Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Агрессия на рабочем месте определяется как любая форма поведения, которая связана с причинением вреда или ущерба сотрудникам или организации в целом.
Выделяют три главных типа агрессии на рабочем месте: выражение враждебности, обструкционизм и открытая агрессия (таблица 1).
Выражение враждебности представляет собой вербальные или символические по своей природе действия и включает вербальные нападки, негативную мимику и пантомимику.
Обструкционизм - это все действия, нацеленные на создание препятствий сотрудникам или руководителям в исполнении ими своих служебные обязанности. Например, к таким действиям можно отнести некоторые акты проявления скрытой агрессии - отказ в возможности повторного телефонного звонка, не реагирование на приказы, служебные записки и докладные и отказ в помощи, средствах или информации.

Содержание

1. Понятие, виды агрессии на рабочем месте 3
2. Ситуации агрессии на рабочем месте и выход из них 7
3. Причины проявления агрессии на рабочем месте 11
Вывод 17
Литература 18

Вложенные файлы: 1 файл

отчет по контрольной.doc

— 137.19 Кб (Скачать файл)

8) Личные причины

 Когда человек начинает  вести себя агрессивно на работе  без очевидных причин, скорее  всего, что-то происходит в  его личной жизни, и это влияет  на его поведение на работе. Болезнь, завершение или проблемы в отношениях, денежные неурядицы, если человек стал жертвой преступления и множество других причин могут вызвать необоснованную агрессию на рабочем месте. Многие люди держат все в себе, но затем выплескивают все свои переживания в агрессивной форме по отношению к другим, часто без причины, не осознавая, что они делают.

Решение: необходима личная встреча и мягкая беседа с человеком, который демонстрирует агрессию, без указания конкретных имен недовольных  сотрудников. Попытайтесь выяснить причины, по которым человек так  себя ведет, и если это возможно предложить ему помощь. Чем быстрее Вы поговорите с сотрудником и разберетесь  в конфликте, тем скорее восстановится  благоприятный микроклимат на работе и повысится результативность сотрудников. Затем продолжайте наблюдать  за этим сотрудником, чтобы агрессия больше не выплескивалась наружу. Если человек продолжает вести себя агрессивно, необходимо дать понять сотруднику, что  если он не войдет в норму, у него есть риск потерять работу [1].

3. Причины проявления  агрессии на рабочем месте

По мнению Канадского Chartered Management Institute, агрессии способствует:

   1). авторитарный стиль руководства;

   2). оставление без внимания случаев психологической, тем более физической агрессии;

   3). нереалистичные задачи и сроки;

   4). предвзятость и дискриминация;

   5). личные качества коллег и руководителей [3].

Многолетние исследования показывают, что основу причин агрессивного поведения  на рабочем месте составляет широкий  диапазон социальных, ситуативных, экологических, когнитивных и личностных факторов:

1. Ощущение несправедливости. Исследования показывают, что людей часто сильно волнует степень справедливости, с которой с ними обращаются окружающие. Действительно, в рабочей обстановке люди бывают очень чувствительны к даже незначительным отклонениям от того, что они рассматривают как «справедливое обращение». Это относится и к результатам, которые они достигают (дистрибутивная справедливость), и к условиям, определяющим получение этих результатов (процедурная справедливость).

Достаточно часто в  ситуации, воспринимаемой как несправедливая, люди совершают действия, которые  можно квалифицировать как разрушение собственности, воровство, саботаж  или агрессия. В некоторых исследованиях  отмечалось, что многие работники  мотивировали свои агрессивные действия желанием «свести счеты» с начальником  или руководителем организации  за несправедливое отношение с ними. В связи с этим ощущение сотрудником  несправедливости считается одной  из главных агрессии на рабочем месте.

2. Состояние фрустрации, возникающее у человека, когда другие люди препятствуют ему в достижении поставленной цели. Особенно рельефно этот фактор проявляется в ситуациях, в которых срыв планов связывается с намеренными и несправедливыми действиями других сотрудников или начальника. В условиях организации, фрустрация (по-видимому, потому что она воспринимается как результат намеренных и несправедливых действий), приводит к усилению агрессии против других, межличностной враждебности, саботажу, забастовкам, замедлению работы, воровству и «отлыниванию» от работы.

3. Сильная дифференциация сотрудников организации (например, по возрасту, полу, физическим и интеллектуальным способностям) также может приводить к усилению напряженности, снижению межличностной привлекательности и как следствие к конфликту и взаимной агрессии.

4. Профессиональные нормы поведения. Например, в исследовании, проведенном американскими психологами, отмечается, что 75 % работников тюрьмы, 59 % работников службы здравоохранения, 48 % конторских служащих и 41 % рабочих сообщили об использовании вербальной агрессии (брани, ругани, оскорблений). Интересно, что низкий процент рабочих, как отмечают ученые, объясняется тем, что, считая такой способ коммуникации нормативным, рабочие редко обращают на него внимание. Агрессия может быть просто частью культуры организации (выживает сильнейший, поэтому «Не зевай!») или частью имиджа, «крутизны» сотрудника. Кроме того, изменение рабочих отношений, например, перевод сотрудника с выполнения постоянных на выполнение временных поручений, также может приводить к напряженности отношений. Сюда же можно отнести и снижение расценок при сверхпроизводительном труде.

5. Склонность к определенному типу поведения. Поведение типа А характерно для людей тревожных, нетерпеливых, напористых, враждебных, склонных к конкуренции. Поведение типа В отличает людей спокойных, уравновешенных, дружелюбных тяготеющих к сотрудничеству. Исследования показывают, что люди, склонные к поведению типа А, демонстрировали более высокий уровень межличностной раздражительности и чаще реагировали агрессивно на различные формы провокации, чем люди, склонные к поведению типа В. Кроме того, личности с типом поведения А чаще воспринимают и реагируют на других людей как на «препятствия», которые мешают им добиться поставленных целей.

