Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – выявить национальные особенности менеджмента в России. Для этого поставлены следующие задачи:
определить сущностную характеристику менеджмента;
определить цели и задачи менеджмента;
выявить основные функции и принципы менеджмента;
рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей;
рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента 5
1.1. Сущностная характеристика менеджмента 5
1.2. Цели и задачи менеджмента 10
1.3. Основные функции и принципы менеджмента 12
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента 22
2.1. Особенности американской модели менеджмента 22
2.2. Японская модель менеджмента 27
2.3 Выявление особенностей российской модели менеджмента 31
Глава 3. Перспективы развития российского менеджмента 35
На тему: «Национальные особенности менеджмента в России»
Тема: «Национальные особенности менеджмента в России»
Содержание
Введение |
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента |
1.1. Сущностная характеристика менеджмента 5 |
1.2. Цели и
задачи менеджмента |
1.3. Основные функции и принципы менеджмента 12 |
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента 22 |
2.1. Особенности
американской модели |
2.2. Японская модель менеджмента 2.3 Выявление особенностей российской модели менеджмента 31 Глава 3. Перспективы развития
российского менеджмента |
Заключение |
Список использованных
источников и литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления. Однако уже сейчас, прошло достаточно времени с момента перехода экономики России к рыночным отношениям.
Актуальность темы «Национальные
особенности менеджмента в
Главная цель курсовой работы – выявить национальные особенности менеджмента в России. Для этого поставлены следующие задачи:
Создание собственной модели менеджмента требует с одной стороны учитывать предыдущий опыт науки управления и особенности российского менталитета, а с другой стороны изучение всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике. В связи с чем, объектом исследования данной курсовой работы является изучение собственно российской национальной модели менеджмента, с учетом национальных стереотипов. Предметом исследования выступает изучение теоретических аспектов менеджмента и особенностей моделей менеджмента других стран.
Основные зарубежные модели управления, наиболее доступно рассмотрены в «Истории менеджмента» Кравченко А.И. и «Международном менеджменте» Пивоварова С.В., Тарасевич Л.С. и Майзеля А.И. В «Основах менеджмента » Кабушкина Н.И. и «Основах менеджмента» М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури раскрыты теоретические аспекты менеджмента. В учебнике Д.В. Валового «История менеджмента» рассказано об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в статье «Особенности национального менеджмента» произвел анализ российской модели менеджмента.
Данная курсовая работа состоит из трех основных глав. Первая глава посвящена изучению, сложившихся понятий о менеджменте, его задачах, целях, функциях и принципах. Вторая глава включает описание двух основных моделей менеджмента - американской и японской, а так же изучение национальных особенностей менеджмента в России. В третьей главе делается акцент на перспективы развития российского менеджмента, выявление недостатков для их дальнейшего изучения и приведения рекомендаций по их ликвидации, с учетом зарубежного опыта.
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента
1.1 Сущность менеджмента
Изучая национальные
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.[4]
Менеджмент - управление в условиях рынка и рыночной экономики означает:
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор».
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control»; для государственного или общественного управления –«government administration» или «public administration». Иногда к слову «management» добавляется слово «business» (business management), что подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности.
Рассматривая суть понятия «менеджмент», важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.
Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:
• в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;
• в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение требуемого уровня качества продукции: осуществление коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обеспечение технического обслуживания продукции; материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом.
Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.
Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами «делегирования» (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.
Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы - это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
1.2 Цели и задачи менеджмента
Основная и конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Информация о работе Национальные особенности менеджмента в России