Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:37, курсовая работа
Качество персонала любой организации или фирмы - важнейшая составляющая ее жизнеспособности и эффективности. Это качество прежде всего определяется соответствием психических характеристик сотрудников и выполняемых ими должностных ролей.
Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
Средства моделирования
в НЛП позволяют
Задача моделирования в НЛП, по Р. Гриндеру, «заключается не в том, чтобы найти единственное «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии»15.
Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность» или «реальность» карты уступают по значимости ее «полезности».
Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека (или группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели:
В зависимости от цели моделирования для достижения желаемого результата может понадобиться информация нескольких различных уровней.
На одном
уровне, в частности, можно рассматривать
влияние социального и
На другом уровне исследованию подлежат определенные виды поведения и действия, в которые вовлекается данный человек в ходе своей деятельности, т. е. что именно делает этот человек в своем окружении.
Можно оценить также интеллектуальные и когнитивные стратегии и способности, которые необходимы для выполнения действий внутри идентифицированного окружения, т. е. как человек продуцирует поведение в данном контексте.
Далее можно исследовать убеждения и ценности, которые мотивируют и формируют стратегии мышления и способности, необходимые для достижения поведенческих целей в окружении, т. е. почему человек делает что-либо в конкретное время в конкретном месте.
Можно взглянуть еще глубже и исследовать восприятие роли или идентификации, которую данный человек связывает со своими убеждениями, способностями или действиями внутри того или иного окружения, т. е. кто стоит за всеми этими «почему», «как», «что», «где» и «когда».
Предметом исследования может стать и способ действий данного человека в контексте отношений с членами семьи, коллегами, социальным классом или культурой, т. е. кем является или будет являться человек в связи с «кем-то и чем-то еще».
Большинство процессов
моделирования в НЛП
Важно помнить, что способности являются более глубокой структурой, чем определенные задачи или приемы. Приемы обычно представляют собой последовательность действий или мер, которые ведут к выполнению того или иного задания. В то же время навыки и способности на практике нередко оказываются «нелинейными». Конкретный навык или способность (например, способность «творчески мыслить» или «продуктивно общаться) может служить опорой для различных задач, ситуаций и контекстов. Способности требуют «произвольного доступа», благодаря которому человек сможет в любое время моментально воспроизвести тот или иной навык в условиях любой задачи, ситуации или контекста. Таким образом, вместо линейной последовательности этапов навыки организуются вокруг модели ТОТЕ, которая представляет собой петлю обратной связи между а) целями, б) многообразием средств, используемых для достижения этих целей, и в) основаниями для оценки успешности.
В НЛП считается, для того чтобы успешно моделировать тот или иной навык или достижение, необходимо идентифицировать каждый из ключевых элементов ТОТЕ по отношению к данному навыку или достижению (см. Приложение 1, рис. 1).
1. Цели исполнителя.
2. Обоснование и процедуры
обоснования, используемые
3. Действия, которые предпринимает исполнитель (предпринимают исполнители) для достижения цели, а также специфические виды поведения как средства осуществления этих действий.
4. Реакция исполнителя (исполнителей), если цель не достигнута с первого раза.
Одним из стержневых элементов моделирования является методология сбора информации и определения значимых черт и паттернов, связанных с моделями ТОТЕ моделируемого человека. В НЛП это получило название извлечения (elicitation). Несмотря на то, что традиционные формы сбора информации, такие как анкетирование и интервью, обеспечивают доступ к определенной информации, они оказываются не в силах определить неосознанные или интуитивные возможности человека. Кроме того, в них нередко имеют место предположения, а также опущение контекстуально-значимой информации.
В дополнение к анкетированию и интервью бывает полезно и необходимо внедрить в практику более активные методы информационного поиска, такие как ролевые игры, имитацию и «естественное» (real life) наблюдение за специалистами в соответствующем контексте. Несмотря на то, что в методологию моделирования входят и интервью и анкеты, основная форма моделирования подразумевает интерактивное вовлечение человеческих «моделей» в примеры осуществления изучаемого навыка или действия. Таким способом можно получить информацию высочайшего качества и создать наилучшие возможности для запоминания самых практичных паттернов (точно так же художнику гораздо предпочтительнее работать с живым натурщиком, чем со словесным описанием).
Наиболее часто в НЛП используются следующие методы извлечения: 1) восстановление в памяти и переживание заново специфического эпизода, или 2) выполнение задания, которое предполагает или «включает» определенную способность, стратегию, ресурс или состояние.
