Организационный проект развития технологии аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чре
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:58, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность рассматриваемой темы обосновывается тем, что существенные изменения, происходящие в настоящее время в институтах государственной и муниципальной службы в результате проводимых административной реформы, реформы государственной службы и местного самоуправления, заставляют обратить более пристальное внимание к содержанию понятия аттестации государственных служащих, а также к его правовым последствиям. Вопрос о правовом регулировании аттестации имеет важное практическое значение в регулировании отношений в сфере труда. Между тем до настоящего времени в законодательстве отсутствует легальное определение понятия аттестации.
Содержание
Введение 1. Аттестация в системе методов оценки персонала 1.1 Сущность, содержание и роль аттестации в определении качества персонала организации 1.2 Процедура аттестации персонала 2. Анализ системы оценки кадров в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2.1 Значение, задачи и особенности деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2.2 Организация аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3. Организационный проект развития технологии аттестации персонала в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3.1 Организационный проект 3.2 Экономический эффект Заключение Библиографический список
Рисунок 3.1 - Структура обучающе-контролирующей
системы
Основное функциональное назначение
модуля " ОБУЧЕНИЕ" – предоставление
пользователю дидактических материалов
для самоподготовки к сдаче аттестационных
экзаменов. Также модуль дает пользователю
возможность проверить качество усвоения
учебного материала с помощью контрольных
вопросов.
Основное назначение модуля
" ЭКЗАМЕНАТОР" – автоматизация процедуры
приема аттестационных экзаменов. Среди
функций, которые поддерживает данный
модуль:
1. подготовка экзаменационного
профиля;
2. проведение экзамена у территориально
удаленных пользователей;
3. возможность контроля за ходом
сдачи экзамена в режиме on-line;
4. возможность объединения
нескольких учебных курсов в рамках одного
экзамена;
5. экспорт результатов проведения
экзамена в MS Excel;
6. работа с библиотекой бланков
документов для документирования результатов
проведения экзамена;
7. хранение результатов проведения
экзаменов в базе данных с возможностью
поиска и др.
Преподаватель также имеет
возможность самостоятельно настроить
процедуру прохождения экзамена: система
позволяет в произвольном порядке отвечать
на контрольные вопросы, реализует возможность
ограничения времени ответа на контрольный
вопрос или экзаменационный билет. Также
настраиваются принципы формирования
экзаменационного билета (вопросы в билете
жестко заданы или билет формируется с
использованием механизма случайного
выбора заданного количества вопросов
из базы данных и т.п.) и многое другое.
В системе заложена возможность
гибкой настройки результирующих протоколов
сдачи экзамена с учетом требований конкретной
организации. Созданные пользователем
бланки документов для документирования
результатов проведения экзамена сохраняются
в системе и могут быть использованы при
последующей работе.
Основное функциональное назначение
модуля " Мастер" создание собственных
учебных курсов.
3.2 Экономический
эффект
Оценка экономической эффективности
ИТ-проекта является обязательной составляющей
его технико-экономического обоснования.
Аттестация при правильном
ее проведении несет в себе ряд потенциальных
выгод, как для организации, так и для аттестуемых
работников, Но если в ходе аттестации
будут допущены те или иные ошибки, то
эти потенциальные выгоды не будут реализованы,
и аттестация может не дать ожидаемых
результатов.
Когда говорят о необходимости
проведения аттестации тех или иных категорий
персонала, то исходят из того, что организация
извлечет из этого совершенно конкретные
выгоды. В первую очередь можно говорить
о следующих трех группах эффектов, с которыми
связано для организации успешное проведение
аттестации.
Экономический эффект:
1. снижение издержек, связанных
с ошибками при расстановке кадров, совершенствование
кадровой структуры организации;
2. сокращение потерь, связанных
с недостаточным контролем за работой
ключевых категорий персонала;
3. своевременное выявление
и решение проблем, мешающих эффективной
работе ключевых категорий персонала;
4. повышение ценности человеческих
ресурсов организации;
5. повышение качества управления
за счет установления с помощью аттестации
механизма обратных связей между руководством
и ключевыми категориями персонала.
Развитие и более полное использование
потенциала ключевых категорий персонала:
1. точное и своевременное выявление
потребности в обучении и организация
обучения ключевых категорий персонала;
2. формирование кадрового резерва
и создание программы по работе с кадровым
резервом;
3. повышение эффективности
труда ключевых категорий персонала за
счет регулярного доведения до них требований
к их работе и к рабочему поведению и оценки
их готовности соответствовать этим требованиям;
4. повышение уровня трудовой
мотивации работников, проходящих аттестацию.
Социально-психологический
эффект:
1. повышение уровня сотрудничества
и доверия между руководством и теми категориями
персонала, которые проходят аттестацию;
повышение степени информированности
работников о целях, стратегии и текущей
работе организации;
2. повышения уровня приверженности
работников своей организации (за счет
повышения удовлетворенности работой,
понимания карьерных возможностей и настроя
на долговременную работу в организации);
3. улучшение социально-психологического
климата в коллективе.
