Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:36, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что при высокой сложности и неопределенности внешних условий деятельности промышленного предприятия резко возрастает значимость точного и обоснованного стратегического выбора в размещении инвестиционных, финансовых ресурсов, правильного определения пропорции между текущим производством, его расширением и реконструкцией. Приведение организационной структуры управления предприятием в соответствие с новыми требованиями внешней среды – одна из наиболее трудных проблем. Поскольку экономические, производственно-технические и другие объективные условия деятельности предприятий существенно изменяются, конкретные характеристики аппарата управления необходимо приспосабливать к сложившимся условиям.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ......................................................................................................... 6
1.1 Определение понятий организационной структуры......................................... 6
1.2 Методы исследования организационной структуры ...................................... 10
1.3 Современные тенденции в развитии организационных структур................. 17
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «МАНГО» И ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ............................................................... 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Манго» ................. 20
2.2 Анализ персонала предприятия......................................................................... 24
2.3 Анализ организационной структуры................................................................ 28
2.4 Совершенствование организационной структуры предприятия ................... 31
2.5 Оценка экономической эффективности предложенного мероприятия......... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………
Наряду с этим результаты перестройки могут быть оценены с помощью показателей, характеризующих работу самой системы. Обычно для этого используют такие параметры, как:
Оценка эффективности новой структуры может быть дана также на базе экспертных суждений о ее гибкости, адаптивности и оперативности в принятии решений. Обычно для этого используют данные, характеризующие изменения параметров структуры: уровни иерархии, сочетание централизации и децентрализации, масштабы управляемости, механизмы координации, распределение прав и ответственности и др.
Закрытого акционерного общества «Манго» (предприятие розничной торговли продовольственными товарами).
Юридический адрес: Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д. 36
ООО «Манго» имеет расчетный счет по основной деятельности, имеет круглую печать, эмблему со своим наименованием, другие штампы и печати, иные реквизиты.
ООО «Манго» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Предметом деятельности общества является: торговая деятельность, в том числе розничная и комиссионная торговля товарами и продукцией, включая создание магазинов и иных торговых точек и осуществление внешнеэкономической деятельности, а также другие, определенные в Уставе ООО «Манго».
ООО «Манго» самостоятельно определяет направления, и порядок использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством.
Магазин «Манго» можно классифицировать по ряду существенных признаков:
По масштабу деятельности торговое предприятие относится к средним торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 133 человека.
По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля продовольственными товарами).
В магазине «Манго» существует пять отделов:
По методу обслуживания покупателей - торговое предприятие самообслуживания покупателей.
В магазине применяется метод самообслуживания во всех отделах магазина. Преимущества этого метода в том, что покупатель сам выбирает товар при этом может его изучить не только визуально, но и потрогать и понюхать и определиться нужен ему этот товар или нет. Основными видами планировки магазина являются: линейная, островная, выставочная.
Ниже в Приложении представлена схематично организационная структура предприятия.
На предприятии «Манго» структура организации - линейная. На предприятии она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководителей, наделенные всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Предприятие возглавляет генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
На предприятии ООО «Манго», в прочем как и на других предприятиях работает закон устойчивость структуры управления и низменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Манго» представлены в таблице.
Таблица 2.1
Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Манго» за 2008-2010 года.
