Оптимизация материального потока производственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: производственный процесс производства пылесоса «Вихрь-8А», состоящий из четырех основных этапов: 1 – обработка листового металла на штамповочном оборудовании; 2 – химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства; 3 – покраска и сушка деталей пылесоса; 4- сборка пылесосов.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи:
дать техническо-экономическую характеристику производства,
разработать перечень мероприятий по оптимизации движения материального потока в звене «Сбыт»,
рассчитать экономические эффекты возможных вариантов закупки электродвигателей.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.doc

— 8.44 Мб (Скачать файл)

Основными узкими местами звена «Закупки» являются:

– несвоевременные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий;

– нехватка складских площадей;

– нехватка транспортных средств;

– отсутствие должной системы управления запасами.

В отчётном году из-за несвоевременной поставки такого важного комплектующего изделия, как электродвигатель от Красноармейского и Миасского заводов, ЗБТ простаивал 21 день. А в результате недостаточной оперативности в обработке и поступлении информации руководству экономические потери были равноценны 1 часу простоя завода в день.

Структура затрат звена «Закупки» приведена в таблице 1.

Графики затрат в звене «Закупки» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 9 (см. приложение 4), из которого видно, что суммарные затраты на единицу продукции имеют возрастающий характер. Это обусловлено следующими причинами:

– увеличивается грузопоток материальных ресурсов и, как следствие, количество необходимых транспортных средств для их доставки;

– возрастает объем складских работ, что приводит к увеличению затрат на приём, обработку, содержание, систематическую проверку и учёт состояния материальных ресурсов на складе;

– необходимостью отыскания дополнительных складских площадей и транспортных средств (при обращении к услугам сторонних организаций) при объёмах месячной партии выпуска пылесосов более 8000 шт.

Указанные выше причины приводят к возрастанию влияния условно-переменных затрат на себестоимость работ в звене «Закупки», а также к ступенчатому характеру роста условно-постоянных затрат.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат звено «Закупки» заинтересованно в снижении объёмов выпуска пылесосов.

Затраты в звене «Закупки»

Таблица 1

Месяц

Выпуск продукции, шт.

Заработная плата, тыс руб.

Складские расходы, тыс. руб.

Транспортные расходы, тыс. руб.

Услуги сторонних организаций, тыс. руб.

Прочие расходы, тыс. руб.

Суммарные затраты, тыс. руб.

Затраты на ед. продукции, руб./шт.

Январь

14050

135

7748,484

1825,58

1716,755

194,181

11620

827

Февраль

15000

135

8606,288

2037,968

2549,359

215,585

13544,2

903

Март

18000

135

9831,722

2341,378

5097,499

246,162

17651,761

981

Апрель

22400

135

11699,872

2796,494

9309,307

292,027

24232,7

1082

Май

14700

135

8116,114

1916,603

2001,928

203,354

12372,999

842

Июнь

13000

135

6768,137

1582,852

944,291

169,72

9600

738

Июль

9150

135

4746,171

1082,225

-

119,268

6082,664

665

Август

13800

135

7258,311

1704,216

1380,523

181,95

10660

772

Сентябрь

9205

135

5113,801

1173,348

185,335

128,441

6735,925

732

Октябрь

2750

135

1253,685

217,505

-

32,124

1638,314

596

Ноябрь

6345

135

2908,021

627,109

-

73,403

3743,533

590

Декабрь

10290

135

5849,062

1355,294

502,817

146,787

7988,96

776

Итого

148690

1620

79899,668

18660,572

23687,814

2003,002

125871,056

847


 

Звено «Производство»

Взаимодействие логистической системы с процессом производства осуществляется по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения (звене «Сбыт») и удовлетворять потребности покупателя. И, во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения (звена «Закупки»). В этих условиях мобильность и гибкость системы управления предприятием становятся решающим фактором, определяющим эффективность функционирования звена «Производство».

Основными узкими местами звена «Производство» являются:

– нерациональное использование производственных мощностей;

– недостаток площадей для складирования деталей на штамповочном участке;

– неправильное хранение некоторых материалов;

– большое количество отходов в штамповочном производстве и на малярном участке;

– остановки основного производства из-за несвоевременных поставок комплектующих изделий.

