Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:36, курсовая работа
Опыт планирования в нашей стране и странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что планирование дает очень много выгод:
Поощряет руководителей и специалистов постоянно мыслить перспективно;
В процессе разработки и выполнения планов осуществляет четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий;
Заставляет предприятия четко определять свои задачи и устанавливать показатели деятельности для последующего контроля;
Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
Способствует более рациональному распределению ресурсов;
Подготавливает предприятия к внезапным переменам и наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.
Источник: собственная разработка
Сумма произведений весов критериев и полученных оценок равна 3. Таким образом, на основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что оптимальной стратегией для ОАО «МПЗ» является стратегия выборочного развития, для которой характерен средний уровень конкурентоспособности и привлекательности товарного портфеля. Рекомендуемая стратегия предполагает поиск путей для одержания конкурентных преимуществ, вложение средств в товары с высокой прибыльностью и меньшим риском, специализация на перспективных товарах и товарных группах, т. е. концентрирование инвестиций в сегментах, где существует хорошая прибыльность и относительно низкий уровень риска.
Предприятие имеет 4 основные рынка сбыта своей продукции: РБ, РФ, Украина, Дальнее Зарубежье. В целом для выбора потребителей используется несколько критериев, но основным является платежеспособность заказчика и цена, которую он готов заплатить за необходимый ему товар. В таблице 3 приведены данные о продаже подшипников по регионам.
Таблица 3 − Данные о продаже подшипников по регионам
Регион |
Объем продаж, тыс. шт. |
Соотношение отгрузок по годам,% | ||||
2010г |
2011г |
2012г |
2011/2010 |
2012/2011 |
2012/2010 | |
Беларусь |
7262,9 |
6140,4 |
7252,8 |
84,5 |
118,1 |
99,9 |
Россия |
6491,1 |
2990,0 |
2425,1 |
46,1 |
81,1 |
37,4 |
Украина |
340,4 |
508,9 |
453,0 |
149,5 |
89,0 |
133,1 |
Прочие страны |
38,3 |
26,3 |
24,1 |
68,7 |
91,6 |
62,9 |
Дальнее зарубежье |
237,3 |
87,0 |
68,4 |
36,7 |
78,6 |
28,8 |
Итого: |
14370,0 |
9752,6 |
10223,4 |
67,9 |
104,8 |
71,1 |
Источник: собственная разработка
Для наглядности структуру продаж подшипников по регионам можно представить в виде диаграммы (рисунок 1)
Рисунок 1. Диаграмма структуры продаж подшипников по регионам
Источник: собственная разработка
Анализируя структуру продаж подшипниковой продукции по регионам можно сделать следующие выводы: основные отгрузки по трем годам велись по двум регионам – Беларусь и Россия. Анализируя 2012 год, мы видим, что отгрузка подшипников на территории РБ составляет 7 252,8 тыс.шт (70,9 % от общего количества отгруженных подшипников). Количество отгруженной продукции увеличилось на 1385,4 тыс.шт по сравнению с 2011 годом и находится примерно на одном уровне , если сравнивать с 2010 годом. В структуре продаж подшипников в Россию наблюдается тенденция уменьшения продаж. По Украине, прочим странам и дальнему зарубежью, если сравнивать 2011 и 2012 гг. наблюдается та же ситуация – идет плавное снижение продаж. Это происходит за счет расторжения договоров с некоторыми потребителями и увеличением конкуренции китайских и других производителей подшипников.
Наименование показателя |
Годовое значение показателя, млн. руб. |
Темп роста % | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012/2010 |
2012/2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах на нач.года |
200335 |
143520 |
228220 |
113,9 |
159 |
Реализованная продукция |
174204 |
124803 |
198447 |
113,9 |
159 |
Себестоимость реализованной продукции |
138645 |
115989 |
185202 |
133,6 |
159,7 |
Управленческие расходы |
59 |
36 |
52 |
88,1 |
144,4 |
Расходы на реализацию |
1186 |
1142 |
1579 |
133,1 |
138,3 |
Прибыль от реализации продукции |
20658 |
-6515 |
9285 |
44,9 |
- |
Чистая прибыль |
11952 |
-29944 |
443 |
3,7 |
- |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
892680 |
917922 |
925794 |
103,7 |
100,9 |
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств |
625870 |
596450 |
694345 |
110,9 |
116,4 |
Рентабельность реализованной продукции % |
8,6 |
- |
0,2 |
- |
- |
Рентабельность всего капитала % |
1,3 |
- |
0,05 |
- |
- |
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов % |
0,22 |
0,16 |
0,25 |
113,6 |
156,2 |
Численность промышл.- произв. персонала |
1209 |
1211 |
1220 |
100,9 |
100,7 |
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего |
165,7 |
118,5 |
187,06 |
112,9 |
157,9 |
Источник: собственная разработка
Темп роста товарной продукции составил 159 % в 2012 г по отношению к 2011 году и 113,9% по отношению к 2010 г.
Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2010 году она составила 138 645 млн. руб., в 2011 году- 115 989 млн. руб., в 2012 году- 185 202 млн. руб. Темп роста в 2012 году по сравнению с 2010 годом составил 33,6%, по сравнению с 2011 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2010-2012 гг. снижалась. И в 2012 г. по сравнению с 2010 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2011 г. в 2012 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2012 году по сравнению с 2011 годом и на 21,36 млн. руб. в 2012 году по сравнению с 2010 годом. Прибыль от реализации продукции на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2010 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2011 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2012 году 9285 млн. руб. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное.
