Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
Главная цель курсовой работы – выявить национальные особенности менеджмента в России. Для этого поставлены следующие задачи:
определить сущностную характеристику менеджмента;
определить цели и задачи менеджмента;
выявить основные функции и принципы менеджмента;
рассмотреть основные модели менеджмента в зарубежных странах, сравнить их и выявить особенности этих моделей;
рассмотреть модель российского менеджмента и выявить ее особенности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента 5
1.1. Сущностная характеристика менеджмента 5
1.2. Цели и задачи менеджмента 10
1.3. Основные функции и принципы менеджмента 12
Глава 2. Выявление особенностей национального менеджмента 22
2.1. Особенности американской модели менеджмента 22
2.2. Японская модель менеджмента 27
2.3 Выявление особенностей российской модели менеджмента 31
Глава 3. Перспективы развития российского менеджмента 35
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим, национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект. [2, с.226]
Корпоративный дух, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам имеет особое значение, в связи с чем японская модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.
Планирование и организация работы в Японии основаны на гибкости производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.
Мотивация в японских предприятиях основана на взаимоотношениях служащих и подчиненных. Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и имя – невозможно лишь изменить фирме. Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер – в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо.
Определение размера оплаты труда зависит от следующих факторов: стаж работы, показатели работы группы и т.д.
Японский менеджмент, основанный
на коллективизме, использовал
все морально-психологические
Основные черты японской
- система пожизненного (или долгосрочного) найма;
- процесс коллективного принятия решений;
- концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.
Японская модель менеджмента
ориентирована на «социального
человека», который имеет
Сильнейшим средством
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Контроль качества охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют кружки качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально - психологическими.
Примечательны три основные
Японский менеджмент принимает
профсоюз как законного
В целом, в Японии меньше
жалоб и претензий к
2.3 Выявление особенностей в российской модели менеджмента
Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. В настоящее время, особое место при изучении особенностей российской модели менеджмента, принадлежит национальной культуре как специфической совокупности способов взаимодействия людей в данном обществе с окружающей их средой, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.
Между менеджментом и
То есть в России участие
в управлении не является
Так же необходимо учитывать то, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности. Россия всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Причем надо учитывать, что российский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающий себе дорогу в условиях формирующегося рынка.
В связи с данными факторами, ставится вопрос о том есть ли сегодня объективная необходимость использовать понятие «современный менеджмент» в России? Причина этому: Россия не знала эволюции идей менеджмента, поэтому все концепции менеджмента даже классические, являются для нашей страны новыми и современными. [15]
Однако, уже сегодня российский менеджмент современного периода имеет, порядка 20 лет, опыта управления в условиях рыночной экономики и большинству современных организаций присущи следующие черты:
- большое количество руководителей, в том числе руководителей среднего звена;
- четко очерчены
управленческие группы, управленческая
работа четко воспринимается
и отделяется от
- стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании;
- отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой;
- упор на коллективную работу.
Что касается функций
Организация работ на таких
предприятиях является
В настоящее время трудно стимулировать работника доской почета или записью благодарности в трудовую книжку, в связи с чем и изменились формы мотивации — это денежные премии, поездки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием и т.п. Сегодня многие российские организации включают такие программы как:
- фонд охраны труда;
- оказание материальной помощи;
- фонд социальной защиты малоимущих работников;
- выплаты дополнительных пенсий, пособий и др.
Функция контроля, сохранившего
свои черты со времен
Говоря о российском
Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества управленческих кадров. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков
Вторая главная проблема российского менеджмента - коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях.
Третья проблема - избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента - большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.
Таким образом, представлены
Глава 3. Перспективы развития российского менеджмента
Ранее были рассмотрены три интересующих нас модели менеджмента. В данной главе будет сделан акцент на имеющую сегодня место стадию становления российского менеджмента, с учетом зарубежного опыта.
Информация о работе Национальные особенности менеджмента в России