Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Агрессия на рабочем месте определяется как любая форма поведения, которая связана с причинением вреда или ущерба сотрудникам или организации в целом.
Выделяют три главных типа агрессии на рабочем месте: выражение враждебности, обструкционизм и открытая агрессия (таблица 1).
Выражение враждебности представляет собой вербальные или символические по своей природе действия и включает вербальные нападки, негативную мимику и пантомимику.
Обструкционизм - это все действия, нацеленные на создание препятствий сотрудникам или руководителям в исполнении ими своих служебные обязанности. Например, к таким действиям можно отнести некоторые акты проявления скрытой агрессии - отказ в возможности повторного телефонного звонка, не реагирование на приказы, служебные записки и докладные и отказ в помощи, средствах или информации.

Содержание

1. Понятие, виды агрессии на рабочем месте 3
2. Ситуации агрессии на рабочем месте и выход из них 7
3. Причины проявления агрессии на рабочем месте 11
Вывод 17
Литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по контрольной.doc

— 137.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Понятие,  виды агрессии на рабочем месте 3

2. Ситуации  агрессии на рабочем месте  и выход из них 7

3. Причины  проявления агрессии на рабочем  месте 11

Вывод 17

Литература 18

 

 

1. Понятие, виды агрессии на рабочем месте

 

Агрессия на рабочем месте  определяется как любая форма  поведения, которая связана с  причинением вреда или ущерба сотрудникам или организации  в целом.

Выделяют три главных  типа агрессии на рабочем месте: выражение  враждебности, обструкционизм и открытая агрессия (таблица 1).

Выражение враждебности представляет собой вербальные или символические по своей природе действия и включает вербальные нападки, негативную мимику и пантомимику.

Обструкционизм - это все действия, нацеленные на создание препятствий сотрудникам или руководителям в исполнении ими своих служебные обязанности. Например, к таким действиям можно отнести некоторые акты проявления скрытой агрессии - отказ в возможности повторного телефонного звонка, не реагирование на приказы, служебные записки и докладные и отказ в помощи, средствах или информации.

Открытая агрессия включает действия, обычно связанные с насилием на рабочем месте, типа, физических нападений, воровства, причинение ущерба собственности и, наконец, убийства. Выражение враждебности и обструкционизма можно отнести к психологической агрессии, тогда как открытую агрессию к категории физической агрессии.

Известно, что, когда человек  планирует совершить агрессивные  действия в отношении других, он учитывают степень опасности  самому стать жертвой. Поэтому совершенно естественно, что он стремится, причинив максимальный вред жертве, минимизировать опасность ответной агрессии в свой адрес. Такая стратегия, которую  часто называют скрытой или косвенной  агрессией, действительно, позволяет  причинить вред более завуалировано и тонко.

Предпочтению проявления скрытой агрессии способствуют и  другие условия. Во-первых, контактируя  на рабочем месте достаточно часто  и регулярно, сослуживцы могут легко  установить источник агрессии, а это  значительно увеличивает вероятность  получения возмездия. Во-вторых, открытое проявление агрессии абсолютно лишено анонимности, которая по некоторым  данным относится к факторам, усиливающим  агрессию. В-третьих, открытое проявление агрессии в рабочих условиях всегда предполагает присутствие «лишних» свидетелей. Это часто и заставляет агрессора использовать формы поведения, которые позволяют скрывать от жертвы и других людей истинные намерения  и, следовательно, избежать осуждения  подобных действий. Все вместе это  и определяет предпочтение использование  актов скрытой агрессии на рабочем  месте [5].

Различают активную и пассивную  форму офисной агрессии. Активная форма агрессии представляет собой  вспышку неконтролируемой ярости, ее принято называть «офисным бешенством». Чаще всего причиной «офисного бешенства» становится слишком шумное поведение коллег, мешающих человеку сосредоточиться на работе. Другие типичные причины вспышек агрессии – это неисправности в компьютере и ситуации, когда кто-то прерывает деловые телефонные разговоры.

По статистике, в Великобритании в прошлом году было 1,3 млн случаев производственных конфликтов, которые сопровождались оскорблениями и даже рукоприкладством. Всего в них "засветилось" 600 000 человек.

В России подобные срывы  редки. Но в целом на работе россияне ведут себя гораздо агрессивнее. Общая специфика российского  «офисного бешенства»:

1. Достаточно серьезные  конфликты. 

   * Например, причиной  драки двух менеджеров в крупной  российской торговой компании  стал конфликт между отделами. Один из отделов выполнил свою  часть проекта неправильно. В  результате работа не была  доведена до конца. А наказание  понесли все участники проекта.  Два руководителя отделов начали  выяснять отношения, это закончилось  дракой.

