Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа
Впервые, термин стратегическое управление был введен в обиход на стыке 1960-70 гг. для того, чтобы обозначать разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Значение стратегического управления, позволяющего компаниям выживать в конкурентоспособной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях твердой конкуренции, скоро меняющейся ситуации обязаны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и производить стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за переменами, происходящими в их окружении.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Школы стратегического управления……………………………….....5
Школа позиционирования…………………………………………….......5
Школа предпринимательства……………………………………………..8
Когнитивная школа ………………………………………………..….….11
Школа обучения…………………………………………………….…….13
Школа власти………………………………………………………...……15
Школа культуры…………………………………………………………..16
Школа внешней среды…………………………………………..………..18
Школа конфигурации в стратегическом управлении…………………..20
Глава 2. Опыт фирмы «Toyota» в применении идей школы культуры………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиография…………………………………………………………………….28
Ключевая фигура стратегического планирования: лидер.
Процесс стратегического планирования представляет собой формирование видения на основе интуиции, здравого смысла и опыта лидера организации. Стратегия уникальна, она рассматривается как перспектива, то есть мысленное представление о направлении действий, рожденное в сознании руководителя, или видение.
Изменения редкие, умеренные или революционные.
Основные посылки: стратегическое управление школа
1) стратегия существует в
2) процесс формирования
3) руководитель целеустремленно
продвигает свое видение, лично
контролируя реализацию
4) стратегия тяготеет к поиску рыночной ниши.
Основатели: М. Лайлс, Р.К. Регер, Э. Хафф, Г. Томас, Г. Саймон
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений). Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивная школа (школа познания) рассматривает построение стратегии как ментальный процесс. Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека. Когнитивная школа стратегического управления приобрела особую популярность за рубежом в 1980-е годы.
В рамках данной школы можно достаточно четко выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трактует формирование стратегии как попытку создания некоей объективной картины мира. Второе направление, основываясь на субъективности процесса познания, рассматривает стратегию как интерпретацию мира.
Большинство представителей когнитивной школы считают, что каждый стратег обладает своим индивидуальным когнитивным стилем, на который значительное влияние оказывает коллективная система обработки информации, называемая организацией. Они предлагают определенную модель параллельной обработки информации в процессе принятия стратегических решений
Согласно теоретическим воззрениям представителей когнитивной школы любой опытный руководитель руководствуется некими причинными (каузальными) картами или ментальными моделями, оказывающими влияние на его поведение.
Такого рода карты, по мнению представителей когнитивной школы, являются своеобразным ключом к постижению процесса формирования стратегии. Другими словами, поскольку стратегия - это понимание, постольку построение стратегии рассматривается как «достижение понимания».
Второе направление когнитивной школы рассматривает стратегию как конструирование интерпретаций. Основные принципиальные положения когнитивной школы состоят в следующем:
1. Процесс формирования
2. Стратегия - это перспектива, которая
раскрывает способы получения
информации из окружающей
3. Информация из окружающей
4. Когнитивная школа уделяет
значительное внимание
5. Понимание стратегического
Основатели: Р. Лапьер, Ч. Линдблом, Г. эпп, С. Уинтер. Школа обучения рассматривает процесс разработки стратегии развития фирмы как развивающийся процесс. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения:
1. Выработку стратегии развития фирмы следует рассматривать как форму процесса обучения.
2. Процедура обучения должна
носить развивающийся характер,
через поведение, которое способствует
ретроспективному мышлению, направленному
на осмысление
3. Стратегические инициативы
4. Удачные инициативы в процессе
разработки стратегии
5. Роль руководителя фирмы
6. По мнению представителей
Необходимо отметить, что в последние годы в зарубежных странах значительно возрос интерес к исследованию когнитивных аспектов процесса формирования стратегии. Особенно популярной среди зарубежных специалистов в сфере стратегического управления становится точка зрения, согласно которой стратегия зависит от обучения, а обучение зависит от способностей. Это мнение получило название «динамического подхода к развитию способностей». В соответствии с этим стратегическое управление рассматривается как процесс «коллективного обучения». Результатом такого процесса является разработка стержневых компетенций.
