Организационные формы и модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

В современном понимании менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации (объекта управления) посредством планирования, организации, лидерства и контролем над организациями ресурсами.
Эффективность менеджмента определяется прежде всего обоснованностью методологии и организации решения проблем. Эффективность менеджмента связана с важнейшими внутренними характеристиками организации - координацией деятельности, системами и механизмами разработки, реализации и контроля управленческих решений

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.37 Кб (Скачать файл)

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: Теория менеджмента

Тема: Организационные формы и модели менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Выполнил:

Студент 1 курса

2 семестр

Чернова И.Н.

 

 

июнь, 2010

 

Содержание

 

  

 

Введение

 

В современном понимании менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации (объекта управления) посредством планирования, организации, лидерства и контролем над организациями ресурсами.

Эффективность менеджмента определяется прежде всего обоснованностью методологии и организации решения проблем. Эффективность менеджмента связана с важнейшими внутренними характеристиками организации - координацией деятельности, системами и механизмами разработки, реализации и контроля управленческих решений. Важную роль играет и взаимодействие организации с внешней средой, умение менеджмента организации учесть особенности этой среды, своевременно адаптироваться к ее изменениям.

Важное место в теории Менеджмента занимает изучение различных моделей менеджмента, так в основном принято выделять три основные модели: германская (европейская), американская и японская.

На основе этих моделей складывается своя, особенная и неповторимая модель управления, в чем она заключается и каковы ее особенности главная цель данной работы.

Эта цель решается с помощью раскрытия следующий задач:

1. рассмотреть американскую модель управления;

2. описать российскую систему управления;

3. исследовать японскую модель управления;

4. постараться описать европейскую модель управления: складывание и основание, основное ее содержание;

Объектом исследования является менеджмент.

Предмет исследования – организационные формы и модели менеджмента.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения.

В первой главе рассматриваются существующие формы организаций.

Во второй главе рассматриваются модели менеджмента.

В заключении делаются выводы по всей работе.

Информационной базой для написания работы послужили труды следующих авторов: Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф., Мильнера Б.З., Старобинского Э.Е, Шахмалова Ф.И. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы организации в менеджменте

 

1.1 Механистическая форма

 

В современной теории менеджмента выделяются две формы организации: механистическая и органическая. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

 

Организационное проектирование, цель которого - достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ.

 

В первой половине XX в. появилось множество публикаций, посвященных формированию структуры организации как одной из административных задач, включая планирование и управление. Авторы пытались определить принципы, которыми должны руководствоваться менеджеры при решении своих задач. Файоль предложил ряд принципов, которые оказались полезными в управлении большой угольной компанией во Франции.

 

1.1.1 Принципы управления Анри Файоля

 

1. Разделение труда. Специализация  является естественным порядком  вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается  за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены  внимание и усилие. Сегодня это  является основной болезнью многих  организаций. Они ставят перед  собой много задач и хотят  уделить 100% внимание каждой. Но сознательно  мы можем контролировать 9 бит  информации (правило 7+/-2). В качестве  примера проконтролируйте сейчас  и держите под постоянным контролем  в течении 1 минуты: яркость вашего монитора, степь нажатия на мышку, положение своего теля, расположение ваших ног, звук в комнате, освещение в комнате, проанализируйте свой день, вспомните о невыполненных обещаниях. Ну что получилось? Или что-то вы потеряли из виду. Как насчет контроля нажатия на мышку, или положения ваших ног.

 

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает  ответственность.

 

3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает послушание к достигнутым  соглашениям между фирмой и  ее работниками. Установление этих  соглашений, связывающих фирму и  работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно  оставаться одной из главных  задач руководителя. Дисциплина  также предполагает справедливо  применяемые санкции.

 

4. Единоначалие. Работник  должен получать приказы от  одного непосредственного начальника.

 

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть  объединена единым планом, и иметь  одного руководителя.

 

6. Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами компании или организации  большего масштаба.

 

7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

 

8. Централизация. Как разделение  труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

 

9. Скалярная цепь. Скалярная  цепь - это ряд лиц, стоящих на  руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низшего звена. Было бы ошибкой отказываться  от иерархической системы без  определенной необходимости в  этом, но было бы еще большей  ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам  бизнеса.

 

10. Порядок. Место - для всего  и все на своем месте.

 

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

 

12. Стабильность рабочего  места для персонала. Высокая  текучесть кадров снижает эффективность  организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. Развитие идеологии в организации позволяет удержать профессионалов в вашей организации.

 

13. Инициатива. Инициатива  означает разработку плана и  обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу  и энергию.

 

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. И она является результатом  гармонии персонала.

 

Некоторые из этих принципов относились к функции менеджмента; четыре из них относятся к механистической форме.