2. Сама бизнес-среда в  России обладает некоторыми специфическими  чертами. 

Россияне привыкли, что  грубость и агрессия, использование  агрессивной лексики (язык общения  не только низшего и среднего персонала, но и высшего руководства) на работе не считаются недопустимыми. В российских компаниях агрессия не копится месяцами, как у сдержанных европейцев, а  постоянно изливается на коллег и  подчиненных. В Европе оскорбления, не говоря о побоях, считаются преступлением, а у россиян это зона обычных  человеческих отношений. 

3. Групповая агрессия: на  западе агрессия носит более индивидуалистический характер. У россиян индивидуальная агрессия не так выражена. Люди более ориентированы на групповые действия – это конфликты подразделений, субкультур.

   * В крупной IT-компании подрались два программиста − старый и новый сотрудники. Причиной стало то, что начальство всячески принижало заслуги старых сотрудников и публично превозносило роль новых. Это отражалось, в том числе на зарплате. В результате вражда старых и новых программистов закончилась дракой представителей двух кланов.

Из всех пограничных ситуаций, происходящих в трудовой среде, пассивную  агрессию труднее всего выявить:

1. Пассивный агрессор  никогда не станет вашим врагом. Он может быть вашим подчиненным,  начальником или коллегой. Он  будет мило улыбаться, однако  внезапно вы обнаружите, что из-за  его действий ваша работа недостаточно  успешна, что вы излишне придирчивы  и неуживчивы, и что вас давно  пора заменить.

2. Пассивный агрессор  приходит на работу в таком  состоянии, что к нему боятся  подойти. 

   * Одна из секретарей, работавшая у консультанта по  маркетингу Билла Хьюи, приходила на работу в совершенно расстроенных чувствах из-за семейных неурядиц, и ее предпочитали обходить стороной. «Если я просил ее что-нибудь сделать, она делала это так долго, что я жалел, что вообще попросил ее, − говорит он. − Она изображала поразительную беспомощность и не работала вовсе».

3. Сотрудник, ненавидящий  начальника, легко и безнаказанно  может совершить акт пассивной  агрессии, нарушив субординацию  и обратившись «через голову».  Для этого надо просто дождаться,  когда начальник-жертва уйдет  из офиса. Затем он выдумывает  причину, которая «вынуждает»  его обратиться за помощью  к вышестоящему начальству. У  такой модели двойная опасность:  агрессор сигнализирует начальнику  начальника, мол, смотрите, его нет,  когда он нужен, он манкирует своей работой.

   * Однажды Венгроновитц наблюдал за коллегой, которая за несколько раундов деловых встреч, продолжавшихся в общей сложности 16 часов, не произнесла ни слова. Даже когда к ней обращались с прямым вопросом, она просто улыбалась и пожимала плечами. «Вы можете жаловаться на отношение человека к работе, его нежелание брать на себя ответственность, но не можете поймать его на слове, − говорит он. − И если вы жалуетесь на его поведение, то выглядите глупо».

4. Разновидность пассивной  агрессии − воспринимать любое  начинание в штыки. Они могут  задавать на первый взгляд  невинные вопросы вроде «Интересно, что бы сказали члены совета  директоров, если бы узнали, что  он делает?» и ждать, когда  к новатору начнут относиться  с подозрением [2].

2. Ситуации агрессии  на рабочем месте и выход из них

Есть множество вариантов  агрессии на рабочем месте, и каждая компания испытывала это, иногда или  постоянно. Рассмотрим наиболее часто  встречающиеся ситуации и как  их можно исправить:

1) Когда команда не ладит между собой, когда коллеги не ладят между собой

 Из-за личностных качеств,  интеллекта, зрелости, творческого  потенциала, должности, социальных  различий, зависти и множества  других причин, шансы высоки, что  не все члены команды смогут  работать вместе. Проблема состоит  в том, что если агрессия  выходит наружу, страдает и проект  и члены команды испытывают  стресс и их мотивация падает.

 Решение: Если члены  команды не могут быстро решить  свои проблемы сами, то необходимо  вмешательство руководства. Руководитель  должен убрать этих людей из  проекта и включить их в  другие проектные группы.

2) Когда начальник и подчиненный не ладят друг с другом

 Начальник считает,  что его подчиненный некомпетентный  и/или подчиненный считает, что  его начальник непрофессиональный, или один находит другого агрессивным  или пугающим, или безнравственным,  грубым, слишком требовательным, или  предвзятым или по каким-то  другим факторам.

Решение: Если босс – это  линейный менеджер, то стоит влиять на ситуацию, включая высшее руководство  компании, чтобы разобраться в  сложившейся ситуации, даже если дело только в грубом обращении. Если начальник  имеет высокое положение в  компании, в руководстве компании или в близких доверительных  отношениях с руководителями компании, нужно рассмотреть перевод подчинённого в другую компанию.

