Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:21, курсовая работа
Предмет исследования: производственный процесс производства пылесоса «Вихрь-8А», состоящий из четырех основных этапов: 1 – обработка листового металла на штамповочном оборудовании; 2 – химическая обработка деталей, поступивших из штамповочного производства; 3 – покраска и сушка деталей пылесоса; 4- сборка пылесосов.
В курсовом проекте поставлены следующие задачи:
дать техническо-экономическую характеристику производства,
разработать перечень мероприятий по оптимизации движения материального потока в звене «Сбыт»,
рассчитать экономические эффекты возможных вариантов закупки электродвигателей.
Основными узкими местами звена «Закупки» являются:
– несвоевременные поставки сырья, материалов и комплектующих изделий;
– нехватка складских площадей;
– нехватка транспортных средств;
– отсутствие должной системы управления запасами.
В отчётном году из-за несвоевременной поставки такого важного комплектующего изделия, как электродвигатель от Красноармейского и Миасского заводов, ЗБТ простаивал 21 день. А в результате недостаточной оперативности в обработке и поступлении информации руководству экономические потери были равноценны 1 часу простоя завода в день.
Структура затрат звена «Закупки» приведена в таблице 1.
Графики затрат в звене «Закупки» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 9 (см. приложение 4), из которого видно, что суммарные затраты на единицу продукции имеют возрастающий характер. Это обусловлено следующими причинами:
– увеличивается грузопоток материальных ресурсов и, как следствие, количество необходимых транспортных средств для их доставки;
– возрастает объем складских работ, что приводит к увеличению затрат на приём, обработку, содержание, систематическую проверку и учёт состояния материальных ресурсов на складе;
– необходимостью отыскания дополнительных складских площадей и транспортных средств (при обращении к услугам сторонних организаций) при объёмах месячной партии выпуска пылесосов более 8000 шт.
Указанные выше причины приводят к возрастанию влияния условно-переменных затрат на себестоимость работ в звене «Закупки», а также к ступенчатому характеру роста условно-постоянных затрат.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат звено «Закупки» заинтересованно в снижении объёмов выпуска пылесосов.
Затраты в звене «Закупки»
Таблица 1
Месяц |
Выпуск продукции, шт. |
Заработная плата, тыс руб. |
Складские расходы, тыс. руб. |
Транспортные расходы, тыс. руб. |
Услуги сторонних организаций, тыс. руб. |
Прочие расходы, тыс. руб. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
Январь |
14050 |
135 |
7748,484 |
1825,58 |
1716,755 |
194,181 |
11620 |
827 |
Февраль |
15000 |
135 |
8606,288 |
2037,968 |
2549,359 |
215,585 |
13544,2 |
903 |
Март |
18000 |
135 |
9831,722 |
2341,378 |
5097,499 |
246,162 |
17651,761 |
981 |
Апрель |
22400 |
135 |
11699,872 |
2796,494 |
9309,307 |
292,027 |
24232,7 |
1082 |
Май |
14700 |
135 |
8116,114 |
1916,603 |
2001,928 |
203,354 |
12372,999 |
842 |
Июнь |
13000 |
135 |
6768,137 |
1582,852 |
944,291 |
169,72 |
9600 |
738 |
Июль |
9150 |
135 |
4746,171 |
1082,225 |
- |
119,268 |
6082,664 |
665 |
Август |
13800 |
135 |
7258,311 |
1704,216 |
1380,523 |
181,95 |
10660 |
772 |
Сентябрь |
9205 |
135 |
5113,801 |
1173,348 |
185,335 |
128,441 |
6735,925 |
732 |
Октябрь |
2750 |
135 |
1253,685 |
217,505 |
- |
32,124 |
1638,314 |
596 |
Ноябрь |
6345 |
135 |
2908,021 |
627,109 |
- |
73,403 |
3743,533 |
590 |
Декабрь |
10290 |
135 |
5849,062 |
1355,294 |
502,817 |
146,787 |
7988,96 |
776 |
Итого |
148690 |
1620 |
79899,668 |
18660,572 |
23687,814 |
2003,002 |
125871,056 |
847 |
Звено «Производство»
Взаимодействие логистической системы с процессом производства осуществляется по двум направлениям. Во-первых, производство должно регулярно пополнять запасы готовой продукции в системе распределения (звене «Сбыт») и удовлетворять потребности покупателя. И, во-вторых, производство зависит от системы материального обеспечения (звена «Закупки»). В этих условиях мобильность и гибкость системы управления предприятием становятся решающим фактором, определяющим эффективность функционирования звена «Производство».
