Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 21:43, дипломная работа
Главной целью деятельности организаций является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей. Одним из действенных методов управления выступает административный, т.к. он обеспечивает: строгую дисциплину производственного и управленческого персонала, а также работу согласно выбранной технологии производства и управления.
Объектом исследования в данной дипломной работе является хозяйственная деятельность ОАО «СтанкоГомель».
Предмет исследования – административные методы управления персоналом ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
6
1.1 Сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях
6
1.2 Классификация административных методов управления и их характеристика
13
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»
20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СтанкоГомель»
20
2.2 Оценка административных методов, используемых в управлении персоналом ОАО «СтанкоГомель»
30
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Окончание таблицы 1.1
1 | 2 |
- Наличие
чётких должностных инструкций с определением
функциональных особенностей работника
и нормированием труда.
- Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты. |
- Отсутствие должностных
инструкций, ориентация на устные указания
руководства, использование устаревших
инструкций.
- Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда. |
- Чёткие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных. - Чёткие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений. - Чёткие устные указания руководства на всех уровнях управления. - Применение системы контроля исполнения документов в организации. |
- Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора. - Нечёткие и противоречивые устные указания руководства. - Отсутствие системы контроля исполнения документов в организации или её низкая эффективность. |
- Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению. - Увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов. - Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор). - Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку). - Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются. |
- Рост текучести персонала, отсутствие анализа причин увольнения. - Безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т. д. - Частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других. - Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности). - Отсутствие чётких правил наказания и поощрения. |
Источник:
[10, с. 566]
Таким образом, административные методы управления – мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.
1.2
Классификация административных
методов управления
и их характеристика
Деятельность хозяйственных органов по управлению производством связана с применением в различной форме административных методов управления. Государство через специально созданные органы управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах, концерны, союзы, производственные объединения, организации) осуществляют административное воздействие на производство. И в этом смысле хозяйственные руководители всех рангов (от начальника смены, участка, цеха, директора до министра) выступают в роли администраторов. Они используют административные методы управления, которые дополняют экономические методы воздействия на управляемый объект для решения определенных задач управления.
Административные методы управления предусматривают:
- четкое распределение обязанностей;
- соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов хозяйственной деятельности;
- применение мер принуждения;
- использование дисциплинарного воздействия.
Административные методы выступают связующим звеном между объектами и субъектами управления для осуществления экономических методов управления. Без соответствующего административного воздействия невозможно применение экономических методов – централизованного планового метода и хозрасчетного управления.
Административные методы управления базируются на принципах демократического централизма:
- обязательное подчинение нижестоящих хозяйственных органов вышестоящим;
- единоначалие в распорядительстве;
- персональная ответственность.
Характерными особенностями административных методов управления являются:
- прямое воздействие на объект;
- обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вышестоящих органов для подчиненных объектов;
- строгое определение ответственности за невыполнение распоряжений и указаний.
На
рисунке 1.2 представим основные административные
методы управления.
Рисунок 1.2 – Административные методы управления
Источник:
[3, с. 60]
Следует отметить, что при классификации административных методов управления выделяют также дисциплинарные методы.
Таким образом, административные методы подразделяются на:
1) Организационные, которые ориентированные на использование в типичных ситуациях. В свою очередь они делятся на регламентирование, нормирование, инструктирование.
2) Распорядительные, которые применяются для дополнения организационной работы, а также для частичной корректировки при изменении ее условий.
3) Дисциплинарные – необходимы для поддержания стабильности организационных основ посредством дисциплинарных требований и систем ответственности.
Административные методы включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти с помощью законов, декретов, указов, постановлений, указов, инструкций и т.д. Ими устанавливаются права, обязанности каждого руководителя и подчиненного, а также каждого звена и уровня управления.
Административные методы управления должны и обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управление за исполнение воли вышестоящих органов власти.
Система субординационных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы административных методов управления. Для того чтобы она работала эффективно, необходимо два основных условия:
1) сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта управления на каждом из уровней управления;
2) сбалансированность прав и ответственности между уровнями управления.
При
нарушении этих требований неизбежно
возникают и развиваются
Организационное воздействие на процесс управления достигается путем:
- организационное регламентирования;
- организационное нормирования;
- инструктирования.
Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:
- организация в целом (основной регламентирующий документ – устав организации);
- структурное подразделение (основной регламентирующий документ – положение о подразделении);
- должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ – должностная инструкция или положение о должности);
- отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы – правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений);
- технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы – технологический паспорт и схемы документооборота в организации и подразделениях).
Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
Выделяют следующие основные виды нормирования:
- численности, т.е. численность рабочих, необходимых для обслуживания одного или нескольких агрегатов;
- выработки и обслуживания – определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;
- управления, т.е. Определения количества подчиненных у одного руководителя;
- расхода ресурсов – определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении задания.
Все названные виды норм устанавливаются исходя из необходимого времени на осуществление элементов производственного процесса. Однако работа по установлению норм не сводится к нормированию времени. В общем виде нормирование труда представляет вид деятельности по управлению производством, направленный не установление необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц оборудования.
Целью инструктирования является ознакомление с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.
Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь коллективную форму или форму индивидуальных контактов и реализуется посредством методических указаний, инструкций (должностные, рабочие).
В
условиях усложнения экономических
связей трудно регламентировать всю
деятельность управленческих работников.
Поэтому нередко требуется
Задачей
распорядительных методов воздействия
является организация четкой деятельности
управленческого аппарата для повседневного
обеспечения слаженной работы всех
подразделений и органов
Указание осуществляется, как правило, в устной форме и используется на нижнем уровне управления.
Распоряжение – это устное или письменное требование функционального или линейного руководителя среднего уровня к подчиненным выполнить определенные виды работ или решить какой-либо вопрос.
Приказ – это локальный нормативный акт, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением задания. Его издает руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия, по принципу единоначалия.
Приказы и распоряжения могут быть трех видов: с обязательным выполнением указаний в предписанный срок; определяющие действие в определенной ситуации или при стечении определенных обстоятельств; информационные, определяющие предпочтительный порядок действий в различных ситуациях. Устное указание как форма воздействия применяется всеми руководителями, по чаще всего руководителями низовых звеньев.
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика ОАО «СтанкоГомель