Организация розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
составить типологию предприятий розничной торговли и рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими закупочной политики;
представить организационные формы розничной торговли;
рассмотреть направления эффективности розничной торговли;
изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучить содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
совершенствовать управление товарным ассортиментом.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли
5
1.1. Формы и виды розничной торговли
5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли
8
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли
13
2.1. Классификация предприятий розничной торговли
13
2.1.1. Классификация предприятий розничной торговли по формам собственности

14
2.1.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина
15
2.2. Организационные структуры торговых фирм
18
2.3. Основные принципы создания торговых центров
22
2.3.1. Характерные черты торгового центра
22
2.3.2. Основные виды торговых центров
23
2.3.3. Стадии создания Торгового Центра
28
2.3.4. Основные принципы планировки торгового центра
32
Глава 3. Направления эффективности розничной торговли
34
3.1. Мероприятия по стимулированию продаж - эффективность системного подхода

34
3.2. Покупательская лояльность и способы ее достижения
36
3.2.1. Информационно-консультационные услуги
37
3.2.2. Поощрение в корыстных целях
39
3.3. Мотивационные программы для персонала магазинов
41
3.3.1. Материальная мотивация продавцов
42
3.3.2. Нематериальные методы мотивации персонала. Корпоративная культура как метод мотивации

45
3.4. Привлечение потребителей за счет использования наглядной выкладки

46
3.4.1. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием

49
Глава 4. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

54
4.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

54
4.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия

59
4.3.Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия

62
Глава 5. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"

68
5.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
68
5.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"

72
5.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"
73
Заключение
77
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организация розничной торговли 3.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 5. Детальная структура товарного отдела Rich’s

 

На рис. 6 изображена организационная  структура магазина Rich’s. Менеджеру магазина подчиняется директор по сбыту, ответственный за представление товара, продажу и обеспечение надлежащего уровня покупательского сервиса, а директору, в свою очередь, старшие менеджеры по сбыту, менеджеры по сбыту и продавцы. Все они работают непосредственно с покупателями в отделах магазина. Например, менеджер по сбыту контролирует работу отделов, в которых продаются кухонные принадлежности и утварь, подарки и фарфор, в то время как старший менеджер отвечает за работу всех расположенных на одном из этажей магазина отделов.

 

 

Рис. 6. Организация магазина компании Rich’s

 

Как видно из рис. 6, в каждом магазине есть два административных руководителя: менеджер по персоналу и административный директор. В обязанности менеджера  по персоналу входит участие (совместно  с менеджерами по сбыту и управляющим) в отборе, приеме на работу и оценке труда работников магазина. Административный директор отвечает за поддержания порядка в магазине, обеспечение безопасности, погрузку/разгрузку и хранения товаров, некоторые из сервисных услуг (возвраты товаров, жалобы, оформление подарков) и вопросы аренды, например размещение в магазине небольшого ресторана или салона-парикмахерской.

 

Организационные структуры и системы  торговых компаний призваны обеспечить эффективное удовлетворение потребностей покупателей. Организационная структура определяет обязанности каждого работника и иерархическую структуру компании.

При разработке организационной структуры  торговой компании необходимо достичь  компромисса между снижением  стоимости закупок, которое происходит при централизованном принятии решений, и преимуществами адаптации предложения к требованиям местных рынков при децентрализованном характере принятия решений.

Помимо разработки организационной  структуры, для улучшения и координации  действий поставщиков, специалистов по закупкам и продавцов торговые компании стремятся укрепить контакты между специалистами по закупкам и покупателями, использовать преимущества мощной организационной культуры и информационных систем.

 

 

    1. Основные принципы создания торговых центров

 

      1. Характерные черты торгового центра

 

Торговый Центр - это группа, архитектурно объединенных торговых предприятий, спланированных (выстроенных) на едином специально спланированном, развитом и управляемом участке, находящемся в собственности, управляемых, как единое целое, при этом размеры  и тип магазинов точно соответствуют обслуживаемой торговой зоне и обеспечены парковочными местами на прилегающем участке в точном соответствии типу торгового центра.

Торговые Центры подразделяются на следующие основные категории: микрорайонные (Neighborhood Centers), окружные (Community Centers), региональные (Regional Center) и, ставший уже самостоятельным подвид региональных центров, суперрегиональные (Super Regional Center); занимаются продажей товаров повседневного спроса и/или длительного пользования, одежды, украшений, мебели, товаров для дома; предоставляют бытовые и персональные услуги.

 

Рис. 7. Торговый центр

 

Исходя из определения, любое  количество сгруппированных на едином пространстве магазинов, без заранее предусмотренного торгового плана не может быть определено как торговый центр, и это логично, так как торговому центру нужны заранее определенные (спланированные) характерные черты, чтобы иметь долгосрочный успех. Далее, определение торгового центра отделяет его как способ использования земли и тип строения от разнообразных индивидуальных магазинов, расположенных на отдельных участках земли вдоль улиц и шоссе, образующих торговый район, как с наличием внутренней парковки, так и без неё. Несмотря на то, что торговые районы представляют собой коммерческое использование площадей под розничную торговлю, торговые центры отличаются от них заранее разработанной планировкой и единым управлением.

