Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:30, курсовая работа
Актуальность курсовой работы в том, что японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японская модель управления оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система.
Целью работы является выявление особенностей и характерных черт японской модели управления.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Общая характеристика японской модели управления
1.1. Понятие японской модели управления …………………………………..5
1.2. Зарождение японской модели управления……………………………….7
1.3. Особенности управления производством, персоналом и финансами в японских компаниях…………………………………………………………….9
Глава 2. Оценка модели управления в корпорации «Sony»
2.1. Общая характеристика организации…………………………………….16
2.2. Характеристика стиля управления в организации……………………..19
Глава 3. Направления повышения эффективности управления компании «Sony»…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………………28
На крупных фирмах применяется также система премиальных, выплачиваемых два раза в год, в виде крупной денежной суммы. При этом все получают одинаковую долю своей заработной платы. Сумма не зависит от деятельности работника, а только от деятельности фирмы. В Японии не применяется отбор и назначение работников на должности со строго очерченным кругом обязанностей и четко определенными профессионально - квалификационными и личностными качествами. В подавляющем большинстве случаев профессия, полученная в вузе, не имеет никакого значения для карьеры работника.
Каждый работник, поступивший на фирму, должен пройти все ступени должностной иерархии, начиная с самой нижней (рабочий, уборщик, курьер и т.п.), постепенно переходя из подразделения в подразделение. Считается, что это помогает работнику, достигшему определенного уровня, лучше понимать и учитывать интересы и потребности всех сотрудников.
Кроме того, система постепенного продвижения и постоянной ротации кадров формирует высококвалифицированного специалиста широкого профиля, компетентного практически во всех сферах деятельности. Этому же способствует и отсутствие жесткой регламентации должностных обязанностей: для каждого работника определяется идея его функций и предоставляется свобода творчества в выборе способов их выполнения при четкой постановке общей конечной цели.
На предприятиях Японии исполнитель каждой операции должен рассматривать исполнителя последующей операции как своего потребителя и выполнять свою часть производственного процесса особенно тщательно.
Система «Канбан» предусматривает выполнение производственных заказов не по неделям, а по дням и даже часам. При этом диспетчеризацию заказов выполняют сами рабочие. Система «Канбан» предусматривает уменьшение объема обрабатываемых партий, сокращение задела, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов. В результате ликвидируются большинство складских помещений и высвобождаются производственные площади, ранее использовавшиеся для размещения задела.
Главное преимущество системы «Канбан» в ее простоте, однако внедрить ее отнюдь не просто. Например, применение этой системы практически невозможно без существенного сокращения времени переналадки и переоснащения производственного оборудования, а также без выполнения ряда других предварительных условий, достижение которых стало возможным лишь на базе научно-технического прогресса. Применение системы «Канбан» требует больших затрат, однако после ее внедрения затраты с лихвой окупаются и достигается большой экономический эффект за счет рационального использования материалов, повышения производительности труда и качества продукции.
Ни одна страна мира не уделяет столько внимания эффективности производства и качеству продукции, как Япония. Это часть образа жизни населения страны. Как говорят японцы, «качество — это состояние сознания, производительность — это способ добродетельного поведения».
Японские компании в управлении производством ориентируются преимущественно на внутренние ресурсы и практически не прибегают к способу приобретения чужих компаний в силу особенностей управления персоналом - групповое поведение в принятии решений, пожизненный наем. Ввиду этого покупка-продажа фирм считается в Японии аморальной. Японские фирмы предпочитают совместную предпринимательскую деятельность как путем создания смешанных по капиталу компаний, так и совместную деятельность по строительству предприятий на основе договора подряда. Когда в качестве партнеров выступают японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно дополнять друг друга, что обеспечивает высокую эффективность совместного производства.
В японских фирмах первостепенное
значение придается контролю и управлению
непосредственно в цехе, на производственном
участке. Рабочие выполняют как стандартные
операции, когда линия работает в обычном
заданном режиме, так и нестандартные:
переналадку, выявление и устранение причин
перебоев, контроль за качеством продукции.
К услугам сторонних специалистов в японских
фирмах прибегают лишь тогда, когда для
работающих на линии такая задача является
слишком сложной, требующей специальной
подготовки. Такой подход не только позволяет
сокращать простои и экономить на издержках
производства, но и ведет к расширению
участия рабочих в управлении производственно-
Можно выделить следующие особенности управления в японских фирмах:
- при переходе на выпуск
все более сложных и
- разработка такой технологии
и такой организации
- при общей ориентации
на повышение уровня
- наряду с автоматизацией
проводится концентрация
- для того, чтобы все
или подавляющее большинство
отклонений обнаруживались и
урегулировались
Немалый интерес представляет японский опыт управления финансами. В период экономического бума корпорации Японии придавали первостепенное значение инвестициям и широко привлекали капиталы извне, прежде всего посредством выпуска акций. В последующем компании стали более жестко контролировать отношение акционерного капитала к общей сумме активов в целях улучшения структуры капитала. Сейчас более активно используются собственные ресурсы и все чаще ограничиваются инвестиции до уровня, который может быть обеспечен внутренними источниками финансирования.
В японской финансовой практике широкое распространение получило применение конвертируемых облигаций, которые в последующем превращаются в обычные акции. При выпуске акций для повышения их привлекательности покупателям предоставляется ряд преимуществ. Вкладчики получают не только прибыль по вкладам, но и премию, а компании — дополнительные источники финансирования. При падении темпов экономического роста и снижении конъюнктуры компании пересматривают финансовую политику, используют в различных сочетаниях не только акционерный капитал, но и долговременные обязательства, долгосрочные ссуды.
