Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа
В настоящее время источником наращивания экономического потенциала государства становятся не природные ресурсы, а идеи и основанные на них инновации. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Инновационная способность экономики определяется возможностью распространять во всех сферах новые продукты и технологии, завоевывать соответствующие области рынка и зависит от действующего экономического уклада, наличия и характеристики инновационного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.
Введение
4
Глава 1
Теоретические основы формирования научно-технического потенциала компании
7
1.1
Сущность, показатели, критерии и компоненты научно-технического потенциала компании.
7
1.2
Организационно – управленческая составляющая в научно-техническом потенциале и методика его оценки
13
1.3
Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-технической деятельности
18
Глава 2
Анализ основных факторов, влияющих на развитие научно-технического и инновационного потенциала компании DNS
25
2.1
Анализ ассортимента предоставляемых товаров и услуг, место компании на рынке цифровых устройств
25
2.2
Анализ ценовой и маркетинговой политики DNS
30
2.3
Кадровая политика DNS и инновационные методы ведения бизнеса
39
Глава 3
Направления совершенствования научно-технического и инновационного потенциала
46
3.1
Внедрение инноваций в работу с клиентами и развитие собственной марки DNS
46
3.2
Инвестиции в инновации как фактор стимулирования развития научно-технического потенциала
53
Заключение
62
Список использованных источников
65
Равновесное распространение
нововведений-процессов в деловых циклах
научно-технической, производственной
и организационно-
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, то есть способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.[14]
Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с технологией производства, её многократным повторением на различных объектах. Инвариантность технологических инноваций способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад. Доминирование нового технологического уклада в экономике приводит к постепенному снижению прибыльности производства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе.
Инновационный потенциал предлагается оценивать с помощью следующих показателей: количество внедренных изобретений, рационализаторских предложений; число освоенных новых технологий, новых видов продукции (работ, услуг); объем НИОКР; средний возраст выпускаемой продукции; конкурентоспособность выпускаемой продукции; патентная защищенность выпускаемой продукции и применяемых технологий.
Также, оценку инновационного потенциала можно осуществляеть на основе индикаторного метода. Предлагаемый порядок оценки инновационного потенциала имеет преимущества, так как разработанная система индикаторов соединяет в одно целое основные технические, организационные, экономические и социальные характеристики деятельности предприятия. Но в тоже время имеет смысл применяться только на крупных, наукоемких производствах, занимающихся непосредственным созданием принципиально новых товаров и услуг. Как правило, весь процесс занимает достаточно большой промежуток времени и неактуален для компаний, занимающихся помимо разработок еще какими-либо видами деятельности.
1.3 Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-технической деятельности
В процессе функционирования научно-технических систем создается поток научной продукции, в которой воплощены интеллектуальные результаты исследовательской деятельности.
Уникальность, разнородность, высокая неопределенность научных результатов, невозможность зачастую определить важность и полезность научного результата в момент его получения, отсутствие прямой связи между затратами труда и результатами исследований затрудняют количественное измерение и соизмерение данных результатов, и, соответственно, продуктивности деятельности отдельных научно-технических работников и научно-технических систем в целом.
Вопрос о критериях оценки научных результатов является одним из центральных в прикладном науковедение.
Обычно считается, что любое законченное исследование содержит в себе новые научные результаты, приобретающие признание как таковые только после их публикации и приводящие к приросту научно-технического потенциала, причем величина прироста отражает прирост полученной при этом новой научно-технической информации, новых научных знаний, имеющих потенциальную ценность (продуктивность научного труда).[26]
Одним из распространенных подходов к оценке продуктивности научного труда является отражение ее следующим набором показателей:
Одним из обоснований использования набора показателей данного типа является то, что объективно существует ряд факторов, действующих в направлении выравнивания ценности результатов одинакового вида (например, для кандидатских диссертаций ими являются стандартный набор требований к диссертационной работе, одинаковый срок подготовки диссертации аспирантами, тщательное рецензирование и обсуждение диссертаций и т.п.).
Несмотря на удобство такого подхода, он имеет ряд недостатков. Главный из них состоит в том, что ценность материально-вещественных носителей информации, имеющих одинаковое количественное измерение и, поэтому, рассматриваемых как равнозначные, далеко не равны, вследствие чего полученные при данном подходе выводы во многом носят ограниченный характер. Вместе с тем, вполне вероятно, что между количеством (объемом) опубликованной информации и ее качеством (значимостью) существует определенная, более сложная зависимость.
Кроме того, правомерность часто используемого отражения значимости научной информации путем учета уровня знания (уровень отдельной организации, региональный уровень, национальный уровень, международный уровень) оспаривается рядом науковедов исходя из того, что при задержке опубликования, обычно пропорциональной уровню издания, снижается оперативность информации и происходит ее определенное устаревание, т.е. произведение "массы" научных результатов на "оперативность" ее доставки потребителям оказывается примерно равной для различных публикаций.