Структура затрат звена «Производство» включает в себя (табл. 2):

– заработную плату основных рабочих (17,05%);

– цеховые расходы (50,2%);

– общезаводские расходы (27,15%);

– прочие производственные расходы (5,53%);

– потери от брака (0,01%).

 

Затраты в звене «Производство»

Таблица 2

Месяц

Выпуск продукции, шт.

Заработная плата, тыс руб.

Цеховые расходы, тыс. руб.

Общезаводские расходы, тыс. руб.

Прочие производствен-ные расходы, тыс. руб.

Потери от брака, тыс. руб.

Суммарные затраты, тыс. руб.

Затраты на ед. продукции, руб./шт.

Январь

14050

3859,386

3982

6192,318

1157,233

22,065

15213,002

1083

Февраль

15000

3720,05

5786,4

5736,017

1157,233

24,522

16424,222

1095

Март

18000

3921,716

8141

5736,017

1157,233

28,387

18984,353

1055

Апрель

22400

4238,835

12118

6380,02

1157,233

34,672

23928,76

1068

Май

14700

3800,72

8042

6253,419

1157,233

23,009

19276,381

1311

Июнь

13000

3336,56

9191

5684,926

1157,233

18,912

19388,631

1491

Июль

9150

2998,445

4325

4887,65

1157,233

12,608

13380,936

1462

Август

13800

3277,894

14758,2

5684,926

1157,233

20,488

24898,741

1804

Сентябрь

9205

3215,564

9280,2

5177,534

1157,233

13,877

18844,408

2047

Октябрь

2750

3275,316

4828,6

5684,926

1157,233

4,019

14950,094

5436

Ноябрь

6345

3861,964

14472,4

5684,926

1157,233

8,266

25184,789

3969

Декабрь

10290

3417,23

31258,6

5116,433

1157,233

16,059

40965,555

3981

Итого

148690

42923,68

126183,4

68219,112

13886,796

226,884

251439,872

1691


Из таблицы 2 выбираются затраты, соответствующие максимальному и минимальному значениям объемов месячного производства. По этим данным определяется ставка переменных расходов:

Тогда уравнение полных затрат имеет вид:

где Зi – полные затраты в i-ом периоде, тыс. руб.,

А – величина условно-постоянных затрат, тыс. руб.,

Vi – объем производства в i-ом периоде, шт.

Отсюда можно рассчитать условно-постоянную составляющую затрат:

А = Зi - ВVi.

Рассмотрим применение данного метода для разделения суммарных затрат звена «Производство» на условно-постоянную и условно-переменные части:

1) ставка переменных расходов:

2) условно-постоянная составляющая  затрат:

А (V=2750 шт./мес.)=14950,094-2750*0,457=13693,344 тыс. руб.,

А (V=22400 шт./мес.)=23928,76-22400*0,457=13691,96 тыс. руб.

Среднее значение условно-постоянных затрат:

Аср.=(13693,344+13691)/2=13692,652 тыс. руб.

3) уравнение суммарных затрат  звена «Производство» имеет вид:

Зi =13692,652+0,457Vi.

Графики затрат в звене «Производство» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 10 (см. приложение 5). В связи с незакономерным изменением затрат в звене «Производство» относительно объёма выпуска продукции для их разделения на условно-постоянную и условно-переменную части использован метод высшей и низшей точек, суть которого заключается в следующем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет затрат звена «Производство» методом высшей и низшей точек

Таблица 3

Объем выпуска продукции, шт.

Суммарные затраты, тыс. руб.

Затраты на ед. продукции, руб./шт.

2750

14949,402

5436

6345

16592,317

2615

9150

17874,202

1953

9205

17899,337

1945

10290

18395,182

1788

13000

19633,652

1510

13800

19999,252

1449

14050

20113,502

1432

14700

20410,552

1388

15000

20547,652

1370

18000

21918,652

1218

22400

23929,452

1068


Анализируя графики затрат в звене «Производство», можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат данное звено стремится к увеличению размеров партий выпуска продукции, так как при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции.