Три основные позиции моделирования
В НЛП выделяются
три базовые позиции
Моделирование из первой позиции заключается в том, чтобы попытаться сделать что-либо самостоятельно и исследовать способ, которым мы это делаем. Мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения. Вторая позиция подразумевает, что мы ощущаем себя «в шкуре» моделируемого человека, пытаясь думать и действовать максимально приближенно к мыслям и поступкам другого человека. С помощью этого процесса мы можем интуитивно понять существенные, но неосознанные аспекты мыслей и действий моделируемого человека. Моделирование с третьей позиции заключается в том, что мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимодействии с другими людьми (в том числе с нами), оставаясь незаинтересованным наблюдателем. В третьей позиции мы отказываемся от собственных оценок и уделяем внимание лишь тому, что воспринимают наши органы чувств, как мог бы это делать объективный ученый, наблюдая за тем или иным явлением через телескоп или микроскоп.
Когнитивная и поведенческая компетентность могут быть смоделированы либо «имплицитно», либо «эксплицитно». Имплицитное моделирование предполагает занятие второй позиции по отношению к субъекту моделирования, с тем чтобы добиться интуитивного понимания субъективных переживаний данного человека. Эксплицитное моделирование состоит в переходе в третью позицию с целью описать явную структуру переживаний моделируемого субъекта так, чтобы ее можно было передать другим. В таблице (См. Приложение 1, Таблица 1) перечислены некоторые ключевые различия между двумя видами процессов моделирования.
Имплицитное моделирование является в первую очередь индуктивным процессом, с помощью которого мы принимаем и воспринимаем структуры окружающего мира. Эксплицитное моделирование, по существу, является дедуктивным процессом, с помощью которого мы описываем и осуществляем это восприятие. Оба процесса необходимы для успешного моделирования. Без «имплицитной» стадии не может быть эффективной интуитивной базы, на основе которой можно построить «эксплицитную» модель. Как указывал один из основателей НЛП Джон Гриндер, «невозможно описать грамматику языка, не обладая ее интуитивным пониманием». С другой стороны, без «эксплицитной» фазы смоделированная информация не сможет воплотиться в приемах или средствах и быть переданной другим.
Основные фазы обычного процесса моделирования отражают движение от имплицитного моделирования к эксплицитному, выраженное в изначальном предложении Гриндера. Эти фазы таковы:
Подготовка к моделированию подразумевает выбор личности, обладающей той способностью, которую вы хотели бы смоделировать, и определение:
а) контекста моделирования;
б) места и времени доступа к моделируемой личности;
в) предпочтительных
для вас отношений с моделируем
г) вашего состояния в процессе моделирования.
Кроме того, в эту фазу входит создание благоприятных условий, якорей и «линий жизни», которые позволят вам полностью погрузиться в процесс.
Первая фаза процесса моделирования включает в себя вовлечение моделируемого человека в желаемую деятельность или реализацию способности в соответствующем контексте. Моделирование начинается с принятия «второй позиции» с целью прийти к интуитивному пониманию навыка, который демонстрирует второй человек.
Следующий этап процесса моделирования — отделение существенных элементов поведения модели от случайных, посторонних. На этом этапе вам предстоит также систематически «выносить за скобки» элементы идентифицированных стратегий или видов поведения, чтобы оценить их значимость. Если при отсутствии какого-либо элемента реакции остаются неизменными, значит, он не является существенным для модели. Если же вследствие пропуска какого-либо элемента полученный результат изменяется — вам удалось установить нечто важное.
Финальная стадия
моделирования подразумевает
Глава 2. Моделирование навыков лидерства (на примере компании «Фиат»)
2.1 Цель
и задачи проекта,
Представленный здесь отчет, иллюстрирующий ряд ключевых аспектов моделирования в НЛП, составлен по результатам моделирования навыков успешных руководителей, которое осуществлялось в компании «Фиат» в 1989-1993 гг. Данный проект спонсировал Джанфранко Гамбильяни, старший сотрудник ISVOR Fiat — внутрифирменного подразделения по обучению персонала. Поддержку в осуществлении проекта оказал Джованни Теста, директор отдела Международного обучения и развития. Исследовательскую группу составили Р. Дилтс и двое его итальянских коллег: Джино Бониссоне и Иванна Гасперини.
Определение проекта началось с определения общих практических целей исследования, а также лежащих в его основе предположений относительно лидерства. Затем исследование было разделено на две фазы: 1) фаза базового исследования, рассчитанная на сбор информации, и 2) фаза прикладного исследования, в ходе которой были подробно исследованы специфические навыки лидерства, а также средства, обеспечивающие эффективную передачу их другим людям.
Общей задачей данного проекта было найти ответ на вопрос: «Каким образом (с помощью каких методов и ресурсов) можно усовершенствовать взаимоотношения между руководителями и сотрудниками так, чтобы достичь более высокого уровня интеграции (агрегации) в группе?»
Практические цели исследования заключались в том, чтобы определить:
1) что именно
делают блестящие руководители
и «как» они это делают, т.
е. составить описание
2) как научить
людей перенимать «КАК ДЕЛАТЬ»
в том, что касается
3) какие обучающие структуры и средства (семинары, количество групп, время и т. д. ) позволят наиболее успешно осуществить внедрение необходимых навыков.
Исследование основывалось на следующих предположениях: