Нематериальное стимулирование персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Труд перестал быть для многих людей смыслом жизни и превратился в средство выживания. В таких условиях не может идти речи не о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации.

Содержание

Введение………………………………………………………………..............
5
1Теоретические основы нематериального стимулирования персонала……………………………………………………………………….

7
1.1 Система нематериального стимулирования: понятие, инструменты, методы …………………………………………………………………………

7
1.2 Основные направления нематериального стимулирования персонала..
11
1.3Подходы к формированию системы нематериального стимулирования персонала………………………….....................................................................

15
2 Практическое содержание методов нематериального стимулирования персонала в ООО «Вокруг Света»……………………………………………

18
2.1 Организационно - экономическая характеристика деятельности туристического агентства……………………………………………………..

18
2.2 Анализ нематериальных способов стимулирования персонала………..
20
2.3 Преимущества и недостатки нематериального стимулирования в ООО «Вокруг Света»………………………………………………………………...

23
3Рекомендации по совершенствованию системы нематериального стимулирования в ООО «Вокруг Света»..……………………………...........

26
3.1Основные направления оптимизации нематериального стимулирования персонала в туристическом агентстве…………………….

26
3.2 Рекомендации по моральному стимулированию персонала …………...
29
3.3Расчет экономической эффективности предложенной программы…….
30
Заключение……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya-UChR.docx

— 105.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Проводимые мероприятия по нематериальному стимулированию персонала эффективно отражаются на деятельности компании в целом. Это говорит о грамотных методах нематериального стимулирования, которые использует руководство компании. Из вышепредставленной информации можно сделать вывод о том, что компанией используется достаточно методов и способов нематериального стимулирования своих сотрудников.

Рассмотрим динамику движения персонала в компании за период с 2009  по 2011 год.

 

Таблица 4 – Динамика движения персонала в ООО «Вокруг Света»

Показатели

Годы

Темпы роста

2009

2010

2011

2010г. к 2009г.

2011г. к 2009г.

Всего человек

90

110

135

+ 22%

+ 50%

Принято (чел.)

30

22

18

- 23%

- 40%

Уволено (чел.)

10

14

9

+ 40%

- 10%


 

Из данных таблицы видно, что к 2011 году количество персонала увеличилось на 45 человек, что составило 50 %, а уволен 1 человек по отношению к 2009 году, что составило 10 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что политика компании направлена на привлечение и удержание своих сотрудников в компании, именно поэтому в ООО «Вокруг Света» разработана и применяется система нематериального стимулирования персонала.

Проанализировав причины текучести кадров, можно выявить слабые стороны системы нематериального стимулирования, применяемой в компании.

 

 Таблица 5 – Причины  текучести кадров в ООО «Вокруг  Света»

Наименование показателей

Годы

2009

2010

2011

Неудовлетворенность

заработной платой

6

4

2

Психологический климат в коллективе

1

1

3

Отсутствие внимания к персонала со стороны руководства

1

0

3

Прочие причины

2

9

1

Итого

10

14

9


 

 

Таким образом, из данных таблицы видно, что в 2011 году основными причинами ухода сотрудников явились психологический климат в коллективе, а также отсутствие внимания со стороны руководства к персоналу. Это говорит о несовершенстве системы нематериального стимулирования в компании. Для того чтобы не терять ценных специалистов, руководству нужно до конца продумать системы по стимулированию персонала в нематериальной области.

Одним из недостатков во взглядах руководства компании в отношении нематериального стимулирования является в нечеткости критериев оценки работы персонала. Периодически сотрудникам объявляется благодарность, вручаются почетные грамоты, фотографии некоторых помещают на Доску почета, кого-то заносят в "Книгу почета компании". При этом сотрудники не всегда могут четко и внятно объяснить, за что они были поощрены. Получается так, что если человек отработал какое-то продолжительное время на предприятии, нормально (не обязательно хорошо) выполнял свои обязанности, имел спокойные отношения с руководством, то он постепенно с периодичностью в 1-2 года может получить сначала благодарность компании, потом почетную грамоту и т.д. Все это происходит без каких-то значительных усилий со стороны специалиста. Однозначно встает вопрос о целесообразности такой системы мотивации, которая в принципе никого ни к чему не мотивирует.

Недостаток нематериального стимулирования в туристической фирме состоит в том, что руководство применяет систему нематериально стимулирования, мало чем отличающуюся от программ по нематериальному стимулированию других компаний, то есть отсутствует эффект новаторства.

Еще одним недостатком системы нематериального стимулирования в ООО «Вокруг Света», если опираться на направления, предложенные выше А.Я. Кибановым, является то, что сотрудников практически не допускают к управлению. То есть в агентстве применяется политика, когда руководство принимает решения и дает указания персоналу.

Минусом применяемой системы нематериального стимулирования в компании является также и то, что сотрудникам предлагается четко фиксированный отпуск, то есть сотрудники не в праве сами выбирать себе период для отпуска.

Однако достоинством нематериального стимулировании данной компании является стабильность разработанной системы. Сотрудники компании могут быть уверены в том, что у них будет гарантированный отпуск, медицинское обслуживания, возможность для карьерного роста. Это является немаловажным фактом, так как любой человек должен быть уверен в завтрашнем дне.

Таким образом, система нематериального стимулирования в компании имеет как свои достоинства, так и недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Рекомендации по совершенствованию системы нематериального стимулирования в ООО «Вокруг Света»

 

    1. Основные направления оптимизации нематериального стимулирования персонала в туристическом агентстве

 

 

При анализе системы нематериального стимулирования в туристическом агентстве были выявлены определенные недостатки, которые тормозят эффективную деятельность организации: препятствуют решению организационных и управленческих проблем, повышению кадрового потенциала.