№ |
Показатели |
2008 |
2009 |
9 месяцев 2010 |
Темп роста % | |
2008 |
2009 | |||||
1 |
Товарооборот общий, тыс.руб. |
1801 |
2394 |
2600 |
144,36 |
108,60 |
2 |
Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб. |
450,3 |
898,5 |
640 |
142,13 |
71,23 |
3 |
Среднесписочная численность, чел |
129 |
130 |
133 |
100,77 |
102,31 |
4 |
Выработка/товарооборот руб./чел. |
13,96 |
18,41 |
19,55 |
131,88 |
106,19 |
5 |
Фонд потребления (ФОТ) тыс.руб. |
6767,8 |
10799,9 |
13824,5 |
159,58 |
128,01 |
7 |
Валовой доход, тыс. руб. |
1350,7 |
1495,5 |
1960 |
145,11 |
131,06 |
8 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
840 |
949 |
1210 |
144,05 |
127,50 |
9 |
Уровень издержек обращения, руб. |
0,46 |
0,4 |
0,47 |
102,17 |
117,50 |
10 |
Финансов результат от продаж, тыс. руб. |
510 |
546,5 |
750 |
147,06 |
137,24 |
11 |
Рентабельность продаж, % |
0,28 |
0,23 |
0,29 |
0,01 |
0,06 |
Данные таблицы 2.1 показывают, что валовой товарооборот ООО «Манго» составил: в 2008 г. 1 801,0 тыс. руб., в 2009 г. – 2 394,0 тыс. руб., в 2010 г. – 2 600 тыс. руб. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. товарооборот увеличился на 593,0 тыс. руб. (32,9%), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 206,0 тыс. руб. (8,6%). Почти половина увеличения товарооборота ООО «Манго» в 2010 г. по сравнению с 2008 и 2009 г. г. вызвана снижением себестоимости на реализуемый товар, так как предприятие в 2010 г. решило расширить ассортимент реализуемой продукции и закупило более дешевые виды продукции.
Валовой доход предприятия составил 1350,7 тыс. руб. в 2008 г., 1495,5 тыс. руб. в 2009г. и 1960,0 тыс. руб. в 2010 г. На динамику валового дохода ООО «Манго» за 2009-2010 гг. положительно повлияло, что предприятие стало реализовывать товар по более низкой себестоимости. Это позволило предприятию увеличить валовой доход в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 30,1%. По сравнению с 2008 г. валовой доход вырос на 45,1%.
ООО «Манго» в период 2008-2010 гг. получило прибыль в размере 510,0 тыс. руб. в 2008 г., 546,5 тыс. руб. в 2009 г. и 750,0 тыс. руб. в 2010 г. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. прибыль возросла на 36,5 тыс. руб. (7%), а 2010г. по сравнению с 2009 г. – на 205,5 тыс. руб. (37,2%). Необходимо отметить повышение интенсивности темпов прироста прибыли в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
Рентабельность продаж ООО «Манго» в 2008 г. равна 0,28%, в 2009 г. – 0,23%, в 2010 г. – 0,29%. Наблюдается положительная динамика роста рентабельности продаж в сравнение с 2009-2010 гг. (на 0,06%). Но все же рентабельность продаж является слишком низкой, что дает возможности делать вывод о не эффективной деятельности предприятия в области продаж.
Таким образом, анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Манго» за 2008-2010 гг. позволяет сделать вывод, что в анализируемом периоде предприятие функционировало в целом не эффективно: результатом его деятельности являлась не значительные изменения прибыли в положительную сторону в 2010 г., наблюдается положительная динамика рентабельности продаж.
Основная задача анализа персонала состоит в изучении обеспеченности предприятия работниками различных категорий, выявление возможности снижения текучести и повышения квалификации.
Первым этапом анализа обеспеченности трудовыми ресурсами является анализ укомплектованности предприятия необходимыми кадрами.
В процессе анализа использованы данные первичного и статистического учета за 2008-2010 годы. Динамика обеспеченности рабочей силой представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ обеспеченности ООО «Манго» трудовыми ресурсами
Категории персонала |
Среднесписочная численность |
Отклонение 2010 года от | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 | |||
Чел +/- |
% прироста |
Чел +/- |
% прироста | ||||
Рабочие |
76 |
78 |
81 |
5 |
6,5 |
3 |
3,8 |
в том числе: |
|||||||
основные |
57 |
58 |
55 |
-2 |
-3,5 |
-3 |
-5,1 |
вспомогательные |
19 |
20 |
26 |
7 |
36 |
6 |
30 |
Служащие |
53 |
53 |
52 |
-1 |
-1,8 |
-1 |
-1,8 |
в том числе: |
|||||||
руководители |
15 |
14 |
15 |
0 |
0 |
1 |
7,1 |
специалисты |
23 |
24 |
23 |
0 |
0 |
-1 |
-4,1 |
прочие служащие |
15 |
15 |
14 |
-1 |
-6,6 |
-1 |
-6,6 |
Всего работающих |
129 |
130 |
133 |
4 |
3,1 |
3 |
2,3 |
Анализируя данные таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что на протяжении 2008-2010 г. имеется тенденция к увеличению численности персонала предприятия. Так если на 2008 г. предприятие насчитывало всего работающих 129 чел., то на 2010 г. это значение составляло 133 чел. За рассматриваемый период произошло увеличение численности персонала на 4 чел.,что в относительных единицах составляет 3,1%.