Звено «Сбыт»

Сбытовой деятельностью на ЗБТ занимается сбытовой отдел. Поставки готовой продукции потребителям осуществляются как по договорам, так и по письмам. Вследствие того, что из своего транспорта ЗБТ имеет только один грузовик «КАМАЗ», который используется, в основном, для доставки сырья, материалов и комплектующих изделий, отгрузка готовой продукции осуществляется либо транспортом заказчика, либо по железной дороге в контейнерах с оплатой франко-станцией назначения, то есть большую часть транспортных расходов оплачивает покупатель.

 

Основными узкими местами звена «Сбыт» являются:

– отсутствие маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;

– нехватка транспортных средств.

География сбыта пылесосов «Вихрь-8А», выпускаемых ЗБТ, довольно велика. На рис. 11 и 12 (см. приложение 6) показаны схемы потоков готовой продукции завода по России и странам СНГ. Как видно, транспортные расходы составляют значительную долю розничной цены пылесоса, что существенно снижает его конкурентоспособность, а нехватка собственных транспортных средств приводит к снижению качества обслуживания оптовых покупателей и их числа.

Характеристика рынков сбыта ЗБТ показана в таблице 4. Оценка практических продаж отчётного года позволяет сделать следующие выводы:

1) завод имеет довольно низкий уровень обслуживания рынка покупателей, потребности рынка (266000 шт./год) были удовлетворены всего на 55,89% (148690 шт./год);

2) доля продаж по России составила 88,1% в их общем объёме;

3) основными рынками сбыта являлись  Санкт-Петербург (29,9%), Москва и Московская  область (21,5%).

Прогноз возможных продаж пылесосов ЗБТ в следующем году приводит к такому заключению:

1) объём продаж может увеличиться на 63310 шт.;

2) доля российских рынков сбыта  в их общем объёме уменьшится  на 7%, значительно может снизиться  объём продаж в Санкт-Петербурге (на 9,6%) и Москве (на 4%), что объясняется  усилением конкуренции со стороны  западных производителей пылесосов;

3) доля рынка сбыта стран СНГ возрастёт до 18,9%. Увеличение сбыта на Украину, Казахстан, Молдову, Закавказье и Белоруссию объясняется углублением экономического кризиса и дальнейшим спадом производства в этих странах, в результате чего относительно невысокая цена пылесоса «Вихрь-8А» значительно повышает конкурентные позиции ЗБТ.

Характеристика рынков сбыта

Таблица 4

Рынки сбыта

Объем продаж за отчетный год

Возможный

объем продаж в следующем году

возможный

фактический

тыс. шт.

%

тыс. шт.

%

тыс. шт.

%

Санкт-Петербург

123

46,24

44

29,9

43

20,3

Ленинградская область

17

6,39

10

6,9

15

7,1

Москва и Московская область

19

7,14

32

21,5

37

17,5

Северо-Западный регион

18

6,77

7

4,8

11

5,2

Поволжье

15

5,64

4

2,7

8

3,8

Центрально-Черноземный район

13

4,89

5

3,5

6

2,8

Центральный район

10

3,76

3

2,1

8

3,8

Сибирь

10

3,76

6

4,2

10

4,7

Северный Кавказ

10

3,76

7

4,9

7

3,3

Волго-Вятский район

4

1,5

5

3,5

8

3,8

Урал и Предуралье

3

1,13

4

2,7

9

4,2

Дальний Восток

2

0,75

2

1,4

10

4,7

Итого по России

244

91,73

131

88,1

172

81,1

Средняя Азия

7

2,63

5

3,5

7

3,3

Украина

4

1,5

2

1,6

8

3,8

Молдова

3

1,13

3

1,9

6

2,8

Казахстан

3

1,13

2

1,4

7

3,3

Закавказье

3

1,13

2

1,4

5

2,4

Белоруссия

2

0,75

3

2,1

7

3,3

Итого по СНГ

22

8,27

18

11,9

40

18,9

Всего

266

100

148,69

100

212

100

Информация о работе Оптимизация материального потока производственного предприятия