Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Перспективы стратегического развития организации, особенности ее работников, формы взаимодействия с внешним окружением, во многом предопределяет организационная культура.
Можно выделить основные моменты, определяющие ее значение в управленческой деятельности, а именно:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и содержание организационной культуры фирмы………….5
1.1 Свойства и структура организационной культуры фирмы………...8
Глава 2 Характеристика исследуемого предприятия………………………...14
2.1 Общие характеристики организации……………………………….14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации……………………..17
2.2.1 Внешняя среда…………………………………………………17
2.2.2 Внутренняя среда……………………………………………...23
Глава 3 Роль организационной культуры в менеджменте фирмы на примере ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»………………….26
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы..............................................................43
Приложение……………………………………………………………………..44
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет
Химико-технологический факультет заочно дистанционного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Организационная культура и её роль на предприятии.
| Проверил: _____________ (подпись) _________________________ (оценка, дата) Подготовил: Студ. Гр. ______________ (подпись) ______________ (дата сдачи к. р.) |
|
|
Красноярск 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие и содержание организационной культуры фирмы………….5
1.1 Свойства и структура организационной культуры фирмы………...8
Глава 2 Характеристика исследуемого предприятия………………………...14
2.1 Общие характеристики организации……………………………….14
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации……………………..17
2.2.1 Внешняя среда…………………………………………………17
2.2.2 Внутренняя среда……………………………………………...23
Глава 3 Роль организационной культуры в менеджменте фирмы на примере ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса»………………….26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Приложение……………………………………………………
Введение
Перспективы стратегического развития организации, особенности ее работников, формы взаимодействия с внешним окружением, во многом предопределяет организационная культура.
Можно выделить основные моменты, определяющие ее значение в управленческой деятельности, а именно:
- культура выражает не только отношения между сотрудниками фирмы, как это ошибочно полагают многие, но и комплекс представлений о назначении организации в целом и ее членов;
- не следует упрощать понятие культуры и понимать его как синоним понятий «климат» и «ценность» и т.п., поскольку культура – явление более глубокое, и она сама определяет, каковы климат, ценности, стиль взаимоотношений в данной организации;
- не следует полагать, что корпоративная культура поддается простому манипулированию, она складывается годами и десятилетиями, и сама определяет характерный для организации стиль и систему управления;
- не следует расценивать культуру как сильную или слабую, и в соответствии с этим пытаться подкорректировать ее. Сильная культура, как и слабая, может быть эффективной в одном отношении и неэффективной в другом;
- культура может быть как положительной, так и отрицательной. Культура организации положительна, если она способствует эффективному решению стратегических задач, а отрицательная культура является источником сопротивления, равнодушия, формализма.
- Значение организационной культуры, которая формирует ценности работников, их настрой по отношению к работе, фирменный стиль, который является лицом предприятия, особенно возрастает в условиях рыночной экономики. А так как большинство предприятий достаточно молоды, то проблема формирования организационной культуры чрезвычайно важна для российских компаний. В связи с вышеизложенным, тема, которую я выбрала при написании данной курсовой работы видится важной и актуальной.
Целью работы является исследование содержания организационной культуры фирмы и анализ роли организационной культуры в менеджменте.
Объект исследования – ОАО «КЗХ «Бирюса»
Предмет исследования - теоретические, методологические и практические аспекты формирования организационной культуры фирмы.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- охарактеризовать понятие и содержание организационной культуры фирмы;
- исследовать свойство и структуру организационной культуры фирмы;
- дать краткую характеристику организации;
- проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации;
- проанализировать роль организационной культуры в менеджменте фирмы на примере компании «КЗХ «Бирюса».
Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области менеджмента .
Практическая значимость работы видится в возможности применения полученных результатов в ходе деятельности по формированию и совершенствованию организационной культуры фирм.
1. Понятие и содержание организационной культуры фирмы
В современной литературе организационная культура трактуется как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
Отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. Так, компания, в которой игнорируют человека, будь то поставщик, работник или потребитель, скорее всего, далека от успеха.
Различают субъективную и объективную организационную культуру.
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых сотрудниками образов, предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно её духовной части. Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, то есть стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создаёт различие между схожими на вид организационными культурами. Например, две компании могут заявлять о качественном обслуживании клиентов. Но конечный результат будет во многом зависеть от того, как будет осуществляться руководство этим процессом.
Объективная организационная культура — это физическое окружение создаваемое в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объём пространства, удобства, столовая, комнаты приёма, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Всё это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Организационную культуру фирмы можно рассмотреть на основании следующих десяти характеристик:
1. Осознание себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие сотрудником своих внутренних настроений, другие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других — через индивидуализм.
2. Коммуникационная система и язык общения. Использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организации.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе. Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятности, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур.
4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области. Организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли сотрудники разных уровней вместе или отдельно и т.п.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование. Степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это.
6. Взаимоотношения между людьми. По возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов.
7. Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предложений и ожиданий в отношении определённого поведения), которые люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются.
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то. Вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали.
9. Процесс обучения и развития работника. Бездумное или осознанное выполнение работы; полагается на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин.
10. Трудовая этика и мотивирование. Отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношение «человек-машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе.
Вышеуказанные характеристики культуры фирмы взятые вместе отражают и придают смысл концепции организационной культуры.
Говорить об организационной культуре как монолитном феномене не приходится. Это только одна культура на организацию. Тем не менее, необходимо понимать, что в одной организации может быть много «локальных» культур. При этом имеется в виду одна, преобладающая во всей организации, культура и культура её частей (уровней, подразделений, профессиональных, региональных, национальных, возрастных, половых и других групп). Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, однако две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры, потому что они по-разному решают две очень разные проблемы: внешняя адаптация (что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано) и внутренняя интеграция (как сотрудники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы)[1].
Таким образом, каждая компания имеет свой, только ей присущий организационный стиль. У каждой фирмы существует своя философия и принципы, особые методы разрешения проблем и принятия решений, своя деловая практика, свой кодекс ценностей, имеющих наибольшее значение для данной компании, а также особая система внутренних взаимоотношений. Вышеперечисленные компоненты образуют понятие «организационная культура», наиболее полно выражающее так называемый дух фирмы.
1.1. Свойства и структура организационной культуры фирмы
Свойства, присущие организационной культуре, базируются на ее существенных признаках: всеобщности, неформальности и устойчивости.
Всеобщность культуры выражается в том, что она охватывает все виды действий, осуществляемых в организации, с одной стороны, организационная культура - это форма, в которую облекаются хозяйственные акты, например, процедура найма новых работников; а с другой стороны - это смысл, элемент, объединяющий эти хозяйственные акты. Тот же порядок найма сотрудников на работу бывает подчинен необходимости адаптировать работников к сложившейся организационной культуре.
Неформальность организационной культуры связана с тем, что ее функционирование практически не связано с официальным, установленными в приказном порядке правилами. Она существует и действует параллельно с формальным хозяйственным механизмом. При этом в организационной культуре, в отличие от формальной, коммуникации строятся в основном на использовании устных речевых форм, а не письменной документации и инструкций.
Говоря о неформальности необходимо отметить, что к организационной культуре относятся не все неформальные связи, а только те, которые соответствуют ценностям.
Устойчивость организационной культуры связана с традиционностью ее норм и институтов. Становление норм происходит достаточно долго, ценой больших усилий, но эти ценности, сформированные однажды, приобретают характер традиций и сохраняются на протяжении нескольких поколений работающих в организации.
Организационная культура выполняет в организации несколько функций.