3) Когда работа неинтересная или не устраивает

 Нет сомнения, что сотрудники  могут быть недружелюбными, неэффективными, скучающими, в состоянии депрессии,  когда работа их не удовлетворяет.  К сожалению, большинство сотрудников  боятся поговорить об этом  с руководством компании, со временем  их состояние только ухудшается, тем самым влияя на эффективность  работы компании в целом.

 Решение: очень важна  роль HR-службы в компании. Сначала  постарайтесь найти подходящих  людей на эту роль, потом посмотрите, насколько эффективно они работают  на своих позициях. У Вас должна  быть стратегия перераспределения  хороших сотрудников на различные  участки работы, если они готовы  к более сложным задачам, и  всегда наблюдайте за остальными  сотрудниками – которые могут  занять освободившиеся должности.  Есть сотрудники, которые на любой  позиции становятся недружелюбными, неэффективными, скучающими, депрессивными,  неважно какую должность в  компании они занимают. Этих людей  надо идентифицировать и желательно  удалить их из компании, как  можно скорее. На рынке много  людей, которые захотят работать  много и эффективно для своей  компании.

4) Когда сотрудники и их вклад в компанию недооценен

 Сотрудникам на любых  позициях требуют внимания и  обратной связи. Когда вклад  сотрудников в компанию (хороший  или плохой) недооценен, они чувствуют  себя одинокими и недооцененными  и отношение к работе, руководству  и компании меняется в худшую  сторону. 

Решение: хвалите, а если возможно продвигайте тех, кто хорошо работает, и конструктивно критикуйте тех сотрудников, которым надо улучшить показатели или изменить стратегию. Это должно быть важной частью обязанностей руководства всех уровней, и если Вы будете практиковать такой подход, это поможет Вам добиться лучших показателей.

5) Когда люди не любят компанию, в которой они работают

 Не все любят компанию, на которую они работают. Может  быть сотрудники не любят продукты или услуги, которые они продают, не принимают ценности компании, операции, или то направление, которое выбрала компания.

Решение: если кто-то декларирует  свое недовольство компанией, лучше  всего выяснить, в чем причина  как можно скорее. Снова, любое  агрессивное поведение человека или группы людей влияет на всех других сотрудников негативно и  замедляет работоспособность. Выясните, что конкретно не нравится сотрудникам, поработайте над тем, чтобы недовольства были устранены, и затем определите, смогут ли после этого сотрудники эффективно работать. После попыток  изменить ситуацию, дайте возможность  сотрудникам, продолжающим высказывать недовольство, тем самым снижая эффективность рабочего процесса и снижающим корпоративный дух, покинуть компанию. Вам будет лучше без них и всегда есть лучшие люди на рынке труда (возможно и внутри компании, и конечно, во внешней среде), чтобы заменить их.

6) Когда с сотрудниками несправедливо обходятся

 Агрессия – это  вполне естественная эмоции, когда  с сотрудниками на работе обращаются  несправедливо, особенно если  эта ситуация повторяется. 

Решение: руководство должно убедиться, что ясно прописана политика компании, которую должны подписать  все без исключения сотрудники компании. Это предупредит несправедливое отношение к сотрудникам. Это  должно уменьшить уровень агрессии в коллективе, будет требовать  от руководства неукоснительного соблюдения деловой этики, улучшит атмосферу  в компании и эффективность сотрудников, и повысит их уровень лояльности и уважения к компании. Нарушители, которые будут повторно вести  себя по отношению к другим несправедливо  должны быть заменены другими лучшими  сотрудниками.

7) Когда сотрудников дискриминируют

 Возраст, национальность, пол, социальный статус, религия, политические взгляды, внешность, хобби, личностные качества – лишь немногие причины, из-за которых людей притесняют на работе. Сотрудники и руководство компаний, которые подавляют других сотрудников на работе, могут быть агрессивными в своих подходах, и люди, и сотрудники, на которых оказывается давление, могут защищать себя аналогичными методами, как в словах, так и физически.

 Решение: создать четкую  политику компании, чтобы предотвратить  дискриминацию сотрудников на  работе. Затем необходимо, чтобы  все сотрудники компании подписали  ее, и понимали какие серьезные  последствия, включая увольнения  их ждут в случае подобных ситуаций (дискриминации и агрессивных нападок.) Когда люди знают, какие правила в компании, они стараются им следовать. В том случае, если в компании нет правил и корпоративной политики возникают нерегулируемая, несправедливая среда, где в людях просыпаются их худшие качества.

Информация о работе Организационное поведение