Потенциальные выгоды от аттестации
может получить не только организация,
но и работники. Эти потенциальные выгоды
для работников могут состоять в следующем:
1. признание достижений работников
со стороны руководства стимулирует их
готовность напряженно работать в интересах
организации;
2. работник получает крайне
важную для себя обратную связь, позволяющую
ему своевременно внести необходимые
коррективы в свою работу, в рабочее поведение,
в отношение к делу;
3. работник получает возможность
уточнить для себя те требования, которые
предъявляются к его работе непосредственным
руководителем и организацией;
4. аттестация позволяет работникам
лучше понять цели и задачи, стоящие перед
организацией (подразделением), облегчая
прохождение информации по вертикали
сверху вниз;
5. аттестация при правильном
ее проведении повышает уровень приверженности
работников своей организации и ее целям.
При проведении аттестации
руководство организации должно постараться
извлечь из нее как можно больше пользы.
После завершения аттестации аттестационная
комиссия с участием службы управления
персоналом готовит отчет, в котором даются
предложения, направленные на повышения
отдачи от человеческих ресурсов организации.
Эти предложения могут затрагивать различные
сферы управления персоналом (отбор, обучение,
стимулирование труда, социальная защита
и др.). Предложения, содержащиеся в отчете
по итогам аттестации, могут включать
также следующие вопросы:
1. формирование кадрового резерва;
2. потребность в обучении и
повышении квалификации;
3. кадровые перемещения;
4. изменения заработной платы.
В развитых странах последние
годы наметились тенденции, позволяющие
уйти от опасности формального подхода
и получить максимальные выгоды от усилий,
затраченных на всех этапах этой сложной
и ответственной работы.
1. Главными целями аттестации
стали считаться не продвижение
по службе и дифференциация
оплаты труда, а управление развитием
nepсонала, выяснение индивидуальных
потребностей в обучении, совершенствование
навыков.
2. Вместо традиционной
схемы, когда аттестацию проводил
непосредственный начальник, широкое
применение получили самоаттестации,
а также использование в качестве
аттестующих нескольких вышестоящих
менеджеров, коллег и даже подчиненных.
При этом рекомендовано советоваться
с аттестуемыми о принципах
отбора экспертов (аттестующих).
3. Ведущая роль в процедурах
аттестации предоставляется линейным
менеджерам; службы управления персоналом
играют роль активных помощников.
Это приводит к более эффективному
учету потребностей работников.
Проведение аттестации требует
весьма значительных затрат времени и
материальных ресурсов. Поэтому формальное
проведение аттестации, когда не только
цели четко не определены, но и в итоге
не следует никаких конкретных действий,
способных повысить эффективность работы
отдельных категорий персонала и организации
в целом - это непозволительная роскошь.
Востребованность результатов аттестации,
готовность высшего руководства принимать
конкретные решения по ее итогам - необходимое
условие эффективности этой работы.
В целом, можно выделить три
основные группы методов, позволяющих
определить эффект от внедрения: финансовые
(они же количественные), качественные
и вероятностные. У каждого метода, финансового
или не финансового, есть свои минусы.
Следует учитывать, что автоматизация
– «тонкий» процесс, и далеко не в каждом
бизнес-процессе, как в нашем примере,
можно оценить финансовую составляющую
эффекта от нее. Именно поэтому, чтобы
проиллюстрировать конечный эффект от
внедрения ИТ-систем, мы вынуждены использовать
методы нефинансового анализа, в частности
статистический метод.
Рассматривая методы оценки
экономического эффекта от ИТ-проекта
остановимся на статистическом методе.
Количество внедрений различных ИТ-технологий
за рубежом, а также то, что ведется довольно
внятная и четкая статистика, позволяет
сделать некоторые качественные выводы.
В таблице 3.1 приведены не все, но наиболее
часто встречающиеся и актуальные показатели.
(К сожалению, в России сейчас такой статистики
нет. Некоторые компании пытаются собирать
свою статистику, чтобы наработать объем
данных, достаточный для создания похожей
таблицы. Однако, к сожалению, пока таких
таблиц в российских компаниях нет.) Надо
сказать, что отнюдь не все топ-менеджеры
компаний воспринимают обоснования будущего
эффекта от ИТ-проектов, базирующиеся
на этих данных.
В соответствии со структурой
МЧС, в министерстве 11 департаментов по
основным направлениям деятельности и
10 управлений.
Предельная численность работников
центрального аппарата министерства установлена
в количестве 825 единиц (без персонала
по охране и обслуживанию зданий), в том
числе 140 лиц начальствующего состава
Государственной противопожарной службы
и 250 военнослужащих войск гражданской
обороны.
