Организационная культура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 07:31, курсовая работа

Краткое описание

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, выбора стратегии определения правил поведения во внешней среде и по отношению к персоналу. Все это невозможно решить без формирования организационной культуры, только с её помощью, можно добиться эффективной работы компании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……....3
Глава 1. Концепция организационной культуры…………….……………..…….5
1.1. Понятие организационной культуры……….……………….……...…5
1.2. Строение организационной культуры………………………………...7
1.3.Функции организационной культуры ……..……………………...….12
Глава 2. Содержание организационной культуры……………………………....18
2.1.Типы организационной культуры……………………………………..18
2.2.Понятие субкультуры………………......................................................21
Глава 3. Основные этапы процесса прививания организационной
культуры персоналу (социализации).………......………………….…..25
Глава 4. Значение организационной культуры для организации…………...….30
Заключение………………………………………………………………….….….33
Литература…………………………...……………………………….…………....35

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

Организационная культура выполняет две важные функции – внешнюю и внутреннюю. Рассмотрим подробно каждую из них.

Внешняя функция организационной культуры состоит в адаптации организации к условиям внешней среды, создание наиболее привлекательно для неё облика. В наше время для гармоничного существования в сложившихся условиях необходимо вызывать одновременно 2 ощущения: стабильности и движения. Классический пример – Мадонна. Личность и музыка остаются прежними, но имидж постоянно меняется. И Вам всё время хочется посмотреть, что же изменилось. Компании, находящиеся долгое время на рынке, находятся в непрерывном движении, им постоянно нужно что-то менять: технологии, программное обеспечение, территориальное расположение. Всё это должен в первую очередь отражать корпоративный облик.

По словам Игоря Чапурина, арт-директора Дома Моды Chapurin Coutur, их Дом ведёт очень активное общение с внешним миром. В том числе с тем миром, который в принципе не может быть его клиентом.  Для чего? – Чтобы приучить клиента относиться к марке с любопытством, с постоянным ожиданием.[7,стр.36]

Следующий пример успешного выживания за счёт сильной организационной культуры-  бомбардировщик военно-воздушных сил США В-52 « Стратофорстресс» - мощное оружие и средство массового устрашения. В наше время, когда проживший 9 месяцев ноутбук становится антиквариатом, когда ездить на одной машине 5 лет считается, по меньшей мере, странным, тот факт, что этому бомбардировщику более 40 лет, изумляет. Тем более, что это не какой-то музейный экспонат, а действующие боевые  самолёты.

Его техническое обслуживание и модернизация требуют упорства, твёрдости и терпения. Эти качества абсолютно непопулярны в современной культуре, поощряющей одноразовые бизнес-решения.

Сочетание старого и нового оборудования  - одна из причин долговечности В-52. « У нас в компании Boing, – говорит Скот Оутхаут, руководитель проекта «В-52» , - любят говорить «От прежнего В-52 осталось одно название.» Данное утверждение не только не верно, но и вредит репутации. Основные части самолёта не были изменены, модернизированы были только системы. Полной реконструкции не произошло.  Раз в 4 года каждый самолёт полностью разбирается и проверяется на наличие коррозии и трещин. Существует особая база данных с описанием всех ремонтных работ всех имеющихся самолётов. С их помощью можно проследить некоторые тенденции и разрабатывать новые методы ремонта. [11,стр. 46]

Потребитель доверяет названию, доверяет брэнду, помнит и ценит культурные ценности компании. То же касается компаний всех сфер обслуживания ,будь то неизменные гамбургеры их McDonalds, кофе  Starbucks, шоколадки  M&M’s, автомобили  BMW  или продукция компании Apple. История брэнда, миссия, цель и ,конечно,  готовый продукт – вот то, что видит потребитель. Качество остаётся неизменным с годами, что невозможно в современном динамичном обществе без соответствующих перемен и без гибкой организационной культуры.

 Внутренняя функция  организационной культуры  состоит  в сплочённости организации. С  её помощью достигается приемлемость  для  членов организации главных  организационных целей, и труд  работников превращается в более  осмысленный. Всё это обеспечивает  эффект синергизма, то есть  организация  получает гораздо большую пользу  от более эффективного использования  потенциала, который уже имеется  в организации – её сотрудников. В современном мире главным  ресурсом предприятия становятся  его сотрудники, а не заводы  или оборудование, и , значит, необходимо  в полной мере задействовать  потенциал каждого.