 

Принцип специализации. Файоль считал специализацию наилучшим средством для использования индивидов и групп работников. В его время предел специализации (то есть оптимальная точка) не был определен. Научный менеджмент предлагал ряд методов увеличения специализации работы. Эти методы, например рабочие стандарты, делают упор на технических, а не на поведенческих объемах работ.

 

Принцип одного направления. В соответствии с этим принципом работы должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть сгруппированы с инженерами, сбытовики - со сбытовиками, бухгалтеры - с бухгалтерами. Ведомственная основа, которая наиболее близко соответствует этому принципу, является функциональной основой.

 

Принцип власти и ответственности. По мнению Файоля, менеджеру должна быть дана значительная власть для выполнения возложенных на него обязанностей. Поскольку обязанности менеджеров высшего звена существенно более важны для будущего организации, чем обязанности нижнего, применение этого принципа неизбежно приводит к централизации власти. Централизация власти является логическим результатом не только потому, что высшая администрация более ответственна, но и потому, что она выполняет более сложную работу на своем уровне, в которую вовлечено много работников, а результаты отдалены от действий.

 

Естественным результатом выполнения рассмотренных трех принципов является расположение менеджеров по рангам в цепи от верхней власти до самого нижнего уровня. Скалярная цепь является обычной для всех вертикальных связей в организации. Все связи от нижнего уровня должны проходить через соответствующий уровень в команде. Связи от верхнего уровня должны проходить через подуровни.

 

Изучим идеи одного из авторов, Макса Вебера, который внес важный вклад в механистическую модель, описав ее применение и введя термин «бюрократия».

 

Термин «бюрократия» имеет различные значения, например, традиционное значение концепции управления. В профессиональной лексике бюрократию относят к негативным явлениям в больших организациях: волокита, процедурные задержки и обычные препятствия планам. В работах Вебера, однако, бюрократия относится к особому способу организации коллективных действий. Интерес Вебера к бюрократии отражает его понимание путей развития иерархии управления, при котором одна группа может фактически доминировать над другими группами. Организационное построение включает доминирование в том смысле, что власть обладает законным правом требовать подчинения от других. Его поиск форм господства, складывающихся в обществе, привел его к изучению бюрократической структуры.

 

Согласно Веберу, бюрократическая структура «превосходит любую другую форму по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Это дает возможность руководителям организации с высокой степенью точности предсказывать результаты управленческих действий и реакции на эти результаты». Бюрократия отличается от других организаций тем, что она «делает машину немеханическими способами производства». Эти слова выражают смысл механистической модели организации.

 

Для достижения максимальной выгоды от бюрократического подхода Вебер считает, что организация должна иметь следующие характеристики:

 

1. Все задачи должны  быть разделены на специализированные  работы. Благодаря специализации  работодатели становятся экспертами  по работам, и администрация может  возложить на них ответственность  за эффективное выполнение обязанностей.

 

2. Каждая задача выполняется  в соответствии с системой  абстрактных правил, обеспечивающих  однородность и координацию различных  задач. Такая практика дает возможность  менеджеру исключить неопределенность  при выполнении задачи из-за  отдельных различий.

 

3. Каждый элемент и  каждая служба организации рассчитаны  на выполнение работы под руководством  только одного менеджера. Менеджеры  сохраняют свой авторитет благодаря  делегированию задач от верхнего  уровня иерархии. Существует непрерывная  цепь в командной структуре.

 

4. Каждый служащий организации  связан с другими служащими  и клиентами безличным, формальным  образом, сохраняя социальную дистанцию  с подчиненными и клиентами. Цель  такой практики обеспечить, чтобы  личные качества и симпатии  не влияли на выполнение задач  организации.

 

5. Деятельность в бюрократической  организации основана на технической  квалификации работников, которая  является защитой от произвольных  увольнений. Аналогично продвижение  осуществляется по старшинству  и достижениям. Деятельность в  организации рассматривается как  пожизненная карьера, и возникает  высокая степень лояльности.

 

Эти пять характеристик бюрократии описывают организации, которые Файоль считал наиболее эффективными. Файоль и Вебер описали один и тот же тип организации, функции которой очень эффективны для достижения целей организации «машиноподобным» образом.

 

М. Вебер полагал, что бюрократия - неизбежный и наиболее эффективный тип организации. Однако он также считал, что она может быть угрозой для индивидуальной свободы, и позже стал относиться к ней критически. Веберовская модель принимает во внимание человеческие аспекты, и, возможно, она отличается от классической подчеркиванием того обстоятельства, что отдельный служащий скорее склонен подчиняться рациональным правилам, нежели просто вышестоящему руководителю.

 

К механистической форме относятся такие виды организационных структур как линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры.

Информация о работе Организационные формы и модели менеджмента