Фонд оплаты труда работников
центрального аппарата МЧС (в расчете
на квартал, исходя из предельной численности)
установлен в размере 43 366,4 тыс. рублей.
В настоящий момент курсы повышения
квалификации и аттестация персонала
в бюджете МЧС занимают в среднем 0,01% или
10 000 000 рублей в год.
При внедрении программы компьютерной
обучающе-контролирующей системы, исходя
из средних оценок по внедрению ИТ-систем
по аттестации персонала экономия в центральном
аппарате МЧС составит ориентировочно
3902,98 тыс. рублей в квартал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка персонала - это процесс
определения эффективности деятельности
сотрудников в ходе реализации задач организации,
позволяющий полу
Аттестация представляет собой
проверку профессиональных знаний работника
и его деловых качеств. Работодатель проводит
аттестацию с целью определить уровень
квалификации работника и его соответствие
занимаемой должности.
Работникам такая проверка
дает возможность увеличения заработной
платы и продвижения по служебной лестнице.
Работодателю аттестация позволяет оценить
эффективность работы сотрудников, оптимизировать
трудовой процесс, создать дополнительные
стимулы для повышения квалификации работников,
ответственности и дисциплины. А в ряде
случаев - обеспечить возможность расторжения
трудового договора с работниками, которые
не соответствуют предъявляемым требованиям.
Аттестацию можно разделить
на два вида: обязательную и необязательную.
Обязательной аттестации подлежат те
категории работников, для которых данное
требование установлено нормативными
правовыми актами, например:
1. государственные гражданские
служащие (Указ Президента РФ от 1 февраля
2005 г. N 110);
2. сотрудники Государственной
противопожарной службы МЧС России (Приказ
МЧС от 16 января 2003 г. N 20);
3. средние медицинские, фармацевтические
и социальные работники (Приказ Минтруда
России от 4 июня 2004 г. N 169);
4. работники органов и учреждений
прокуратуры (Приказ Генеральной прокуратуры
РФ от 30 октября 1998 г. N 74);
5. другие категории работников.
Аттестация работников в зависимости
от ее повода бывает очередная, по истечении
испытательного срока, для продвижения
по службе, перевода в другое подразделение.
Функции по проведению аттестации
распределяются между линейными руководителями
и службой персонала.
Элементами аттестации являются
оценка труда и оценка персонала.
Как правило, порядок проведения
аттестации работников организации устанавливается
Положением об аттестации работников,
принимаемым работодателем.
В Положении об аттестации работников
обязательно следует предусмотреть:
1. круг работников, подлежащих
аттестации;
2. периодичность проведения
аттестации;
3. порядок формирования аттестационной
комиссии;
4. порядок подготовки и проведения
аттестационных мероприятий;
5. виды и порядок принятия решений
аттестационной комиссией.
Подготовка, осуществляемая
службой управления персоналом организации.
Включает разработку принципов и методики
проведения аттестации, издание нормативных
документов по подготовке и проведению
аттестации (приказ, списки аттестационной
комиссии, план проведения и др.), подготовку
материалов аттестации - бланки, формы
и т.д.
На каждого работника, подлежащего
аттестации, не позднее чем за две недели
до ее начала представляется служебная
характеристика, подготавливаемая непосредственным
руководителем.
Аттестация проводится в присутствии
аттестуемого служащего. Как привило,
при ее проведении присутствует руководитель
структурного подразделения, в котором
работает аттестуемый.
Аттестационная комиссия проводит
беседу с аттестуемым на основе рассмотрения
представленных материалов, в ходе которой
выясняются спорные или неясные вопросы,
оцениваются деловые и личные качества
по принятой в организации методике, выслушиваются
соображения аттестуемого работника и
его планы по совершенствованию своей
трудовой деятельности и улучшению результатов
труда. Члены аттестационной комиссии
на своем заседании выслушивают также
краткое сообщение руководителя подразделения
с оценкой работы аттестуемого.
По результатам аттестации
работника аттестационная комиссия делает
следующее заключение.
1. Оценка труда;
2. Оценка персонала;
Сведение и обработка данных
проводятся по результатам аттестации.
В данной работе рассматривается
порядок проведения аттестации в МЧС России,
который регламентируется приказом МЧС
от 28 марта 2007 г. N 168 «Об утверждении положения
о порядке проведения аттестации и порядке
сдачи квалификационного экзамена федеральными
государственными гражданскими служащими
центрального аппарата и руководителями
территориальных органов, замещающими
должности федеральной государственной
гражданской службы, министерства российской
федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий».
Это Положение в соответствии
с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N
79-ФЗ "О государственной гражданской
службе Российской Федерации", и другими
нормативными актами устанавливает правовые
основы деятельности аттестационной комиссии
МЧС, основания и порядок проведения квалификационных
экзаменов и аттестации служащих в МЧС.