Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:00, доклад
Общие функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Особенности общих функций управления: всегда применяются комплексно ко всему спектру управленческих действий, не зависят от объекта управления, имеют различный удельный вес в структуре деятельности руководителей различных уровней, между функциями нет жестких однозначных границ.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить: 1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).
46. Основные характеристики организации.
1) ресурсы (люди капитал, сырье, информация)
2) зависимость от внешнего окружения (поставщики, потребители, акционеры)
3) горизонтальное и вертикальное разделение труда
4) подразделение –
отдельные части организации,
выполняющие специфические
5) управление – деятельность
определенной группы людей для
согласования и координации
47. Свойства организации
Целенаправленность – определяет поведение системы
Сложность – зависит от множества входящих в нее компонентов
Делимость – система состоит из ряда подсистем , выделенных по определенному признаку
Целостность – функционирование множества элементов системы подчинено единой цели
Многообразие элементов и различие их природы
Структурированность – определяется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределении элементов системы по уровням иерархии
49. Требования организации к индивидам.
- активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;
- требования к индивидам, сформулированные безотносительно к их личностным особенностям, т.е. безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);
- требования к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.д.).
50. Требования
к организации со стороны
- обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;
- возможности самоутверждения индивида в обществе как члена данной организации (члена партии, религиозной организации, футбольного клуба и т.п.;
- обеспечение условий для его саморазвития как личности. От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих взаимных требований зависит устойчивость данной организации, ее динамика и эффективность ее деятельности.
51. Характерные черты формальной организации.
Формальное организацию характеризует определенный порядок, зафиксированный в уставе, правилах, планах, нормах поведения, что позволяет сознательно координировать социальные взаимодействия для достижения конкретной общей цели
В организации имеется три типа формальных групп:
- группы руководителей (командные группы);
- производственные (рабочие) группы;
- комитеты
52. Цели организации
Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность. Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
Цели различают:
1.По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.
Процесс стратегического планирования является инструментом, который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации.
Стратегическое планирование - это набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организации.
53. Структура организации.
Структура организации – особый способ структурирования компании или органа государственного контроля, для того чтобы выполнять свои экономические, социальные и другие функции.
Компания может
1. На основе продукта, когда виды деятельности группируются в зависимости от продукта, каждый продукт поддерживается своими собственными функциональными коллективами маркетинга, производства, финансирования и т. д.
Хотя эта структура
и дублирует руководящие
2. Функционально, когда виды деятельности объединяются в отделы в соответствии с функциями – маркетингом, производством, финансированием и т. д., которые занимаются всеми продуктами организации. Подобные структуры создают эффективный способ координации как внутри отдела, так и во всей организации в целом, когда дело касается единого продукта или услуги. Они также обеспечивают каждому специалисту возможность сделать карьеру, хотя всегда существует такая возможность, что лояльность по отношению к отделу заменит собой лояльность по отношению ко всей организации. Функциональные структуры менее удобны, когда организация диверсифицируется, поскольку трудно адаптировать одни и те же функции к разнообразным требованиям к продуктам или услугам, так как централизация авторитета в этом случае имеет тенденцию к унификации.
Этот тип структуры очень часто называют У-форма, поскольку авторитет в организации легко проследить вверх по цепочке команд до единого унитарного источника.
Организационную структуру можно также рассматривать с точки зрения количества управленческих слоев, из которых состоит организация. Высокие организации – организации, имеющие множество руководящих уровней. Подобная организационная структура характерна для крупных компаний или для государственных служб и министерств. Высокие организации имеют несколько недостатков: избыточная бюрократия, слишком долгий путь от процесса принятия решений до конечных потребностей клиентов и невозможность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
55. Формальная структура организации.
Формальная структура организации представляет собой совокупность взаимосвязей и отношений между подразделениями и рабочими местами в форме узаконенных безличных требований, стандартов, образцов и норм поведения. Все они фиксируют ролевые предписания и формальный статус должностей независимо от того, кто их занимает. Формальная структура образует каркас отношений в организации, придает ей необходимую устойчивость, закладывает основу социального порядка Наиболее известной разработкой в этом отношении является идеальный тип административной организации М. Вебера
56. Неформальная организация.
Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации
Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации - у них имеется иерархия, лидеры и задачи.
Неформальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Причины существования неформальных организаций:
чувство принадлежности - наиболее сильное из эмоциональных потребностей. Формальные организации лишают людей возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации;
взаимопомощь;
защита (сила - в единстве);
общение - доступ к неформальному получению информации;
симпатия.
Характеристики неформальных организаций
Социальный контроль - установление и укрепление норм: групповые
эталоны приемлемого и неприемлемого
поведения. Нарушителей ждет отчуждение.
Это может оказать положительное влияние
на достижение целей формальной организации.
Сопротивление
переменам - перемены могут нести угрозу
существованию неформальной организации.
Неформальные лидеры
- у них нет поддержки в форме делегированных
полномочий, но есть власть‚ основанная
на признании его группой. Сфера влияния
неформального лидера может выходить
за административные рамки формальной
организации. Неформальный лидер выполняет
две основных функции: 1) помогает группе
в достижении целей; 2)поддерживает и укрепляет
ее существование.
57. Гомогенные
и гетерогенные социальные
Гомогенными Называются однородные социальные системы, элементы которых обладают одними и теми же или близкими свойствами. Такие системы не имеют глубоких различий в своей структуре. Примером гомогенной социальной системы может выступать студенчество как социальная группа. Гетерогенными называются разнородные социальные системы, которые состоят из элементов с различными свойствами и структурами. Примером гомогенной социальной системы может служить любое конкретное общество (российское, американское).
58. Базовые операции в работе менеджера
Установка цели, организация, распределение, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, принятие решений, подбор персонала, исследования, оценка, представительство, введение переговоров.
59. Мастерство менеджера.
Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.
Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.
Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты.
Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.
60. Основные роли менеджера по Минцбергу