По мнению Брюса Мау из Bruce Mau Design Inc , необходимо отделить организацию от фигуры лидера и позволить всем сотрудникам участвовать   в формировании рабочего процесса – от разработки концепции до выпуска конечного продукта.  В основе модели этой компании лежит «производительность отдельного  человека». Более всего она напоминает соты. Все связаны друг с другом, но никто не зависит от Мау полностью. Такая модель способствует росту и нисколько не закрепощает.[6, стр.54]

« Очень важно научить всех сотрудников активнее участвовать в разных делах,  ведь от этого зависит их преданность компании»  - говорит Надежда Попова, менеджер по обучению персонала российского Microsoft.[10, стр. 84]

В России многие считают, что для того чтобы думать есть начальник, а работники лишь исполнители, которые не должны ни за что отвечать. А ведь даже простой рабочий скорее придумает лучший способ привинчивания гаек , чем руководитель, ведь рабочий делает это изо дня в день. Для России такое «вовлечение сотрудников» нехарактерно. Под «Вовлечением сотрудников» понимается особая организационная культура, когда люди работают сознательно, ищут пути совершенствования, ставят на службу делу свои знания и берут на себя больше ответственности.

Лишь на первый взгляд кажется, что программы развития инициативности  сулят им лёгкую жизнь: мол, наконец-то они смогут работать так, как им больше нравится. Но расширение полномочий означает не только большую свободу , но и большую ответственность .Но само ощущение, что от тебя зависит многое, окрыляет. Сложность состоит в том, чтобы угадать идеальный уровень вовлеченности персонала – он зависит от того, насколько работники готовы взять на себя дополнительную ответственность. В силу традиции в России  такая вовлеченность ниже , чем, скажем, в США или Швеции. В России ближе принцип «моя хата с краю».

Пер Кауфман, генеральный директор российского отделения IKEA, полагает, что большинство россиян вполне устраивает ограничение полномочий и единоначалие, поэтому в России проще всего  управлять в жёстком стиле. [10,стр.86]

Карл Фей на основе данных, собранных в ходе интервью с представителями (1 топ-менеджер и 1 рядовой сотрудник) 12-ти компаний, проработавших в России не менее 3-х лет, и со штатом не менее 100 человек (шесть  компаний – российские, шесть – иностранные) , сформулировал стратегии , которые помогут российским руководителям преодолеть пассивность персонала. [10, стр.87]

Итак, «Как изменить отношение людей к работе: семь стратегий для России».

1.Раскройте свои карты. Чтобы сотрудники почувствовали сопричастность к делу, все планы нужно хорошенько обосновывать, давать полную и необходимую информацию.

«Если сотрудникам не ясны перспективы и проблемы бизнеса, причины этих проблем, то даже самые светлые идеи здесь придутся не ко двору», - говорит Евгений Галактионов, начальник отдела компании Devexperts( Санкт Петербург).[10, стр.87]

В России больше, чем где-либо владение информацией относит тебя к избранному кругу, и ею не хотят делиться. Однако дела всегда идут лучше там, где все понимают, что происходит в организации, хотя бы в общих чертах. Чем легче информация распространяется, тем меньше поводов искажать истину, что способствует повышению эффективности работы.

2.Поощряйте инициативу и не наказывайте за ошибки. Если сотрудники парализованы страхом совершить ошибку, они вряд ли начнут что-то  предлагать.

Не во всех российских предприятиях сформировалась культура, в которой не боятся учиться на своих ошибках. «Поскольку сегодня в России таких компаний мало, -говорит Александр Сорокин, директор Северо-Западного регионального центра «АльфаСтрахования», - расширение полномочий может стать хорошим конкурентным преимуществом , ведь это привлекает самых талантливых профессионалов».[10, стр.90]

3.Увлекайте людей личным  примером. Люди охотно идут за теми, чей авторитет основан не на словах, а в реальных достижениях.

Рубен Варданян ,президент компании «Тройка Диалог»,  - именно такой руководитель. Кабинет президента всегда открыт для посетителей. Он отвечает на все электронные письма, посещает отделения компании, заражает людей своим отношением к делу. Как говорит сам Рубен «Как только дела начинают расходиться со словами, всё рушится. Поэтому я каждый день всем доказываю, что мы делаем одно дело, что я не большой начальник, отгородившийся от коллектива». [10, стр.91]

4.Шаг за шагом расширяйте полномочия сотрудников. Расширять полномочия – важный принцип «культуры вовлеченности», но не стоит делать это за 1 день, ведь это целый процесс. Важна готовность самих сотрудников взять на себя больше ответственности.  Расширение функций должно быть в радость, только тогда от этого будут плоды. Найти правильный темп – целое искусство.

