Определения основных понятий менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 23:00, реферат

Краткое описание

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Содержание

Определения основных понятий менеджмента 2
Законы менеджмента 5
Принципы менеджмента 6
Функции менеджмента 8
Планирование 10
Организация 15
Регулирование 17
Координация 19
Мотивация 20
Руководство 21
Контроль 22
Список источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

Определения основных понятий менеджмента1.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Определения основных понятий менеджмента

 

 

 В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление). 

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте». 

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей. 

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их. 

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [4, с.12]. 

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое. 

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. 

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления. 

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. 

6) Менеджмент как научная дисциплина  опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление. 

6) Менеджмент – это не только  наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.  

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.  

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.  

 

 

Законы менеджмента

 

По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

    • представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
    • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
    • предмет труда – информация;
    • средство труда – организационная и вычислительная техника;
    • результат труда – управленческое решение.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, основаны на определенных законах (табл. 3.1). 

Таблица 3.1 Законы управления

 

Принципы менеджмента

 

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы – правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

    • лояльность к работающим;
    • ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
    • атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
    • своевременная реакция на изменения окружающей среды;
    • установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
    • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
    • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
    • непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
    • честность и доверие к людям;
    • умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
    • этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
    • качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
    • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

 

Таблица 3.2 Принципы управления

 

 

 

 

 

Функции менеджмента

 

 

Основные функции управления по Анри Файолю 

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава. 

Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего.

Функции менеджмента — это виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование способов влияния на деятельность организации.

Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента.

На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :

 планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование.

В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:

планирование, организация, координация, стимулирование, регулирование, контроль.

Американские ученые Альберт Мескон, и Дж. Хедоури выделяют четыре функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией.

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

содержание процесса управления: планирование, организация, регулирование, контроль, учет;

цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

стадии жизненного цикла продукта.

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи (рис. 3.1).

Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.

Рис. 3.1. Современные управленческие функции

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.

Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.

Задачи планирования:

    • обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
    • перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
    • координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
    • создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;
    • стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;
    • информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

Необходимость планирования состоит в определении:

    • конечных и промежуточных целей;
    • задач, решение которых необходимо для достижения целей;
    • средств и способов решения задач;
    • требуемых ресурсов, их источников и способов распределения.

В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужновыделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть:

    • перспективным {стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет;
    • среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет;
    • текущим {оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

Информация о работе Определения основных понятий менеджмента