность.

     Последующим этапом найма на работу является отбор  персонала. В отбор входит часть  процесса найма персонала, которая  выделяет одного или нескольких кандидатов из общего числа. В пример можно привести поступление юношей и девушек в высшие учебные заведения. С ними проводят отбор и по результатам молодые люди, показавшие себя с лучшей стороны и набравшие высокие баллы на конкурсном отборе становятся студентами.

     При отборе кандидатов на руководящие должности выясняются их нее деловые способности. В это входит некоторые качества, такие как опыт, отношение и умение работать, способность отстаивать свои решения и поддерживать другие. Большую роль играет полученное образование, опыт, приобретенный на занимаемой должности и его трудовые успехи. На некоторые работы требуется физическая сила а, следовательно, здоровье. Далее играет важную роль его возраст и семейное положение. Окончательное решение при отборе обычно формируется заранее, и на каждом из этапов отсеиваются некоторое количество кандидатов.

     Вначале с кандидатом проходят беседу в отделе кадров, при котором определяется образование и внешний вид.

     На  следующем этапе заполняются  документы определенного образца, в этих документах задаются вопросы  о качествах претендента.

     Потом происходит собеседование в форме  вопросов и ответов. Во время беседы нельзя провоцировать кандидата  повышением интонации. В процессе происходит наблюдение за речью и поведением. Во время беседы не задаются вопросы, являющиеся важными критериями отбора. В дальнейшем кандидат направляется на тестирование, которое проверяет эффективность выполнения данной ему работы. Впоследствии проводится проверка рекомендаций и отзывов с его предыдущей работы, проверяется его образование и в некоторых случаях проводится медицинский осмотр, после чего принимают решения о приеме на работу.

     Из  всего выше сказанного можно сказать  что, что прием на работу представляет собой сложную систему взаимосвязи  между работодателем и соискателем. И чтобы получить работу требуется пройти множество этапов отбора. Которые можно сделать короче, если совместить несколько этапов вместе, тогда принятия решения о приеме на работу будет происходить намного быстрее. Личностную проверку кандидата надо проводить более тщательно, во избежание конфликтных ситуаций. 
 

     3.2 Разработка плана  привлечения и отбора персонала 
 
 

     Для скоординированной работы службы по персоналу с другими подразделениями  организации следует разработать  следующий план привлечения и  отбора персонала, который поможет  взаимоувязывать будущие потребности в работниках с существующим положением организации:

     1) определение соотношения внутреннего  и внешнего набора персонала;

     2) установление системы стимулов:

     а) определение содержания работ;

     б) определение условий труда на каждом рабочем месте;

     в) составление схемы развития персонала и карьерного роста;

     г) установление размера оплаты труда;

     3) разработка альтернативных вариантов  привлечения персонала;

     4) выбор рынка труда;

     5) определение канала привлечения  персонала;

     6) отбор персонала;

     7) адаптация работника на рабочем месте.

     Данный  план является оптимальным для процесса формирования персонала фирмы, т.к. непосредственно процессу отбора работников предшествует тщательная подготовка (выбор  формы, места набора, установление системы  стимулов), и новый работник, вошедший в коллектив, постепенно адаптируется на рабочем месте. И вообще, крайне важно независимо от типа организации и имеющихся вакансий тщательно планировать процесс отбора и готовиться к его проведению. Процесс отбора должен обеспечить организацию наилучшими кандидатами для занятия имеющихся вакансий. Если речь идет о конкурсном отборе, когда количество претендентов превышает число имеющихся вакансии, то процесс отбора строится таким образом, чтобы каждый из его этапов выполнял функцию сита, последовательно отсеивания кандидатов, которые по тем или иным критериям уступают другим участникам конкурса. Важно, чтобы до того, как кандидаты подойдут к наиболее сложным и требующим больших затрат времени процедурам отбора, в числе претендентов остались лишь те кандидаты, которые по всем формальным характеристикам полностью устраивают работодателя.

Информация о работе Набор, отбор и найм персонала в фирме