Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – выявить национальные особенности менеджмента в России. Для этого поставлены следующие задачи:
определить сущностную характеристику менеджмента;
определить цели и задачи менеджмента;
выявить основные функции и принципы менеджмента;
рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей;
рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента 5
1.1. Сущностная характеристика менеджмента 5
1.2. Цели и задачи менеджмента 10
1.3. Основные функции и принципы менеджмента 12
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента 22
2.1. Особенности американской модели менеджмента 22
2.2. Японская модель менеджмента 27
2.3 Выявление особенностей российской модели менеджмента 31
Глава 3. Перспективы развития российского менеджмента 35
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.
Получившая широкую поддержку модель Портера - Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено.
Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
Однако, функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.
Говоря о функциях менеджмента,
Такое общее представление о менеджменте сложилось на данный момент в России. Менеджмент все больше приобретает черты профессиональной деятельности. Сам термин «менеджмент» прочно вошел в обиход и, по сути, стал аналогом термина «управление». Четко определены цели и задачи, а так же функции менеджмента. Более подробно раскрыть потенциал современного менеджмента в России постараемся в следующей главе, опираясь на зарубежный опыт и анализируя свойства российской модели менеджмента.
В следующей главе делается акцент на то, как осуществляется управление в таких странах, как США, Япония и Россия.
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента
2.1 Особенности американской модели менеджмента
Рассматривая вопрос о
Говоря
об американской модели
Зная национальные особенности
присущие каждому американцу, следует
сделать акцент на том, какие
функции и принципы имеют
Планирование большинство фирм США осуществляют в двух видах стратегическое и текущее (годовое) планирование. Стратегическое планирование сроком от 3 до 10 лет осуществляет небольшая группа специалистов под руководством главы фирмы, при этом концентрируют внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации.
Текущее годовое планирование основывается на показателях стратегического плана. В годовом плане детализируются планы производства, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы. Разработка годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг, после чего рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль.
Планирующие системы построены с учетом быстрого реагирования на изменение потребительского рынка и рыночной конкуренции.
Гибкость планирования предусматривает:
- сокращение
стратегического планирования
- прогнозирование и планирование на скользящей основе на каждый месяц без жестких показателей;
- сокращение времени выполнения заказа и его поставки.
То есть стратегическое и текущее планирование в США осуществляется с учетом прогноза.
Организация работы основывается на следующих принципах:
- целевые формальные рабочие отношения с подчиненными;
- четкая формализованная структура управления;
- индивидуальный процесс принятия решений;
- индивидуальная ответственность;
- гибкое использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и информационных).
Основным способом стимулирования работников является оплата труда. В США система оплаты труда предусматривает следующее:
- рабочие получают повременную оплату, что связано с высоким уровнем механизации труда, где выработка от рабочего практически не зависит;
- минимальная
оплата труда регулируется
- при определении среднего уровня оплаты фирмы следят, чтобы она не была ниже, чем у других фирм в данном географическом районе;
- абсолютные размеры заработка зависят от квалификации работника и стоимости проживания в данной местности;
- повышение
заработка обычно производится
ежегодно для всех работников,
чья работа оценивается
- премии выплачиваются
обычно только высшему
Поощрение осуществляется путем материального стимулирования и продвижения по ступеням иерархии. Продвижение по службе непосредственно связано с повышением квалификации через систему обучения.
Контроль. Одна из важнейших особенностей контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющими осуществляться на каждом этапе деятельности организации.
В американских фирмах управляющий имеет больше полномочий организовать процесс управления таким образом, как считает нужным. Он может по своему усмотрению концентрировать на себе или делегировать в рамках своей компетенции право принятия управленческих решений, так как он несет личную ответственность за достижение целей, поставленных перед его подразделением.
Так же для американских
- американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата.
- использовать оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении:
Централизация дает управленцу возможность взять на себя дополнительную ответственность, а децентрализованная организационная структура фирмы способствует созданию среды, в которой каждый ее член принимает на себя большую ответственность, имеет возможность реализовать свой потенциал, внедряя в производственную деятельность свои идеи и замыслы, в итоге, способствуя процветанию фирмы.
- специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов).
Таковы основные черты
2.2 Японская модель менеджмента
Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха - умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.
Информация о работе Национальные особенности менеджмента в России