6. Социально-экономические факторы, такие как сокращение штатов, увеличение рабочей нагрузки, сокращение бюджета или финансирования работы, снижение заработной платы, изменение штатного расписания или переструктурирование организации, использование компьютеров для контроля за качеством продукции, а также условия труда (жара или холод, скученность, слабое освещение, спертый воздух, высокий уровень шумов).

7. Гендерные особенности: большинство исследований показывают, что, в среднем, мужчины более агрессивны, чем женщины. Эти исследования также дают важную информацию о факторах, которые сдерживают и регулируют агрессивные отношения. В этом отношении, были обнаружены более значимые различия между мужчинами и женщинами при агрессии, которая вызывает боль или причиняет физический ущерб (физическая агрессия), чем при агрессии, которая приводит к психологическому или социальному вреду (психологическая агрессия). Также было выявлено, что половые различия в проявлении агрессии уменьшаются с усилением действия провоцирующих факторов.

Кроме того, зафиксировано, что мужчины и женщины по-разному  думают о последствиях агрессивных  действий. В частности, женщины по сравнению с мужчинами полагают, что совершенные ими агрессивные  действия, вероятнее всего, причинят ущерб жертве агрессии, заставят их потом чувствовать себя виновными и тревожными и значительно усилят опасность получения возмездия. Это очень важно, так как в целом считается, что страх осуществления возмездия является значимым фактором, определяющим различия в склонности мужчин к открытой, а женщин к скрытой агрессии.

Общая закономерность, что  мужчины более агрессивны, чем  женщины остается справедливой и  для агрессии на рабочем месте. Например, при исследовании финских рабочих было установлено, что уровень как открытой, так и скрытой агрессии был значительно выше на тех рабочих местах, где преобладали мужчины, чем там, где преобладали женщины. В другом исследовании американских служащих спрашивали об их участии в той или иной форме агрессии на рабочем месте: мужчины сообщили об участии в агрессивных действиях на рабочем месте значительно чаще, чем женщины.

Вместе с тем, различия в агрессии между мужчинами и  женщинами зависят от предпочитаемого  типа агрессивных действий. Различия между мужчинами и женщинами  были больше в случае физической агрессии, чем при психологической агрессии. Однако эта закономерность не проявляется  в тех организациях, где проявления открытой агрессии на рабочем месте  сильнее регламентированы нормативными и правовыми актами. И, наоборот, половые различия в проявлениях  физической и психологической агрессии будут существенными в тех  рабочих группах, где нормативное  давление против агрессивных действий сотрудников является слабым.

Сравнительно низкое нормативное  давление против проявлений открытой агрессии может также объяснить, почему мужчины и женщины не сильно отличаются по этой категории насильственных действий. Естественно, что в тех  организациях, где есть небольшое  нормативное давление против физической агрессии, мужчины могут отдавать предпочтение этим способам действий, тогда как женщины - более скрытым  способам, типа обструкционизма. Однако, как только нормативное давление против проявления открытой агрессии увеличится, мужчины могут чаще использовать «женские», скрытые формы выражения  агрессии. Это имеет важное практическое значение для регуляции агрессивного поведения на рабочем месте и  замене открытых форм проявления агрессии на альтернативные.

Ожидаемые затраты и выгоды определяют половые различия в выражениях враждебности. В частности, ожидания меньшего количества затрат и большего количества выгод были связаны с более высоким уровнем выражения враждебности. Ожидаемая выгода была единственным регулятором реакций обструкционизма и открытой агрессии.

Ожидаемые затраты играют важную роль в регуляции агрессии на рабочем месте, особенно для таких  ее типов как обструкционизм и  открытая агрессия. Это свидетельствует, что мужчины по сравнению с  женщинами чаще используют агрессию стратегически, чтобы добиться необходимых  результатов на работе.

Это согласуется с исследованиями, которые отмечают, что мужчины  предпочитают описывать свою агрессию в инструментальных терминах, а также  с тем, что мужчины для объяснения собственной агрессии чаще используют рационализацию, а не мысленное взвешивание  затрат или выгод их агрессивных  действий.

В отношении роли самоконтроля в регуляции агрессии, было определено, что мужчины и женщины примерно в равной степени способны контролировать собственные агрессивные импульсы в разнообразных рабочих ситуациях. Разные способности к самоконтролю определяют тип агрессии, который  будет использоваться на рабочем  месте: низкий уровень самоконтроля коррелирует с вовлеченностью в  открытые формы проявления агрессии на рабочем месте, а высокий - с  предпочтением скрытых форм агрессии. Это позволяет предположить, что  в регулировании агрессии на рабочем  месте первенство принадлежит не столько рациональному, сколько  импульсивному и экспрессивному компоненту регуляции поведения [5].

 

Вывод

Таким образом, агрессия, в  какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющему все основания  избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение  включает в себя следующие частные  положения: 1) агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания  подобного с собой обращения.

 

 

Литература

   1. Агрессия на рабочем  месте // Генеральный Директор  № 12,  2009

   2. Басенко В.П., Жуков  Б.М., Романов А.А. Организационное  поведение: современные аспекты  трудовых отношений. Учебное пособие. - М.: Академия Естествознания, 2009.

   3. Герасичев В. Агрессия на рабочем месте // http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1293229/

   4. Давайте же будем  культурными! Агрессия на рабочем  месте // kadrovik.ru

   5. Фурманов И.А.  Проблема агрессии на рабочем  месте // Кадровая служба. - № 3, 2006. - С. 112-116

 

 


Информация о работе Организационное поведение