Организация как основа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. В настоящее время организационному развитию уделяется большое внимание. Как правило, под ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с целью увеличить эффективность работы. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, вторые – словно стоят на месте, третьи – переживают не проходящий кризис.
Цель курсовой работы - исследование понятия и сущности организации.

Содержание

Введение……………………………………………………….…3
1.Сущность организации как основы менеджмента……….….4
2.Формальная и неформальная организация………………......9
3.Жизненный цикл организации……………………………….12
4.Вертикальная и горизонтальная структура организации…..14
5.Структура, элементы организации, назначение миссии, целей и задач организации………………………………………………………….…16
Практическая часть……………………………………………....22
Характеристика предприятия ОАО «ТД ИНТУР»…………..22
Исследование системы управления…………………………..31
Заключение………………………………………………….….....35
Список литературы………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ сюда!.docx

— 123.59 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения»

 

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Организация как основа менеджмента»

 

 

 

 

Выполнила: Е. В. Богданова, 335 гр.

Проверили: Т. Ю. Зенкова,

С. А. Максимов

 

 

 

Хабаровск, 2012 г.

Содержание

Введение……………………………………………………….…3

1.Сущность организации  как основы менеджмента……….….4

2.Формальная и неформальная  организация………………......9

3.Жизненный цикл организации……………………………….12

4.Вертикальная и горизонтальная  структура организации…..14

5.Структура, элементы  организации, назначение миссии, целей и задач организации………………………………………………………….…16

Практическая часть……………………………………………....22

  1. Характеристика предприятия ОАО «ТД ИНТУР»…………..22
  2. Исследование системы управления…………………………..31

Заключение………………………………………………….….....35

Список литературы………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте  является организация. Любая организация  находится и функционирует в  среде.

Каждое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Организация − первичное  хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и  правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей  перспективного развития.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в  конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Какие-то организации развиваются  быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится  организация, и оценивать, насколько  принятый стиль руководства соответствует  этому этапу. В настоящее время  организационному развитию уделяется  большое внимание. Как правило, под  ним понимаются некоторые целенаправленные изменения, вводимые управленцами с  целью увеличить эффективность  работы. При этом одни организации  развиваются динамичнее и успешнее других, вторые – словно стоят на месте, третьи – переживают не проходящий кризис.

Цель курсовой работы - исследование понятия и сущности организации.

 

1.Сущность организации  как основы менеджмента.

Организация может быть определена как разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.

Сущность понятия "организация" в более широком смысле можно определить: во-первых, как "внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением"; во-вторых, как "совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого"; в-третьих, как "объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил".

Если первые два определения  взаимодополняют друг друга и  характеризуют организацию как  все природное явление, отражая  некоторое состояние и процесс, то последнее имеет более узкое, социальное приложение применительно  к человеческим организациям. Таким  образом, в самом общем случае под организацией следует понимать упорядоченное состояние элементов  целого и процесс по их упорядочению в целесообразное единство.

Организация представляет собой  обособленное объединение людей  для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это  открытая система, состоящая из множества  взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и  основное место в организации  занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией  и финансами, принадлежащими данной организации.

Каждую организацию характеризуют  наиболее общие признаки.

К ним относятся:

  • количественная определенность, необходимость минимального количества членов организации. Но организация не может превышать и определенного максимума ее участников, иначе она начинает терять присущие ей свойства и качества;
  • наличие общих целей, ради которых люди объединились в организацию и создали ее определенную структуру, а также средств достижения этих целей;
  • обособленность, "границы", которые отделяют одну организацию от других и создают целостность, единство действий работников внутри данной системы, несмотря на ее открытость, т. е. взаимодействие с внешним окружением;
  • управляющий, руководящий и координирующий центр. В крупных организациях может быть несколько таких центров. Например, производственное объединение может состоять из множества центров управления, начиная с производственной бригады, смены, цеха, участка, отделения, заводоуправления, генерального директора, совета директора и супер отделений.

Кроме этого, организацию  характеризуют определенная организационная  культура и возможность, в необходимых  пределах, осуществлять саморегулирование  своей деятельности.

Внутренние переменные организации. Состояние организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто "данное", что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

Цели и задачи организации  многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации  ставят своей целью реализацию товаров  и получение торговой прибыли; промышленные организации — производство необходимых  товаров, при этом решают задачи повышения  производительности труда, достижения рентабельности и т.д.; государственные учебные заведения — подготовку специалистов и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей организации зависит ее структура.