Основными узкими местами звена «Производство» являются:
– нерациональное использование производственных мощностей;
– недостаток площадей для складирования деталей на штамповочном участке;
– неправильное хранение некоторых материалов;
– большое количество отходов в штамповочном производстве и на малярном участке;
– остановки основного производства из-за несвоевременных поставок комплектующих изделий.
Структура затрат звена «Производство» включает в себя (табл. 2):
– заработную плату основных рабочих (17,05%);
– цеховые расходы (50,2%);
– общезаводские расходы (27,15%);
– прочие производственные расходы (5,53%);
– потери от брака (0,01%).
Затраты в звене «Производство»
Таблица 2
Месяц |
Выпуск продукции, шт. |
Заработная плата, тыс руб. |
Цеховые расходы, тыс. руб. |
Общезаводские расходы, тыс. руб. |
Прочие производствен-ные расходы, тыс. руб. |
Потери от брака, тыс. руб. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
Январь |
14050 |
3859,386 |
3982 |
6192,318 |
1157,233 |
22,065 |
15213,002 |
1083 |
Февраль |
15000 |
3720,05 |
5786,4 |
5736,017 |
1157,233 |
24,522 |
16424,222 |
1095 |
Март |
18000 |
3921,716 |
8141 |
5736,017 |
1157,233 |
28,387 |
18984,353 |
1055 |
Апрель |
22400 |
4238,835 |
12118 |
6380,02 |
1157,233 |
34,672 |
23928,76 |
1068 |
Май |
14700 |
3800,72 |
8042 |
6253,419 |
1157,233 |
23,009 |
19276,381 |
1311 |
Июнь |
13000 |
3336,56 |
9191 |
5684,926 |
1157,233 |
18,912 |
19388,631 |
1491 |
Июль |
9150 |
2998,445 |
4325 |
4887,65 |
1157,233 |
12,608 |
13380,936 |
1462 |
Август |
13800 |
3277,894 |
14758,2 |
5684,926 |
1157,233 |
20,488 |
24898,741 |
1804 |
Сентябрь |
9205 |
3215,564 |
9280,2 |
5177,534 |
1157,233 |
13,877 |
18844,408 |
2047 |
Октябрь |
2750 |
3275,316 |
4828,6 |
5684,926 |
1157,233 |
4,019 |
14950,094 |
5436 |
Ноябрь |
6345 |
3861,964 |
14472,4 |
5684,926 |
1157,233 |
8,266 |
25184,789 |
3969 |
Декабрь |
10290 |
3417,23 |
31258,6 |
5116,433 |
1157,233 |
16,059 |
40965,555 |
3981 |
Итого |
148690 |
42923,68 |
126183,4 |
68219,112 |
13886,796 |
226,884 |
251439,872 |
1691 |
Из таблицы 2 выбираются затраты, соответствующие максимальному и минимальному значениям объемов месячного производства. По этим данным определяется ставка переменных расходов:
Тогда уравнение полных затрат имеет вид:
где Зi – полные затраты в i-ом периоде, тыс. руб.,
А – величина условно-постоянных затрат, тыс. руб.,
Vi – объем производства в i-ом периоде, шт.
Отсюда можно рассчитать условно-постоянную составляющую затрат:
А = Зi - ВVi.
Рассмотрим применение данного метода для разделения суммарных затрат звена «Производство» на условно-постоянную и условно-переменные части:
1) ставка переменных расходов:
2) условно-постоянная
А (V=2750 шт./мес.)=14950,094-2750*0,
А (V=22400 шт./мес.)=23928,76-22400*0,
Среднее значение условно-постоянных затрат:
Аср.=(13693,344+13691)/2=
3) уравнение суммарных затрат звена «Производство» имеет вид:
Зi =13692,652+0,457Vi.
Графики затрат в звене «Производство» в зависимости от объёма месячной партии выпуска пылесосов представлены на рис. 10 (см. приложение 5). В связи с незакономерным изменением затрат в звене «Производство» относительно объёма выпуска продукции для их разделения на условно-постоянную и условно-переменную части использован метод высшей и низшей точек, суть которого заключается в следующем.
Расчет затрат звена «Производство» методом высшей и низшей точек
Таблица 3
Объем выпуска продукции, шт. |
Суммарные затраты, тыс. руб. |
Затраты на ед. продукции, руб./шт. |
2750 |
14949,402 |
5436 |
6345 |
16592,317 |
2615 |
9150 |
17874,202 |
1953 |
9205 |
17899,337 |
1945 |
10290 |
18395,182 |
1788 |
13000 |
19633,652 |
1510 |
13800 |
19999,252 |
1449 |
14050 |
20113,502 |
1432 |
14700 |
20410,552 |
1388 |
15000 |
20547,652 |
1370 |
18000 |
21918,652 |
1218 |
22400 |
23929,452 |
1068 |
Анализируя графики затрат в звене «Производство», можно сделать вывод, что для минимизации своих затрат данное звено стремится к увеличению размеров партий выпуска продукции, так как при этом снижаются условно-постоянные затраты на единицу продукции.
