Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вызванными стрессами.

Содержание

Введение
1. Стрессы в организационном поведении
1.1. Сущность стресса
1.2. Динамика стресса
2. Причины и факторы стресса
2.1. Внешние стрессоры
2.2. Стрессоры, связанные с организацией
2.3. Групповые стрессоры
2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека
3. Методы борьбы со стрессом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Орг поведение (теор менеджмента 3ч).docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

1. Стрессы в организационном  поведении 

    1.1. Сущность стресса 

    1.2. Динамика стресса 

2. Причины и факторы  стресса 

     2.1. Внешние  стрессоры 

     2.2. Стрессоры,  связанные с организацией 

     2.3. Групповые  стрессоры 

     2.4. Роль характера  личности на развитие стресса  у человека 

3. Методы борьбы со  стрессом 

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

    Определить, что  такое стресс, - трудно, но еще  труднее его квалифицировать.  Стрессы создаются окружающей  обстановкой, которая требует  адаптируемого поведения. Причиной  их возникновения могут быть  различные факторы, начиная с  незначительных нарушений привычной  обстановки вплоть до серьезных  обстоятельств, как, например, болезнь,  тяжелая семейная утрата, развод  и т.д.

    В организации  существуют ситуации, которые провоцируют  состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на  людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность  – перенапряжение – отрицательные  эмоции».

    Исследования  воздействия стресса на человека  связаны с медициной и работами  Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что повреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации, а десятилетием позже появился термин «стресс».

    Стресс в современном  мире превратился в источник  вполне оправданного беспокойства  и одну из основных тем теории  организационного поведения и  практики управления человеческими  ресурсами. Например, только в  США стресс обходится производству  и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность  труда, способствует прогулам, негативному  физическому и психологическому  состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты  в сфере здравоохранения свидетельствуют,  что до 90% жалоб пациентов связаны  с различными функционально-психологическими  расстройствами, вызванными стрессами.

1. Стрессы в  организационном поведении

1.1. Сущность стресса

 

    Стресс есть  неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему  требование. Под требованием понимается  всякое раздражение, превышающее  порог восприятия сенсорных систем  организма.

    Стресс обычно  воспринимается как негативное  явление, вызванное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выговора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

    Заметим, что  стресс:

    • не просто  беспокойство, охватывающее эмоциональную  и психологическую сферы человека (стресс охватывает дополнительно  и физиологическую, и социальную  сферы);

    •  не просто  нервное напряжение;

    •  не обязательно  нечто вредное, плохое, чего следует  избегать.

    Ведь существует  и ю-стресс. Поэтому главное состоит  в том, как человек реагирует  на стресс. Стресс неизбежен, однако  его негативного воздействия  можно избежать или, по крайней  мере, эффективно его контролировать.

    Сегодня синонимом  стресса все чаще выступает  ставшее популярным понятие «истощение»,  являющееся одним из видов  стресса и характеризующееся  эмоциональным истощением, потерей  личностной ориентации, заниженной  самооценкой. Оно  чаще всего  присуще сотрудникам, работающим в сферах, связанных с коммуникациями людей, а также в образовании, медицине,  государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

        Нахождение  личности в организации, выполнение  различного рода заданий, освоение  нововведений достаточно часто  сопровождается усилением стрессовых  состояний человека.

    Понятие «стресс»  заимствовано из техники, где  оно означает способность различных  тел и конструкций противостоять  нагрузке. Любая конструкция имеет  предел напряженности, превышение  которого ведет к ее разрушению.

    Перенесенное  в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в  себя целый спектр состояний  личности, вызванных множеством  событий: от поражений или побед  до творческих переживаний и  сомнений. Следует уточнить, что  все экстремальные воздействия  могут вывести из равновесия  и физиологические, и психологические  функции.

    Действия стресса  тесно связаны с потребностями  личности, невозможностью реализовать  какую-либо значимую для нее  потребность, в результате чего, происходит многократное усиление физиологических возможностей, и включаются психологические механизмы защиты.