В рамках школы обучения поставлен вопрос: как формируются, а не формулируются стратегии. Часто в основе политического курса лежит не организованный и контролируемый процесс, а хаотичные шаги, посредством которых руководители пытаются справиться с ситуацией. Таким образом, налицо ограниченность рационального менеджмента. Вклад в процесс создания стратегии может внести практически любой приобщенный к организации человек. В организации совершается много рутинных действий, которые обеспечивают ее стабильность. В случае столкновения с новыми обстоятельствами, эти рутинные действия видоизменяются и распространяются по организации (происходит обучение). Элементы стратегии возникают в иерархической системе организации и обретают своих защитников, которые добиваются санкционирования высшим руководством. Управление процессом стратегического планирования — это осознание появления стратегии.
Идеологи: японские топ-менеджеры.
Генератором стратегии может стать любое лицо в организации
Стратегическое планирование — неформальный, неорганизованный поиск, стратегия формируется на ходу, она уникальна и представляет собой сложившийся образец действий.
Изменения: непрерывные, постепенные, частичные.
Основные посылки:
1) формулирование и внедрение неразделимы, выработка стратегии имеет форму процесса обучения;
2) стратегия создается усилиями самых разных сотрудников;
3) стратегия развивается, представляя
собой осмысление
4) стратегическое руководство — управление процессом обучения.
Основатели: А. Макмиллан, Д. Сарразин, Э. Петигрю, Дж. Боуер
Школа власти трактует процесс разработки стратегии развития фирмы как процесс переговоров. Содержание данной школы раскрывается следующими основными положениями:
1. Процесс формирования
2. Стратегия развития
3. Властные структуры на уровне
организации рассматривают
4. Властные структуры на
Школа власти внесла значимый вклад в развитие арсенала стратегического управления, раскрыв такие понятия, как «коалиция», «политические игры» и «коллективная стратегия». Кроме того, она обратила внимание на важность использования политических методов для осуществления стратегических перемен.
Школа власти утверждает, что процесс формирования или изменения стратегии связан с открытой борьбой за власть и влияние, при этом используются политические методы. Существует микровласть — соотношение политических сил внутри организации, и макровласть — использование властных рычагов самой организации. Любой человек в организации, имеющий притязания на власть, должен предложить какой-нибудь план. Это и рождает стратегию. Те, кому удается одержать верх, устанавливают свою стратегию, например, группа исследователей, которая открыла новую формулу, два соперничающих лагеря, выступающих «за» и «против» новых технологий, менеджер по сбыту, который является сторонником снижения цен. Организация также пытается утвердить свою власть во внешней среде посредством создания стратегических альянсов, поглощения конкурентов, влияния на поведение заинтересованных групп (поставщики, СМИ и т.д.)
Процесс формирования стратегии: конфликтный, агрессивный, а сама стратегия выступает как образцы действий и технологии борьбы.
Основные посылки:
1) формирование стратегии
2) стратегии носят спонтанный характер и принимают формы позиции или маневра;
3) микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации в виде политических игр;
4) макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к благополучию за счет контроля над другими участниками рынка
Основатели: Д. Джонсон, Дж. Спендер, К. Рот, Д. Дикс, Ф. Ригер
Школа культуры сформировалась в сфере стратегического управления в 80-х годах XX века благодаря успехам японских корпораций. В качестве основных положений школы культуры можно назвать следующие:
1. Согласно представлениям школы
культуры процесс формирования
стратегии рассматривается как
процесс социального
2. Верования каждого индивида
представляют собой результат
процессов приобщения к
3. Члены организации оказываются
способными лишь отчасти
4. Основной характеристикой
5. Культура, включая идеологию, содействует не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии.
Необходимо отметить, что особое развитие получила шведская ветвь школы культуры стратегического управления. Наиболее яркими ее представителями и лидерами являются Э. Ренман и Р. Норманн. Ключевую роль в процессе изучения организации они отводят изучению понятия «соответствия».
В работах сторонников школы культуры стратегического управления раскрывается четыре основных механизма достижения такого соответствия:
1) составление карты или схемы,
отображающей окружение
2) приведение в соответствие (дополнение внешней среды);
3) совместные консультации;
4) доминирование (способность организации переносить свое отображение на внешнее окружение).
Представители школы культуры ввели понятие «стратегических ресурсов», обеспечивающих получение устойчивых выгод в условиях конкуренции.
Информация о работе Опыт фирмы «Toyota» в применении идей школы культуры