Подавляющий удельный вес в структуре затрат на производство и реализацию продукции ОАО «МПЗ» имеют материальные затраты. Именно здесь и необходимо искать основные резервы снижения себестоимости продукции, а как следствие и снижение отпускных цен предприятия − изготовителя.
В оперативно- производственном планировании выделяют 2 этапа:
ОАО «МПЗ» оперативное планирование производит в первую очередь по цеховым программам
Задачей межцехового оперативного планирования в условиях массового производства является обеспечение установленного ритма главного конвейера и всех поточных линий, строгой согласованности в их работе, что требует большой точности в расчёте заданий цехам.
В условиях массового производства применяется подетальная система планирование по такту (ритму).
Суть подетальной системы планирования по такту выпуска состоит в том, что общая потребность в деталях каждого наименования по каждому цеху рассчитывается как суммарная потребность в данной детали цеха – потребителя с учётом поставок на сторону и количества, необходимого для доведения заделов по всем последующим цехам до нормативного уровня. По большинству деталей суммарная потребность в подавляющей части определяется программой выпуска готовой продукции, т.е. потребностью сборки, которая в условиях массового производства подчинена определённому такту.
В массовом производстве слаженный ход работы всех звеньев производства достигается путем выравнивания их производительности применительно к единой расчетной величине — такту-ритму выпуска готовых изделий.
Для данного типа производства характерна система планирования по ритму выпуска. При планировании по ритму выпуска основной планово-учетной единицей в производственных заданиях механосборочным и выпускающим цехам является агрегат или готовая машина; механическим и заготовительным цехам соответственно — деталь или заготовка. Механосборочные, механические и заготовительные цехи получают подетальные расшифровки производственных заданий, в которых определяется количество деталей каждого наименования, подлежащее получению и изготовлению цехом для обеспечения планируемого выпуска агрегатов или изделий. Производственные задания цехам разрабатываются в целом на год с разбивкой по кварталам. Объём задания по каждой детали определяется в штуках.
Производственная программа цехам обычно устанавливается на квартал с помесячной разбивкой по системе подетального планирования. Использование этой системы позволяет установить цехам задание по выпуску и запуску по отдельным деталям (по каждой поточной линии и производственному участку внутри цехов), а плановые расчёты осуществлять так, чтобы межцеховые производственные заделы были на уровне установленных норм.
Причём расчёты производственных программ цехам проводятся в порядке, обратном ходу производственного процесса, начиная с выпускающих цехов, т.е. определив программу выпускающих цехов, которые совпадают с программой предприятия, рассчитывают задания для обрабатывающих, а затем для заготовительных цехов.
Программа выпуска какого-либо изделия цеха равна программе запуска этого изделия в последующем цехе и изменению его остатков в межцеховом заделе против установленной по нему нормы.
В основе расчёта заданий цехам лежит годовой план завода по сборке машин, сдаче деталей в запасные части и по кооперации, технические спецификации и действующие технологические маршруты изготовления деталей и узлов. Программное задание по выпуску деталей каждого наименования рассчитывается по каждому цеху i так, чтобы оно обеспечивало потребность в этой детали в последующем по технологическому маршруту (i +1) цехе для запуска её в обработку , поставки на сторону и необходимого пополнения межцехового задела:
, (1)
где − нормативный уровень межцехового задела по данной детали между цехом i и (i+1) на начало планового периода;
− фактический уровень
межцехового задела между
Программа по запуску каждой детали определяется исходя из потребности выпуска и необходимого пополнения внутрицехового задела до нормы.
, (2)
где − нормативный уровень циклового задела по данной детали в i цехе на начало планового периода;
− фактический уровень циклового задела по данной детали в i цехе.
Пример расчета задания по деталям приведен в табл. 2.5.
Разработка годовых заданий цехам с поквартальной разбивкой сопровождается проведением объемных расчетов, т. е. расчетов загрузки и пропускной способности оборудования. Объемный расчет основывается на установлении дневной пропускной способности каждого станка поточной линии в количестве деталей, закрепленных за линией. Для определения баланса загрузки и пропускной способности достаточно сравнить эту пропускную способность со среднедневным плановым заданием по годовой программе, выраженным в штуках деталей. Это задание рассчитывается путем деления программного задания в штуках деталей на количество рабочих дней в плановом периоде. Такой расчет обнаруживает, с одной стороны, соответствие производственной программы пропускной способности каждой линии, а с другой − указывает те станки и операции в линии, по которым могут возникнуть затруднения, связанные с выполнением программы («узкие» места). Для ликвидации выявленных «узких мест» требуется разработка и проведение организационных и технических мероприятий.
На машиностроительных предприятиях массового производства разработка цеховых производственных программ осуществляется на персональных компьютерах. При этом каждому цеху устанавливаются три программы:
1. Программа получения,
составляемая в разрезе цехов-
3. Программа по сдаче, составляемая в разрезе цехов-потребителей, содержит данные: участок-сдатчик детали, шифр изделия, номер деталей, их количество к сдаче «цеху-потребителю» шифр последнего, количество сдачи в запасные части и по кооперации, общее количество к сдаче. Эта программа является вместе с тем программой получения для соответствующего цеха-потребителя.
Информация о работе Оперативно-производственное планирование и контроль в массовом производстве