Например, один из менеджеров  Gillette, поручая задания сотрудникам, удивлялся, когда они возвращались назад с просьбой сделать это самому. Он не учёл, что людям нужно объяснить, что без риска, далеко не продвинешься, и обсуждать дела с подчинёнными нужно, но конечный выбор  чтобы они делали сами. [10, стр.92]

5.Научите топ-менеджеров выслушивать людей. Российские топ-менеджеры хорошо говорят, но редко умеют слушать. Они часто так зациклены на своих замыслах, что не воспринимают чужие предложения.  Когда руководитель находит минуту для разговора с сотрудником. То часто не в состоянии за эту минуту уловить смысл , так как не слушает или вообще витает в облаках.  Сколько бы прекрасных идей не последовало, они бесполезны, если не услышаны.

6.Создайте различные каналы для предложений сотрудников. Татьяна Шубина, менеджер по развитию персонала фабрики Liggett-Ducat, принадлежащей Japan Tobacco International, предпочитает обычные ящики для предложений. Отдел кадров их внимательно изучает и отправляет «наверх».

Михаил Погребняк, гендиректор Qbix, разработчика ПО, ввел у себя правило, согласно которому каждый имеет право лично обратиться в отдел кадров или к нему самому со своей идеей – при личном контакте можно быстрее оценить и реализовать предложение. [10, стр.94]

Андрей Смирнов, директор по маркетингу банка «Возрождение», отмечает, что живое общение ускоряет процесс принятия решений, что очень важно. [10, стр.94]

7. Поощряйте удачные идеи и быстро реагируйте на них. Отсутствие реакции на предложение – верный способ убить инициативу в сотрудниках. Если даже он в ответ услышит «Спасибо, но это не совсем то, что нам нужно», он не сдастся, пока не найдёт нужную. Необходимо и поощрять отличившихся рационализаторов, не только денежными премиями , но и всеобщим признанием.

 Алексей Раштенко, в  прошлом региональный менеджер  российского представительства  Microsoft по Северо-Западному федеральному округу, отмечает, что необходимо отвечать на любое предложение, несмотря на то, подходит оно им или нет. Человек всегда ждёт хоть какой-нибудь реакции, для него очень важен отзыв руководства. Если обратная связь есть, то он чувствует, что ему уделяют внимание и его уважают. Если её нет, это деморализует как его, так и коллектив. И человеку вряд ли захочется что-то предлагать в будущем. [10,стр. 95]

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 2.1.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Существует несколько типологий организационной культуры. Я решила взять за основу типологию организационных культур Кима Камерона и Роберта Куинна. Эти исследователи известны как разработчики рамочной конструкции конкурирующих ценностей. Она основана на двух измерениях организационной культуры, которые определяют ключевые факторы эффективности для организационной культуры. [5,стр.320-322]

Первое измерение выключает в себя критерии гибкости и дискретности с одной стороны и стабильности и контроля - с другой. То есть, есть организации, которые считаются эффективными, если они динамичны, отличаются хорошей приспособляемостью, склонны к переменам. Другие организации эффективны при условии, что функционируют предсказуемо и стабильно, без потрясений. Как пишут сами авторы, «континуум этого измерения простирается от организационной многогранности и пластичности на одном краю до организационной непоколебимости и долговечности на другом»

Второе измерение также включает в себя два полюса. На одном находится эффективность, определяемая ориентацией компании на внутреннюю гармонию, интеграцию и единство. На другом - эффективность, ассоциируемая с внешней ориентацией, соперничеством, конкуренцией и дифференциацией. Таким образом, это измерение простирается от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности и независимости на другом.

Эти два измерения определяют четыре стержневые ценности организационной культуры. Соответственно, четыре её типа выделялись Камероном и Куинном сообразно доминирующим в организациях ценностям. Разумеется, это идеальные типы, проявляющиеся в разных сочетаниях.

1.         Клановая культура. Такой тип культуры характеризует организацию семейного типа, которой свойственна высокая сплоченность, приверженность сотрудников единым ценностям, забота о работниках и внимание к индивидуальности. Такая организация воспринимается как «мы». Для клановой культуры характерно поощрение бригадной работы, доверие и предоставление относительной автономности командам. В задачи управления входит забота о подчиненных, формирование комфортного окружения, формирования максимальной ценностной мотивации и наилучших условий для эффективного участия в бизнесе. Клановый коллектив сплочен и дружен, руководители воспринимаются как воспитатели или даже родители, компания делает ставку на долгосрочное развитие личности, и успех в ней определяется как забота и хорошее отношение к потребителям.

Информация о работе Организационная культура предприятия