В целом же подобный набор показателей вызывает устойчивую критику ученых, утверждающих о неправомерности формализации принципиально неформализуемых качественных параметров, однако имеет и большое количество сторонников, считающих, что формализованные системы отличаются от субъективного оценочного механизма в лучшую сторону тем, что поддаются контролю и последующему улучшению, и, самое главное, позволяют проводить в научно-исследовательских организациях единую целенаправленную политику.[19]
Широкое распространение за рубежом получил так называемый наукаметрический подход к оценке продуктивности научного труда через оценку качества научного результата путем учета количества цитирований соответствующей публикации. Однако он также обладает рядом хорошо известных недостатков. Определенные типы публикаций (например, с описанием стандартных методик наблюдений и экспериментов) цитируются чаще других независимо от их качества. Цитирование обусловлено слишком большим количеством субъективных моментов, мотивы авторов публикаций при применении ими ссылочного аппарата слишком различны. Трудно разделить позитивное, негативное и другие виды цитирования. Наличие при цитировании временного лага, превышающего 2-3 года, делает принципиально невозможным проведение оперативных оценок научных результатов. Кроме того, единственный в мире указатель научных ссылок - американский журнал "Science Citation Index" (SCI) охватывает при анализе далеко не все научные издания и научные публикации.
Несмотря на общее, массовое нежелание ученых всех стран мира подвергаться какой-либо целевой оценке, за исключением общепринятого вынесения своих результатов в виде публикаций на суд научной общественности, психологически меньшую остроту возражений вызывает экспертная оценка (так называемая "оценка равных").
Действительно, при отсутствии возможности объективного измерения какого-либо явления или результата, компетентная экспертная оценка позволяет зачастую принимать решения, близкие к оптимальным. Целесообразно отметить, что научно-общественное признание результата научного исследования является показателем, отражающим именно экспертную оценку данного результата. Вместе с тем, экспертная оценка также не является универсальным методом решения проблемы ввиду таких недостатков, как невозможность полностью устранить личностную мотивацию эксперта, обеспечить единый подход различных экспертов к оценке одной и той же информации, уменьшить быстро нарастающее расхождение оценок экспертов при количестве учитываемых факторов более 3-4.
Попыткой преодолеть недостатки вышеизложенных методов, совместив одновременно их достоинства, является использование комбинированного подхода, при котором оценка научного результата по какому-либо содержательному критерию осуществляется экспертами, но не произвольно, а путем установления места результата на специально сконструированной инструментальной шкале с заранее определенными рангами возможных уровней интенсивности проявления некоторого критерия. По окончании процедуры экспертизы проводится анализ устойчивости оценок отдельных экспертов внутри всей совокупности экспертов. Конструирование измерительной шкалы по каждому из критериев осуществляется исходя из требования линейного нарастания интенсивности словесного описания проявления критерия от ранга к рангу данной шкалы, что, в соответствии с обобщенным психофизическим законом Вебера-Фехнера означает рост реального уровня интенсивности проявления критерия по закону показательной функции. Итоговая оценка научного результата характеризуется логарифмом показательной функции, равным сумме численных значений рангов данного результата на инструментальных шкалах, соответствующих различным учитываемым критериям. Обычно, в качестве минимального набора, учитываются такие критерии научного результата, как новизна информации и информационная емкость результата.
Использование данного подхода принципиально дало бы возможность оценивать научную значимость результатов работ всей совокупности ученых, входящих в любую научно-техническую систему, используя достаточно ограниченный объем информации, а именно - количество работ (научных результатов) каждого ученого (фактически - список опубликованных работ) и оценку по комбинированной методике нескольких лучших научных результатов, полученных этими учеными.
Однако, стоит отметить, что в России оценка научно результата в любой области (исследования, управление, финансы и т.д.) осложняется, зачастую, нежеланием самого автора афишировать свои разработки или же наличием сдерживающих обстоятельств (заключение договора, в котором прописано о неразглашении результатов).[25]
Если говорить о ноу-хау в управлении, маркетинге или привлечении инвестиций, то закрытость информации обусловлена высокой конкуренцией на всех рынках, особенно в области продаж и цифровой техники. Если говорить о потенциальных инвесторах, то в данном вопросе дело обстоит совсем просто – информация закрыта ввиду опасений утечки средств в другую, более технически развитую компанию.
Показатели результативности научно-технической деятельности.
Вся научно-техническая деятельность предназначена, в конечном итоге, для совершенствования производственного процесса как составной части процесса общественного воспроизводства, и оцениваться ее результаты также должны именно с точки зрения их применения в указанном процессе и фактической общественной полезности. Несомненно, такая оценка будет зависеть не только от качества научно-технической деятельности, но и от особенностей функционирования экономического механизма в целом.
Научно-техническая система может в значительной степени воздействовать на факторы продуктивности, тогда как ее результативность во многом зависит от внешних, по отношению к системе, причин.
Однако, в силу ряда причин (таких, как организационная обособленность науки от производства, наличие заметного временного лага между моментами получения и практического использования научно-технического результата, трудность вычленения вклада научно-технической деятельности из вкладов других факторов развития общества, отсутствие единой системы формализации видов научно-технической продукции, форм ее реализации и учета фактической реализации) непосредственно измерить указанную полезность не удается.
Информация о работе Научно-технический потенциал и эффективность его использования (DNS)