Одновременно пересматриваются инвестиционные программы с целью ограничения размеров привлеченного капитала, сокращения затрат и перехода на самофинансирование.
В этой связи отказываются от излишней централизации, предпочитая горизонтальные связи. Создаются отделения, советы и комитеты менеджеров разных уровней для организации тесного взаимодействия между различными службами, расширяется практика формирования программно-целевых структур управления. Руководство компании координирует деятельность отделений, исследовательскую работу, маркетинг, вопросы привлечения капитала. На наиболее важные управленческие решения отделений может быть наложено вето.
Японский опыт в сфере финансов приобретает для российских менеджеров особое значение в связи с тем, что и в России формируется рынок ценных бумаг, а предприятия приобретают все большую самостоятельность, в том числе в области финансирования. Вот почему вариативность финансовых решений, маневрирование источниками финансирования, сдержанное отношение к банковским кредитам, особенности дивидентной политики, характерные для Японии, должны заслуживать особого внимания руководителей российских предприятий.
Глава 2. Оценка модели управления в корпорации «Sony»
2.1. Общая характеристика организации
В наши дни сложно найти человека, который бы не знал японский концерн Sony. В глазах многих потребителей, товары этой компании стали воплощением высокого качества, надежности и удобства в эксплуатации.
Корпорация Sony сегодня является крупным холдингом, который занимается не только производством электротехники, но и предоставляет финансовые услуги. Ее стартовый капитал составлял 500 долларов. Все началось в 1946 году. Два энтузиаста - Акио Морита и Масару Ибука - создали маленькую мастерскую, в которой начинали со сборки электрических грелок, продажа которых на уличных рынках Токио давала прибыль. Sony первой запустила в массовое производство миниатюрные транзисторные радиоприемники и телевизоры, домашний видеомагнитофон, портативный кассетник с наушниками. Далеко не все удавалось воплотить в жизнь. Руководители Sony признаются, что потеряли деньги на цветных телевизорах «Хроматрон», потерпели неудачу с эл. кассетами, аудиокассетами большого размера с широкой лентой. Sony называли и менее почтительно - «морской свинкой» электронной промышленности. Ее продукция всегда имела потрясающий эффект. Она прокладывала дорогу своим конкурентам, которые вовсю пользовались этим. Промежуток времени - между созданием оригинала и его копированием – постоянно сокращался. Сначала это был год, потом полгода, а теперь чуть больше нескольких месяцев. В таких условиях для Sony остается лишь один путь - наступательная стратегия. Они открывают новые рынки и захватывают на них максимальную долю. Добившись лидирующего положения у себя на родине, Sony приступает к освоению зарубежных рынков. Сделать это было весьма непросто.
Сегодня Sony — это лишь часть холдинга Sony Group.
Основные подразделения Sony Group:
Sony Corporation (управление холдингом
и производство электротехники)
Sony Financial Holdings (страхование, банки).
Sony Ericsson (мобильные телефоны).
Sony Computer Entertainment (игровые приставки Sony Playstation и видеоигры к приставкам и ПК).
Sony Pictures Entertainment (производство и продюссирование фильмов).
Sony Music Entertainment (музыкальная отрасль).
Производственные предприятия корпорации Sony находятся в 14 странах, но торговые филиалы открыты почти во всех регионах нашей планеты. Так, за пределами Японии расположены 68 дочерних компаний. Среди наиболее успешных дочерних - фирм корпорации Sony нужно отметить Sony Ericsson, союз шведской и японской фирм, который был заключен в апреле 2001 года для создания конкуренции лидерам рынка - Motorola, Nokia и Siemens.
Ключевыми для корпорации Sony являются выбор крупных целей и постановка серьезных научно-технических задач. В настоящее время деятельность корпорации осуществляется по следующим основным направлениям: бытовая и профессиональная электроника, производство продукции в области информации и телекоммуникаций, сфера развлечений, включая производство кинофильмов, музыкальных программ и компьютерных игр, финансово-инвестиционная деятельность, осуществление интернет-проектов.
Одна из самых важных целей Sony - учреждение системы управления, которая учитывает прозрачное управление также, как быстрое и динамическое принятие решения в быстро изменяющемся мире.
Sony является "Компанией
с Комитетами", то есть корпоративная
система управления
Содержанием миссии Sony стала формулировка: «новаторские идеи - новейшая технология - техноемкая продукция - потребители во всём мире».
Важным этапом в становлении миссии «Сони» стал 1958 год, связанный с началом экспорта своей продукции. Основой для этого послужило решение важнейших задач на внутреннем рынке:
- нахождение «ниши» на внутреннем рынке с помощью техноёмких товаров;
- завоевание уважения к своей торговой марке;
- создание своих магазинов, а позже - собственной сети сбыта и распределения;
- приобретение славы первооткрывателей.
Миссия Сони обусловлена обликом основателей фирмы, ставших и её руководителями. Если перевести на язык образной формулы, то она выглядит так:
Миссия = (знания, изобретательность, энтузиазм) * (интуиция, смелость, дерзость).
Первую скобку можно назвать личностным «Капиталом номер один», а вторую - «Капиталом номер два». Сплав того и другого закономерно привёл к появлению миссии.
Менеджеры Sony находят применения незаурядным личностям, их идеям, гармонично сочетать различные мнения. Это не громкие слова и не идеализация. Слабость многих компаний заключается в том, что кадровая служба, её менеджеры считают себя «вершителями судеб» людей, поступивших к ним на работу. Они «привязывают» человека к должности и считают свою задачу выполненной. На самом деле, нахождение истинного места человека в организации - это постоянный процесс поиска и самопоиска, оценки и самооценки для реализации способностей «человека работающего».
Информация о работе Направления повышения эффективности управления компании «Sony»