Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:00, доклад
Общие функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Особенности общих функций управления: всегда применяются комплексно ко всему спектру управленческих действий, не зависят от объекта управления, имеют различный удельный вес в структуре деятельности руководителей различных уровней, между функциями нет жестких однозначных границ.
5. Общие и конкретные функции управления
Общие функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Особенности общих функций управления: всегда применяются комплексно ко всему спектру управленческих действий, не зависят от объекта управления, имеют различный удельный вес в структуре деятельности руководителей различных уровней, между функциями нет жестких однозначных границ.
Конкретные (специфические) функции отражают специфику той или иной организационной системы. Конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, и их перечень зависит от перечня объектов управления, например, ресурсов, процессов и результатов. С этой точки зрения организация рассматривается как совокупность входов, выходов и процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. В этом случае выделяются следующие конкретные функции управления:
- процессами. В организации протекает множество процессов, важнейшими из которых являются снабжение, производство и сбыт продукции. Соответственно выделяются функции: управление материально-техническим снабжением, управление сбытом, управление основным производством, управление вспомогательным производством и пр.;
- результатами. к результатам (выходам системы) относятся: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и пр. Соответственно выделяются функции: управление качеством, управление производительностью, управление затратами и пр.
7. Классическая (административная ) школа менеджмента
Административная школа управления (1920-1950) связана с именами таких ученых и практиков как Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни, Макс Вебер и др. Исследователи административной школы управления занимались вопросами эффективности управления организацией в целом.
Ученые, которые работали в рамках школы научного управления, преимущественно занимались вопросами совершенствования управления производством, то есть повышением эффективности на уровне ниже управленческого. В то время как вопросы управления предприятия в целом остались за гранью их рассмотрения. Специалисты административной школы управления посвятили свое внимание решению проблем управления применительно к организации в целом, которая должна рассматриваться как единое целое.
Административная школа управления ставила целью выработку неких универсальных принципов управления, следуя которым организация добьется успеха. Данные принципы затрагивают два аспекта: создание рациональной системы управления предприятием и построение структуры организации.
В рамках первого принципа
А. Файоль рассматривал управление как
особый самостоятельный вид
Кроме того Файоль считал, что для любой организации характерно наличие шести функций: техническая деятельность (производство), коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен), финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала), деятельность безопасности (защита собственных людей), эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике); управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).
В рамках второго принципа оптимального построения структуры организации Анри Файоль разработал принципы управления:
Файоль рассматривал данные принципы как универсальные, однако их использование должно быть гибким и соответствовать конкретной ситуации. Принципы управления, сформированные Анри Файолем продолжаются оставаться актуальными и по настоящее время.
8. взгляды тейлора на эффективный менеджмент
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
9. Школы теории управления
Классическая или Административная школа. Автором ее является Андре Файоль (20-е годы ХХ века
Школа
человеческих отношений (30-е годы ХХ века). Авторами ее являются
Мэйо и Фиолетт. Эта школа уделяет большое
внимание человеческому фактору и считает,
что этот фактор является резервом повышения
эффективности при условии, что организация
труда находится на высоком уровне. Человеческий
фактор роста производительности труда
состоит в повышении удовлетворенности
работника своей работой, взаимоотношениями
с коллегами и с руководством.
Количественная
школа (50-е годы ХХ века).
Данная школа основана на использовании
математики, моделирования, статистики
в менеджменте и связана с появлением
компьютера. Моделирование позволяет
провести эксперимент на теоретическом
уровне. Так как возможности проведения
реального эксперимента в менеджменте
ограничены. Количественная школа позволила
создать теоретическую базу для поиска
оптимальных управленческих решений.
Бюрократическая
школа. Ее основателем является М.
Вебер. Он выделил 3 типа организации:
Бюрократия, по Веберу, означает жесткую
регламентацию всех аспектов управления.
Эмпирическая школа заключается в том, что на основе обработки
эмпирического материала разрабатываются
рекомендации для менеджеров. Эта школа
ориентирует на профессионализм менеджеров
и выделяет их в особую профессию. При
этом круг менеджеров характеризуется
2-мя особенностями:
Школа социальных
систем развивает школу человеческих отношений
и вводит понятие категории потребностей
человека и их иерархии. Эта школа изменяет
взгляды на отношение к конфликту в организации.
