Опыт и достижения японского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.

Содержание

Введение.
3
Глава 1. Японская модель менеджмента.
7
1.1 История возникновения.
7
1.2 Характерные признаки.
8
1.3 Особенности японского управления.
12
Вывод по 1 главе.
21
Глава 2. Практические аспекты японского менеджмента.
24
2.1 Менеджмент одной из японских корпораций.
24
2.2 Перенос и использование японского опыта в другие страны.
30
2.3 Японский менеджмент в России.
40
Вывод по 2 главе.
46
Заключение.
48
Глоссарий.
50
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Скрипкин Дмитрий курсовая работа по менеджменту.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Южно-Уральский  государственный университет

 факультет  Экономики и Управления

Кафедра «Экономической Теории и Мировой Экономики»

 

 

 

 

Курсовая работа

 по предмету: «Менеджмент»

на тему: «Опыт и достижения японского менеджмента »

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. ЭиУ-126

Скрипкин Д.И.

“       ”                        2010 г.

 

 

Проверил:

Корнеев Д.Н.

“       ”                        2010 г.

 

 

           

 

 

Челябинск 2010


 

 

Содержание.

 

Введение.

3

Глава 1. Японская модель менеджмента.

7

1.1 История возникновения.

7

1.2 Характерные признаки.

8

1.3 Особенности японского  управления.

12

Вывод по 1 главе.

21

Глава 2. Практические аспекты  японского менеджмента.

24

2.1 Менеджмент одной  из японских корпораций.

24

2.2 Перенос и использование японского опыта в другие страны.

30

2.3 Японский менеджмент  в России.

40

Вывод по 2 главе.

46

Заключение.

48

Глоссарий.

50

Библиографический список.

52


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Интерес к  Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и  превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.

Наука управления – принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности всех организаций. Без этого они обречены на исчезновение.

Наиболее ярко принципы управления проявляются в Японии.  Японский менеджмент долгое время не привлекал внимание исследователей из других стран. Причина была в том, это эффективность японского управления, очевидная для японцев, не была очевидна для исследователей других стран, обогнавших Японию в экономическом отношении. И в нашей стране также видели лишь архаичность японского менеджмента и объяснили существование и возможность использования многих традиционных методов отсталостью японского общества.

Японский менеджмент  отражает исторические особенности, культуру и  общественную психологию этой страны. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом японского народа. Опыт накопленный Японией по развитию экономики – общепризнан. Успех в послевоенном развитии в значительной мере был обусловлен рациональной организацией производства и управления. В этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента. Сначала японские предприниматели широко перенимали зарубежный опыт в этой сфере, в основном американский. Но опыт других стран был скорректирован исходя из специфических национальных особенностей. И это дало свой ощутимый  результат. В настоящее время Япония опережает своих конкурентов в области контроля за качеством, рационализации, автоматизации производства, управлении трудовыми ресурсами.

Японская модель  находит  своих сторонников во многих странах  мира и вызывает интерес, т.к. за короткий срок был сделан огромный рывок в развитии экономики.

Актуальность этого вопроса  состоит в том, что изучая положительный  опыт японского менеджмента, было бы возможным изыскать пути совершенствования  управления общественным производством в любой стране мира. Усвоение основ японского управления влечет за собой отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника, отсюда следует стабильная занятость, обучение в процессе работы. Все это необходимо каждой фирме, которая хочет существовать и преуспевать.

Японский менеджмент – это сочетание традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. С 60-70-х годов стал появляться термин «нихотеки кэйэй» - «управление по-японски» или «японский стиль управления».

Историография исследования. Труды по этому вопросу стали выходит не только за рубежом, но и в нашей стране.

В начале 90-х годов появились труды отечественных специалистов в этой области. Из них заслуживает внимания исследование труд В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова «Управление персоналом в Японии». Исследование посвящено особенностям управления на японских предприятиях.

Кроме того, следует обратить внимание на работу Пшенникова В.В. В книге «Японский менеджмент. Уроки для нас» ему удалось осветить японский менеджмент именно на фоне историко-общественных особенностей этой страны.

Отдельно следует выделить исследование японского специалиста в области управления И. Каору «Японские методы управления качеством» в котором автор подробно останавливается на характеристике процесса контроля над качеством со стороны менеджеров на японских предприятиях.

Проблема исследования. В своей книге Морита Акио «Сделано в Японии» выделил наиболее характерные черты японского подхода к организации управления компанией, параллельно сравнив их с практикой управления в других странах.