    Таким образом,  стресс личности — состояние  общего напряжения организма,  возникающее в результате различных  причин. Физиологический механизм  возникновения стресса состоит  в следующем. При первом же  признаке опасности сигналы из  мозга приводят тело в состояние  необходимости действовать. Надпочечные  железы продуцируют адреналин,  норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.

    Человек в состоянии  стресса способен на невероятные  (по сравнению со спокойным  состоянием) поступки, мобилизуются  все резервы организма и возможности  человека резко возрастают, но  на некотором интервале времени.

    Например, когда  мать с ребенком переходила  улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.

    Продолжительность  этого интервала и последствия  для организма у каждого человека  свои. Наблюдениями выявлено, что  тяжелая физическая нагрузка  способствует нейтрализации действия  «гормона стресса»: чем суровее  условия жизни, тем сильнее  мобилизуются резервы организма,  но при условии, что человек  настроен на выживание.

    Как отметил  директор Института нормальной  физиологии К. Судаков, если  стресс продолжается многие месяцы  и стал пусковым моментом какого-то  заболевания, вернуть физиологические  функции организма в норму  практически невозможно.

    В целом стресс  — явление достаточно обычное  и часто встречаемое. Незначительные  стрессы неизбежны и безвредны,  но чрезмерный стресс создает  проблемы, как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

    Хронический стресс  предполагает наличие постоянной (или существующей длительное  время) значительной нагрузки  на человека, в результате которой  его психологическое или физиологическое  состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

    Острый стресс  — состояние личности после  события или явления, в результате  которого у нее теряется «психологическое»  равновесие (конфликт с начальником,  ссора с близкими людьми).

    Физиологический  стресс возникает при физической  перегрузке организма (слишком  высокая или низкая температура  в рабочем помещении, сильные  запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

    Психологический  стресс является следствием нарушения  психологической устойчивости личности  по целому ряду причин: задетое  самолюбие, незаслуженное оскорбление,  несоответствующая квалификации  работа. Кроме того, стресс может  быть результатом психологической  перегрузки личности: выполнение  слишком большого объема работ,  ответственность за качество  сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса  является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях  угрозы, опасности, обиды.

    Информационный  стресс возникает в ситуациях  информационных перегрузок или  информационного вакуума.

 

1.2. Динамика стресса

 

    Для определения  наиболее рациональных способов  воздействия на человека в  состоянии стрессовой ситуации  необходимо иметь представление  о динамике развития состояния внутреннего напряжения.

    Выделяют три  стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения  или мобилизация;

2) адаптация;

3) истощение, спад внутренней  активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

    Стадия мобилизации  (тревоги) характеризуется ростом  интенсивности реакций, повышением  четкости познавательных процессов,  ускорением их, готовностью быстро  вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

        Стадия  адаптации проявляется за стадией  мобилизации при условии, что  стресс продолжается длительный  период времени. Оптимальный уровень  — переносимый стресс воспринимается  как позитивное явление, как  вызов со стороны ситуации, но  при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

    Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

    Длительный стресс  даже при сохранении внешнего  состояния индивида без изменения  может привести к серьезным  внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

    Некоторые исследования  показали наличие взаимосвязи  между типом темперамента руководителей,  занимаемой должностью и стрессовыми  состояниями этих руководителей  (табл. 1).

    Исследования  проводились на крупных предприятиях  РФ в 2011 г. В табл.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

         Таблица 1. Влияние темперамента  на состояния стресса у руководителей

 

|Типы темперамент   |Ежедневно испытывают стресс                                                               |

|                                |Начальник цеха, %        |Директор завода, %                         |

|Холерики                   |40                                           |21                                        

|Флегматики               |20                                           |16                                        

|Сангвиники               |13                                           |5           

                             

2. Причины и  факторы стресса

 

    Термин стрессор  означает стимул, возникающий на  работе и имеющий негативные  физические и психические последствия  у большинства людей, подвергающихся  его воздействию.

Информация о работе Организационное поведение