Она считает конфликт результатом противоречий,
существующих в любой организации. Основное
противоречие состоит в несовпадении
потребностей человека с потребностями
организации.
Все школы рассматривают отдельные аспекты
менеджмента, ни одна из них не подходит
комплексно или системно.
11. Функции
менеджмента в рамках
1. Планирование.
2. организация
3. контроль - это каждодневный
текущий процесс, призванный
4. мотивация
12. Ситуационный подход
концентрируется на том,
что пригодность различных
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.
Ситуационный подход
пытается увязать конкретные приемы
и концепции с определенными
конкретными ситуациями для того,
чтобы достичь целей
Ситуационный подход концентрируется
на ситуационных различиях между организациями
и внутри самих организаций. Он пытается
определить, каковы значимые переменные
ситуации и как они влияют на эффективность
организации. Методологию ситуационного
подхода можно объяснить как четырех шаговый
процесс:
1. Руководитель должен быть знаком со
средствами профессионального управления,
которые доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание процесса
управления, индивидуального и группового
поведения, системного анализа, методов
планирования и контроля и количественных
методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций
и методик имеет свои сильны и слабые стороны,
или сравнительные характеристики в случае,
когда они применяются к конкретной ситуации.
Руководитель должен уметь предвидеть
вероятные последствия, - как положительные,
так и отрицательные, - от применения данной
методики или концепции.
3. Руководитель должен уметь правильно
интерпретировать ситуацию. Необходимо
правильно определить, какие факторы являются
наиболее важными в данной ситуации и
какой вероятный эффект может повлечь
за собой изменение одной или нескольких
переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать
конкретные приемы, которые вызвали бы
наименьший отрицательный эффект и таили
бы меньше всего недостатков, с конкретными
ситуациями, тем самым обеспечивая достижение
целей организации самым эффективным
путем в условиях существующих обстоятельств.
Ситуационные переменные.
Успех или неуспех ситуационного подхода
в значительной степени зависит от третьего
шага, определяющего переменные ситуации
и их влияние.
13. Объект и субъект управления
Субъект управления – это управляющая подсистема. (то, чем управляют)
Объект управления – это управляемая подсистема. Объект управления получает команды от субъекта управления и функционирует в соответствии с их содержанием. Объектом управления в организации являются вся организация, структурные подразделения и отдельные работники. Работа объекта управления дает определенный результат. С помощью обратной связи субъект управления получает информацию относительно функционирования объекта управления, что является основанием для выработки новых управленческих команд.
Прямая связь – команда, поступившая от субъекта к объекту
Обратная связь – команда, поступившая от объекта к субъекту
Субъект управления (менеджер) имеет определенные мотивы поведения. Наиболее эффективно он будет осуществлять управленческую деятельность, если цели управления (желаемое состояние субъекта управления) будут совпадать с целями, которые ставит перед собой субъект управления. Чтобы эта взаимосвязь была прочной необходимо соблюдение двух условий: 1) отсутствие возможности достижения личных целей за счет управленческой деятельности; 2) прямая зависимость степени достижения личных целей от степени достижения целей управления.
Внутренняя среда : цели, задачи, структура (логическое соотношение функций задач и уровня управления), технология, люди
14. Информационный подход в управление.
Широкое применение информационных технологий управления связано не столько с появлением компьютеров и баз данных, сколько с появлением новой информационной среды коммуникаций. Эта среда диктует особые формы отношений в обществе, которые называются информационными
сбор информации; информационное описание структуры объекта управления; информационное описание объектов, отношений и связей; информационный анализ процессов и явлений; информационное описание структуры управленческих потоков; построение информационных моделей; применение метрик в различных пространствах; информационное моделирование
информационный подход
в управлении обеспечивает преемственность
между интеллектуальными, информационно-технологическими
и искусственно-
Он создает возможности совершенствования методов управления и накопления информационного опыта управления, зафиксированного в объективных, независимых от человека моделях и описания.
Кроме того, информационный подход в управлении создает возможности междисциплинарного переноса или использования различных логико-математических методов в
разных областях для обогащения и совершенствования процессов управления