Организационное поведение персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы «Организационное поведение» - определить основы теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы организации.

Содержание

Введение.
Глава 1:Теоретические основы теории организации.
1.1. Понятие и сущность организации.
1.2. Законы теории организации.
Глава 2: Организационное поведение персонала в организации.
Индивидуумы и группы в организации и их поведенческие дисциплины.
2.2. Формы проявления межгрупповых отношений.
2.3. Конфликты и их преодоление.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсова теор. орган.2.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

Глава 1:Теоретические основы теории организации.

1.1. Понятие и сущность организации.

1.2. Законы теории организации.

Глава 2: Организационное поведение персонала в организации.

  • Индивидуумы и группы в организации и их поведенческие дисциплины.

2.2. Формы проявления межгрупповых  отношений.

2.3. Конфликты и их преодоление.

Выводы и предложения.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Организационное поведение является новой отраслью знаний, многопрофильной и противоречивой, получившей развитие в США с 50-х гг. ХХ в. В настоящее время требуются новые подходы к управлению организаций, так как происходит увеличение изменений условий производства: ускорение нововведений, поиск высококвалифицированных кадров, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических и политических процессов, их глобальное воздействие на экономику.

Основными элементами организационного поведения выступают  индивид и группа, закономерности их поведения в конкурентной среде, определяемые необходимостью эффективной деятельности организации.

Осознание того, что люди становятся важнейшим ресурсом организации, привело к изменению  поведенческой парадигмы, к гуманистической  ориентации организационного поведения, его социальной направленности.

Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.

Объект исследования - процесс  формирования специальной науки  по управлению человеком в организации.

Предмет исследования - теоретические  основы дисциплины «организационное поведение».

Цель курсовой работы «Организационное поведение» - определить основы теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы организации.

 

Задачи курсовой работы:

- раскрыть представление  о современном состоянии и  тенденциях развития организационного  поведения;

- представить возможные  схемы разработки проектов организационных  систем, которые ставят в центр  человека, его способности и потребности;

- раскрыть методы описания поведения работников, групп, организаций;

- показать способы изменения  поведения индивида, группы в  соответствии с критериями эффективности  работы организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

  • ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ.

Общество состоит из множества  организаций, с которыми связаны  все аспекты и проявления человеческой жизни – экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют так, а не иначе.

По мнению Б. З. Мильнера – «организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей».  [3 c. 88]

Организация как система рассматривает  ее создание, формирование и изменение, связанное с жизненным циклом в зависимости от конкретных обстоятельств, особенно соотносится с понятием системы в следующем:

- М. Мескон, М. Альберт и Ф.  Хедоури определяют «что система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад и характеристики целого». [7 с. 3]

- Б. Мильнер считает «что система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое», [7 с. 4]

Организационные процессы содержат в  себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организационных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально.

Определение организации предусматривает  необходимость формального координирования  взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация. Каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации. Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Организации заранее проектируются, моделируются, с тем чтобы сформировать структуру, подчиненную интересам достижения установленных целей. При проектировании организации используется представление о ней как об организме, который действует рационально и целенаправленно, имеет априори установленную цель и совершенствует методы достижения цели. Проектирование в современных условиях вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций.

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя  которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие  неоднозначное. Значение определения мисси организации состоит в том, что она:

  1. представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
  2. создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
  3. помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
  4. вызывает понимание и поддержку внешних участников организации.

Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т. д., выполняя при этом свои функции.

В интересах достижения установленных  целей каждая организация разрабатывает  стратегию.

По мнению Б. З. Мильнера « Под стратегией организации понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Это совокупность главных целей организации и основных способов их достижения. Она планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации ». [3 с. 95]

Основными элементами стратегии являются миссия, общеорганизационные и специфические  цели, приоритеты (ведущие принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед и конкретизируется в различного рода проектах, программах, планах практических действий и реализуется в процессе их выполнения. Именно стратегия устанавливает будущие параметры развития организации: рост, стабилизацию, сокращение или комбинацию вариантов, решения по конкретным  товарам и рынкам о направлении финансовых и трудовых ресурсов, определение типа конкурентных преимуществ.

 

Основным элементом организации, определяющим ее характер. Основные цели, направленность развития - коллектив.

Коллектив - это  группа лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих  ради ее достижения. Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образует содержание такого понятия, как «организация». Любая организация выполняет две функции - достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования.

Организация - это  всегда, прежде всего организация  людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация приобретает ту или иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, квалификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны. Организация представляет собой единство функций и структуры.

Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:

1. Техническая  структура - жесткая структура  - представлена совокупностью материальных  объектов и процессов (помещение,  оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу остальных.

2. Социальная  структура - образуется совокупностью  ее участников и связей между  ними. Сюда включают, формальны и  неформальные группы, должности,  служебные и личные связи, ценности, сферы влияния, линии подчинения  и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими».

3. Социотехническая  структура - это совокупность  рабочих мест, объединяющая работников  пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую  техническую и гибкую социальную структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ЗАКОНЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Любая организация обязана соблюдать законодательные акты РФ  и свои собственные правовые нормы, отраженные в Уставе. В любой организации проявляются действия и других, официально не зафиксированных ее законов и закономерностей.

К основным законам организации  относят следующие:

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

- закон информированности и  упорядоченности;

- закон единства;

- закон пропорциональности-композиции.

Характеристики законов теории организации определил в Теории организации Смирнов Э. А. [7 с. 6]

ЗАКОН СИНЕРГИИ.

Для любой организации существует такой набор алиментов, при котором  ее потенциал всегда будет либо существенно  больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Синергизм, синергия (от греч. Synergeia  сотрудничество, содружество) – совместное действие каких-либо систем, процесс усиления или ослабления потенциалов какой-либо системы. В настоящее время пока не научились с достаточной степенью точности измерять синергетический эффект. Однако в различных организациях накапливают статистические материалы о влиянии синергии на эффективность деятельности организации, моделируются различные условия ее достижения.

Основные признаки достижения синергии в организациях:

    • хорошее настроение в коллективе
    • снижение сердечно - сосудистых и других заболеваний
    • сокращение технологического цикла
    • использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании
    • частичный отказ от услуг сторонних организаций
    • рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации
    • усиление интереса работников к повышению своей квалификации
    • выработка и поддержка традиций и ценностей организации
    • усиление технологической и организационной дисциплины
    • повышение действенности служебных совещаний
    • уменьшение усталости работников и т. п.

Для успешной реализации закона синергии используются ряд эвристических  методов (среди которых наиболее распространенными являются: метод «мозговой атаки»,  « свободных ассоциаций»,  «вопросов и ответов» и др.)

ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ

Закон самосохранения формулируется  следующим образом: каждая система  стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал, все свои ресурсы. При этом, общая сумма ресурсов (воздействий), направленных на сохранение и дальнейшее развитие организации должна быть больше суммы внутренних и внешних разрушительных ресурсов (воздействий).

Информация о работе Организационное поведение персонала в организации