Наиболее высокими темпами происходило увеличение численности вспомогательных рабочих. Темп прироста составил 36%.
Это обусловлено внедрением на данном торговом предприятии продажи полуфабрикатов и готовой к употреблению продукции (салаты, мясные блюда и прочее).
В общем можно отметить относительно постоянную структуру персонала.
Далее рассмотрим движение кадров ООО «Манго». Результаты для анализа представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Движение кадров ООО «Манго»
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- | |
2010/2008 |
2010/ 2009 | ||||||
1 |
Принято на предприятие |
чел. |
17 |
20 |
24 |
7 |
4 |
2 |
Выбыло, в том числе: |
чел. |
14 |
19 |
21 |
7 |
2 |
по собственному желанию |
чел. |
12 |
16 |
11 |
-1 |
-5 | |
уволено за нарушение трудовой дисциплины |
чел. |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 | |
в РА |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- | |
на пенсию |
чел. |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 | |
на инвалидность |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- | |
по сокращению |
чел. |
- |
- |
3 |
3 |
3 | |
по причине смерти |
чел. |
- |
- |
1 |
1 |
1 | |
3 |
Среднесписочная численность предприятия |
чел. |
129 |
130 |
133 |
4 |
3 |
Анализируя данные представленные в таблице 2.3 можно сделать вывод о том, что имеет место тенденция увеличения выбывших работников. Так если в 2008 г. выбыло 14 чел., то в 2010 г. 21 чел. Отклонение составило 7 чел.
Среди выбывших работников предприятия основную массу составляют люди покинувшие данное предприятие по собственному желанию.
Так в 2008 году с предприятия уволилось по собственному желанию 12 человек, в 2009 году 16 человек, а в 2010 году 8 человек. Данная тенденция не дает четкого представления и взаимосвязи.
Для характеристики размера движения персонала принято определять ряд коэффициентов:
Коэффициент оборота по приему:
, (2.1)
где Чпр – количество принятого на работу персонала
Чср – среднесписочная численность персонала
Кпр2008= =13%
Кпр2009=
=15%
Кпр2010= %=18%
Коэффициент оборота по выбытию:
Кв= , (2.2)
где Чв – количество уволенных по всем причинам
Кв2008= =10,8%
Кв2009=
=14,6%
Кв2010= =15,7%
Коэффициент общего оборота:
Коб= , (2.3)
Коб2008= =24%
Коб2009= =30%
Коб2010= =33,8%
Коэффициент текучести кадров:
Кт= , (2.4)
где Чув – численность уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
Кт2008= =10%
Кт2009= =13,8%
Кт2010= =9,7%
Коэффициент постоянства кадров:
Kпс= , (2.5)
Кпс2008= =89%
Кпс2009= =85%
Кпс2010= =84,2%
Полученные данные сведем в таблицу 2.4.
По данным таблицы можно сделать ряд заключений. Рассмотренные показатели движения персонала можно охарактеризовать как стабильные. Следует отметить коэффициент текучести. За период 2010 года данный показатель уменьшился и составил 9,7%, произошло снижение данного показателя по сравнению с предыдущим периодом на 4,1%.
Стоит также отметить коэффициент постоянства. Хотя значение данного коэффициента находится на высоком уровне все же прослеживается тенденция к его уменьшению что является нежелательно. Так за 2008 год коэффициент постоянства кадров составлял 89% а в 2010 году 84,2%.
Таблица 2.4
Анализ коэффициентов движения персонала предприятия ООО «Манго»
Информация о работе Определение понятий организационной структуры