Структура организации - это  внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами, НИОКР и  т.д.). В зависимости от конкретных условий и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство организации перестраивает  ее для более эффективного достижения целей и решения конкретных задач. Разделение труда по специализированным линиям применяют все организации, за исключением самых мелких, где  один-два сотрудника совмещают работу во всех функциональных областях. В  крупных организациях этот вопрос является первостепенным в управленческой деятельности руководства.

Разделение труда по специализированным линиям связано с управлением  кадрами, подбором и расстановкой специалистов для высшего, среднего и низового звеньев управления. Именно эти руководители координируют работу как организации  в целом, так и всех уровней  управления и функциональных зон. Они  управляют людьми и материально-технической  базой предприятия и технологиями. Без людей нет организации. Станки, машины, оборудование и т.д. становятся средствами производства только тогда, когда они охвачены живым трудом.

Техника и технология —  четвертая составляющая внутренних переменных организаций. На любом предприятии  всегда есть проблема с внедрением новой и новейшей техники.

Таким образом, управление внутренней переменной оказывается в зависимости  не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации управленческих кадров и соответствующих специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых она находится.

Взаимодействие организации  с внешней средой. Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения. Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом.

Среда прямого воздействия  включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность; потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий  спрос на рынке; конкурентов с  их стремлением завоевать потребителя  при помощи лучшего качества, сервиса  или более приемлемой цены; поставщиков  сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. Менеджеру  в своей работе необходимо все  это знать и учитывать.

Среда косвенного воздействия  включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную  систему экономической конъюнктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы  проявляются не все сразу и  не с одинаковой силой.

Учет воздействия внешней  среды требует от менеджеров знания, как быстро могут проявлять себя факторы внутренней и внешней  среды, ведь в современных условиях их влияние может стремительно возрастать. Однако скорость воздействия факторов внешнего окружения не одинакова  для различных организаций. Например, отдел НИОКР должен находиться на переднем крае открытий и изобретений, он полностью зависит от быстроты их освоения. Производственный отдел  в меньшей степени подвержен  подвижности среды изобретений  и открытий, так как внедрение  их начинается, как правило, вначале  на опытном производстве, и лишь после сравнительно длительного  периода времени отдел начинает перестраиваться на производство нового продукта. То же происходит и с технологией, по которой производится продукт.

Исследование признаков  организации, ее внутренних переменных и взаимосвязи с внешним окружением показывает, что предприятия после  их возникновения живут по определенным законам и закономерностям.

 

Виды организаций.

Прежде всего, вид организации  связан с формой собственности.

Это собственность на материально-вещественные и финансовые резервы и ресурсы. Видовая классификация организаций  и в настоящее время учитывает  отношения собственности в сфере  производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного  богатства, владения, распоряжения и  использования средств потребления  и производства.

Виды организаций различают  также по организационному признаку — положению, роли и значению отдельных  личностей в организации, т.е. по статуту организации по отношению  к своим членам.

По хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др. Хозяйственные организации бывают механистические и органические. Последние особенно привлекают творчески настроенных менеджеров своей подвижностью, быстротой изменений ситуаций, необходимостью творческого подхода к решению проблем, риском и непредсказуемостью ситуаций, внедрением и использованием новой техники и технологии. Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к условиям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катаклизмам общественного развития.

Виды организаций, с которыми менеджер сталкивается в своей практической деятельности в современных условиях, можно классифицировать по ряду признаков  и их значению для его дела.

  1. Организации правовой и разрешительной системы, от деятельности которых зависят возможность существования организаций, ее управленческая, руководящая работа и эффективная деятельность самих управляющих.
  2. Организации финансовой и налоговой служб, определяющие нормы и правила хозяйственной деятельности всех подчиненных им организационных структур.
  3. Организации конкурентов, с которыми предстоит борьба и налаживание отношений.
  4. Общественные организации охраны окружающей среды, пропагандирующие и отстаивающие безотходные технологии, безвредную утилизацию отходов производства, меры по защите природы в зонах проживания населения, по озеленению, мелиорации, осушению и другие, способствующие оздоровлению климата в местах обитания людей и всего животного мира.

 

2.Формальная и  неформальная организация.

Информация о работе Организация как основа менеджмента