В своей  работе  я  хочу рассмотреть вопрос об особенностях японского менеджмента и практическое применение его в других странах, в частности в России.

Тема исследования. Цель на основе изученной теории разработка рекомендации по совершенствованию применение опыта и достижений японского менеджмента.

Объектом исследования в нашей работе является эффективная хозяйственная деятельность в мировом экономическим пространстве. Предметом исследования является процесс внедрения элементов японского менеджмента в управлении мировым экономическим пространством.

В своей работе мы ставим следующие задачи для исследования:

1. Изучить японскую модель менеджмента:

1.1  изучить историю возникновения;

1.2 изучить характерные признаки;

1.3 изучить особенности японского управления.

2. Выявить практические аспекты японского менеджмента:

2.1 рассмотреть менеджмент одной из японских корпораций;

2.2 рассмотреть перенос и использование японского опыта в другие страны;

2.3 рассмотреть возможность использования японского менеджмента в России.

Теоретико-методологическая база. В своей работе мы используем труды и исследования следующих авторов: Вахрушев В., Глиньский Б., Матрусова Т.Н., Шонбергер Р., Семенова И.И., Пшенникова В.В., Куцивол В.А., Фаризов И.О..

Методы исследования: изучение и анализ теоретического материала о японской модели менеджмента и ее практическом применении.

Наша работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, глоссария, библиографического списка.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Японская модель менеджмента.

    1. История возникновения.

 

Японская система управление имеет в своей основе традиционные формы управления производством, которые в свою очередь основываются на религиозных, морально нравственных и этнических установках. Однако систему японского управления следует рассматривать как синтез импортированных идей и национальных, культурных традиций.

После второй мировой  войны, Япония оказалась под жёстким  контролем со стороны оккупационных  властей США. В результате политики по ограничению деятельности крупнейших концернов Японии, которая проводилась  с 1945 по 1951 годы, и децентрализации японской экономики пострадали самые мощные японские компании: Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, и Ясуда. На период с 1945 по 1951 годы активы этих концернов замораживались, а их головные компании распускались. С сентября 1946 г. действовала «комиссия по упорядочению держательных компаний» - правительственный орган, занимавшийся непосредственно роспуском концернов. К концу 1946 года были распущены головные компании четырёх крупнейших концернов. Кроме того, в начале 1947 года был издан указ об удалении с командных постов и лишения имущества некоторых членов семейств, стоявших во главе 11 крупнейших «дзайбацу» Японии. Целью американских оккупационных властей было создание в Японии системы финансово-экономической деятельности, которая не была бы связана с деятельностью государства и правительства «старых концернов», а с другой стороны могла бы воплотить в себе американские традиции и идеи, что, несомненно, поставило бы Японию в зависимость от США.

Однако этого не произошло, так как в стране были сильны национальные традиции и моральные устои, а американские методы управления производством основывались на совершенно иной системе социальной ориентации. Японские методы управления сохранили своё национальное своеобразие, однако, под влиянием времени и внешнего фактора претерпели изменения.

После 1951 года, вследствие прекращения компании по роспуску японских компаний, были восстановлены многие японские корпорации. К середине 60-х  годов оформилась система господства шести крупнейших финансово - промышленных групп Японии: Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Фудзи, Санва, Дайити, сложившихся на основе довоенных концернов.

Кроме того, в 1946 году в  Японии была создана организация  «Кейдзай Доюкай». Данная организация  была создана из представителей предприятий  различных отраслей промышленности, и основной целью своей деятельности ставила выработку основных управления предприятием. Эти принципы отражали устремления и общие взгляды предпринимателей и управляющих. Исходившие от «Кэйдзай Дойюкай» заявления позволяли предпринимателям ориентироваться в своей деятельности, строить её, руководствуясь не только собственными интересами, но и интересами общества в целом. В одной из своих первых деклараций «Кэйдзай Дойюкай» заявила о необходимости введения на предприятиях контроля деятельности корпорации на всех уровнях управления. Предлагалось гарантировать минимальный доход, как управляющим, так и рабочим. Можно считать, что данная декларация послужила началом формирования единой совокупности идей управления.

 

 

1.2 Характерные  признаки.

 

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Чем отличается японский метод управления от  методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным  предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную  возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность  так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для   улучшения   деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны,  и сознательного направления вектора их  активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система  пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

Информация о работе Опыт и достижения японского менеджмента