Таким образом, компании предлагается следующая программа оптимизации нематериального стимулирования персонала.

 




 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - предлагаемые мероприятия  усовершенствованной системы нематериальной  мотивации;


 - существующие мероприятия  системы нематериальной мотивации  в компании.


Рисунок 4 – Программа нематериального стимулирования персонала для туристического агентства ООО «Вокруг Света»

Предложенные мероприятия должны способствовать сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, установлению более доверительных отношений с руководством компании. То есть ООО «Вокруг Света» рекомендуется уделить особое внимание одному из направлений нематериального стимулирования персонала, а именно, моральному стимулированию.

Моральное стимулирование способно запустить мотивацию, которая основывается на потребности выражать признательность и быть признанным.

Суть регулирования заключается в том, чтобы постоянно информировать персонал о результатах трудовой деятельности, достижениях в ней и заслугах сотрудника перед организацией и коллективом.

Предполагается, что систематическое информирование персонала будет способствовать созданию благоприятной обстановки в коллективе, командного духа, сотрудники с большим доверием будут относиться к руководству компании, каждый сотрудник станет осознавать свою роль и значимость в компании.

Причем компании рекомендуется проводить информирование активными способами. Такие способы обладают большим стимулирующим эффектом, так как информация оглашается в присутствии поощряемого сотрудника, и одобрительное сообщение дополняется его позитивным эмоциональным состоянием, создавая благоприятный настрой во всем коллективе.

Также компании предлагается организовывать корпоративные мероприятия, некоторые способы организации корпоративных программ представлены в рисунке 4. Организация корпоративных мероприятий на сегодняшний день является очень действенным, а потому и популярным способом морального стимулирования.

Корпоративный праздник – специальное мероприятие, которое инициируется и финансируется компанией, организуется для персонала, партнеров, клиентов.

Праздники в жизни организации выполняют несколько функций:

- фиксация успеха (в отличие  от обычной процедуры подведения  итогов праздник подчеркивает  достижения, успехи компании с  позитивной направленностью);

- адаптация (применяется форма наставничества для помощи новичкам при вхождении в коллектив);

- воспитание (приобщение  коллектива к значимым для  организации ценностям);

- групповая мотивация (процесс  формирования благоприятных отношений  в коллективе протекает в неформальной, позитивной обстановке);

- рекреация (необходимое  отвлечение от процесса работы, отдых, переключение внимания);

- сплочение (на основе  эмоционального сближения).

На основе разнообразия событий компании предлагается использовать корпоративные праздники, представленные в таблице 6.

Таблица 6 – Классификация корпоративных праздников

Повод, событие

Тема праздника (пример)

События, которые касаются общества в целом, традиционные, государственные праздники

Новый год

Международный женский день

День Защитника Отечества

День Победы

Профессиональные праздники

День туристического работника

События, которые непосредственно связаны с компанией

День рождения компании

«Круглая» дата именинника

Ежегодная встреча партнеров компании

События, которые относятся к определенному достижению компании

Вечер презентации новой услуги компании

Вечеринка по поводу 10 000-го клиента компании

«Внесобытийный» праздник

Как такового повода нет, но существует необходимость собрать персонал, например, для объявления новой стратегии развития компании


 

 

Не менее известным и популярным методом нематериального стимулирования является тимбилдинг – это тренинг, который направлен на формирование из коллектива сплоченной команды единомышленников. В отличие от корпоративных праздников тимбидинг направлен на формирование деловых и личных качеств сотрудников, поэтому его главная цель состоит в командообразовании.

Выявляя недостатки системы нематериального стимулирования в туристическом агентстве, было отмечено, что в компании не до конца развита система награждения сотрудников за их заслуги перед организацией.

Нужно отметить, что награждение выполняет важные функции при формировании благоприятного климата в коллективе:

- стимулирующую (отразить  ценности компании, отожествить  человека, поучившего награду);

- дифференцирующую (отличить  заслуженного сотрудника от остального  коллектива);

- воспитательную (способствовать  формированию определенной модели  трудового поведения).

Именно поэтому руководству следует уделить больше внимания при планировании методов награждения сотрудников коллектива. Именно от правильно проведенного награждения зависит формирование позитивного отношения коллектива к руководству и организации в целом.

Таким образом, компании предлагается программа морального стимулирования персонала как одного из элементов нематериального стимулирования.

Предлагается программа именно в отношении морального стимулирования, поскольку именно этот способ стимулирования недостаточно доработан и применяется в компании.

 

 

3.2 Рекомендации по моральному стимулированию персонала

 

 

Предполагается, что вышепредложенная программа морального стимулирования окажется очень эффективной для компании. В качестве способа морального стимулирования фирме предлагается проведение корпоративных праздников.

Был выбран этот способ для рекомендации, так как именно он способен создать такую психологическую обстановку в коллективе, которая была бы благоприятной для осуществления трудовых обязанностей каждого члена коллектива ООО «Вокруг Света».

По мнению психологов, человек может полностью раскрыться в неформальной обстановке, поэтому компании можно предложить проведение соревнований по пейнтболу, игру в боулинг, коллективный отдых на базе отдыха, проведение фуршета в ресторане (кафе) для проведения праздников, например, Дня рождения компании, Новый год, Международный женский день.

В соответствии с предложенными рекомендациями были рассчитаны затраты на осуществление данных способов нематериального стимулирования персонала.

 

Таблица 7 – Затраты на реализацию проекта совершенствования системы нематериального стимулирования персонала в туристическом агентстве

Наименование статьи затрат

Затраты, руб. на 6 мес.

Фуршет в ресторане (3 мероприятия)

180 000

Пейнтбол

15 000

Боулинг

14 000

База отдыха

22 000

Грамоты и призы

12 000

Итого:

243 000

Информация о работе Нематериальное стимулирование персонала организации