Звено «Сбыт»
Сбытовой деятельностью на ЗБТ занимается сбытовой отдел. Поставки готовой продукции потребителям осуществляются как по договорам, так и по письмам. Вследствие того, что из своего транспорта ЗБТ имеет только один грузовик «КАМАЗ», который используется, в основном, для доставки сырья, материалов и комплектующих изделий, отгрузка готовой продукции осуществляется либо транспортом заказчика, либо по железной дороге в контейнерах с оплатой франко-станцией назначения, то есть большую часть транспортных расходов оплачивает покупатель.
Основными узкими местами звена «Сбыт» являются:
– отсутствие маркетинговых исследований рынка сбыта пылесосов;
– нехватка транспортных средств.
География сбыта пылесосов «Вихрь-8А», выпускаемых ЗБТ, довольно велика. На рис. 11 и 12 (см. приложение 6) показаны схемы потоков готовой продукции завода по России и странам СНГ. Как видно, транспортные расходы составляют значительную долю розничной цены пылесоса, что существенно снижает его конкурентоспособность, а нехватка собственных транспортных средств приводит к снижению качества обслуживания оптовых покупателей и их числа.
Характеристика рынков сбыта ЗБТ показана в таблице 4. Оценка практических продаж отчётного года позволяет сделать следующие выводы:
1) завод имеет довольно низкий уровень обслуживания рынка покупателей, потребности рынка (266000 шт./год) были удовлетворены всего на 55,89% (148690 шт./год);
2) доля продаж по России составила 88,1% в их общем объёме;
3) основными рынками сбыта
Прогноз возможных продаж пылесосов ЗБТ в следующем году приводит к такому заключению:
1) объём продаж может
2) доля российских рынков сбыта
в их общем объёме уменьшится
на 7%, значительно может снизиться
объём продаж в Санкт-
3) доля рынка сбыта стран СНГ возрастёт до 18,9%. Увеличение сбыта на Украину, Казахстан, Молдову, Закавказье и Белоруссию объясняется углублением экономического кризиса и дальнейшим спадом производства в этих странах, в результате чего относительно невысокая цена пылесоса «Вихрь-8А» значительно повышает конкурентные позиции ЗБТ.
Характеристика рынков сбыта
Таблица 4
Рынки сбыта |
Объем продаж за отчетный год |
Возможный объем продаж в следующем году | ||||
возможный |
фактический |
тыс. шт. |
% | |||
тыс. шт. |
% |
тыс. шт. |
% | |||
Санкт-Петербург |
123 |
46,24 |
44 |
29,9 |
43 |
20,3 |
Ленинградская область |
17 |
6,39 |
10 |
6,9 |
15 |
7,1 |
Москва и Московская область |
19 |
7,14 |
32 |
21,5 |
37 |
17,5 |
Северо-Западный регион |
18 |
6,77 |
7 |
4,8 |
11 |
5,2 |
Поволжье |
15 |
5,64 |
4 |
2,7 |
8 |
3,8 |
Центрально-Черноземный район |
13 |
4,89 |
5 |
3,5 |
6 |
2,8 |
Центральный район |
10 |
3,76 |
3 |
2,1 |
8 |
3,8 |
Сибирь |
10 |
3,76 |
6 |
4,2 |
10 |
4,7 |
Северный Кавказ |
10 |
3,76 |
7 |
4,9 |
7 |
3,3 |
Волго-Вятский район |
4 |
1,5 |
5 |
3,5 |
8 |
3,8 |
Урал и Предуралье |
3 |
1,13 |
4 |
2,7 |
9 |
4,2 |
Дальний Восток |
2 |
0,75 |
2 |
1,4 |
10 |
4,7 |
Итого по России |
244 |
91,73 |
131 |
88,1 |
172 |
81,1 |
Средняя Азия |
7 |
2,63 |
5 |
3,5 |
7 |
3,3 |
Украина |
4 |
1,5 |
2 |
1,6 |
8 |
3,8 |
Молдова |
3 |
1,13 |
3 |
1,9 |
6 |
2,8 |
Казахстан |
3 |
1,13 |
2 |
1,4 |
7 |
3,3 |
Закавказье |
3 |
1,13 |
2 |
1,4 |
5 |
2,4 |
Белоруссия |
2 |
0,75 |
3 |
2,1 |
7 |
3,3 |
Итого по СНГ |
22 |
8,27 |
18 |
11,9 |
40 |
18,9 |
Всего |
266 |
100 |
148,69 |
100 |
212 |
100 |
Информация о работе Оптимизация материального потока производственного предприятия