Следующие элементы характерны для  торгового центра, и именно они  выделяют его среди других торговых объектов:

Единое архитектурное решение  здания или комплекса зданий, предоставляющие  места для торговых операторов и  управляемое как единый объект так, как выгодно последним. (Торговый центр это не смешенное незапланированное собрание отдельно стоящих или прилегающих друг к другу коммерческих структур).

Единый участок, соответствующий  типу центра, в котором есть рыночная потребность. Участок может иметь  возможности расширения для строительства и парковки в случае необходимости.

Легкодоступное расположение внутри торговой зоны с удобным входом и  выходом для транспортного и  пешеходного потоков.

Достаточное количество парковочных  мест на данном участке, сообразное спросу на них, порождаемому торговым объектом. Парковка должна быть расположена оптимально для пешеходов с точки зрения расстояния до входа в центр или в один из отдельных магазинов.

Торговый центр должен иметь  возможности доставки товаров (скрытые  от покупателей).

Улучшение участка, к примеру, создание ландшафта, освещения и вывесок, позволяющих создать требуемую  привлекательную и безопасную среду  для покупателей.

Сочетание арендаторов, обеспечивающее торговое взаимодействие между магазинами, и максимально возможный ассортимент и объем товаров, подходящий для данной торговой зоны.

Приемлемое и удобное  окружение, создающее атмосферу, способствующую совершению покупок.

Эти характеристики не присущи  обычному коммерческому району. Важная особенность торговых центров состоит в том, что они создают единый, всеобъемлющий имидж для каждого торгового оператора посредством централизованного управления и владения, а также то, что владелец и арендатор совместно занимаются развитием центра.

Каждый элемент торгового  центра должен быть приспособлен к обстоятельствам, характерным для данного местоположения, участка земли и его окружения. При планировании, разработке и управлении торговым центром нужно принимать во внимание нововведения и различные интерпретации основных черт. Каждый преуспевающий центр должен не только приносить доход владельцу, но и привносить что-то, что облегчит и улучшит быт и отдых населения в том районе или городе, где он расположен.

 

 

      1. Основные виды торговых центров

 

Торговые центры изначально подразделяются на три основные категории - микрорайонный, окружной, региональный - у каждого есть своя определенная функция, торговая зона и состав арендаторов. Но в действительности, различие между этими тремя типами не всегда можно точно определить. Определенные рыночные тенденции обусловили несколько подтипов таких центров, сами по себе эти подтипы могут рассматриваться как в рамках основных трех типов так и как отдельные категории, выделенные в соответствии с характеристиками торговой зоны.

В любом случае, даже если принимать во внимание различные вариации, основной состав арендаторов определяет тип торгового центра. Состав арендаторов и дополнительных услуг должны находиться в соответствии с невосполненным спросом существующим в границах территории, с которой центр привлекает покупателей, либо иметь значительные конкурентные преимущества над теми предприятиями розничной торговли, которые уже существуют в рамках данной зоны обслуживания. Размеры самого здания и участка, на котором оно расположено, не определяют тип торгового центра.

Центры зачастую классифицируют только по их размеру. На самом деле определить тип торгового центра только по размеру невозможно, так  как для характеристики подобного  рода необходимо произвести прямую корреляцию размеров центра и торговой зоны, характеристики и состав арендаторов и категорий продаваемых товаров.

В последнее время сформировались и получили наибольшее распространение  следующие типы торговых центров:

Микрорайонный торговый центр (Neighborhood Shopping Center)

Микрорайонный торговый центр осуществляет продажу товаров повседневного  спроса (продукты питания, лекарства  и т.п.) и бытовых услуги (те, в  которых возникает ежедневная потребность  у покупателей прилежащей торговой зоны).

В микрорайонном торговом центре якорем является супермаркет. Количественный и качественный состав покупателей в торговых центрах показывает, что географическое положение - самый важный параметр влияющий на выбор того или иного супермаркета покупателем. Широкий выбор товаров и качество обслуживания покупателей играют в данном случае второстепенную роль. Другие значимые арендаторы в микрорайонном торговом центре - аптека, универсальный магазин. Часто центры, не включающие в себя супермаркет, но схожие по ОАП (Общая арендная площадь) с микрорайонными центрами, носят название микрорайонных торговых центров. Но если арендаторы, занимающиеся продажей питания не могут быть собраны вместе, представляя собой своеобразную замену супермаркета, подобный центр правильнее классифицировать как небольшой окружной торговый центр (чтобы преуспеть, ему, скорее всего, придется уйти с более широкой рыночной зоны и сконцентрироваться на обслуживании ближайшего окружения).

Типичная для микрорайонного торгового  центра ОАП, на которой представлены все присущие ему функции, составляет около 5000 кв.м., но, в принципе она может составлять от 3000 до 10000 кв.м. Микрорайонный торговый центр, как правило, обслуживает людей, проживающих в пяти - десяти минутах езды от него. Парковочный индекс такого торгового центра составляет 4 места на 100 кв.м. ОАП.

В настоящее время типичными  представителями микрорайонного торгового  центра являются торговые центры "Семеновский", "ГУМ-Прага", "Белград".

Окружной торговый центр (Community Shopping Center)

Первоначально, окружные центры формировались вокруг продуктового или универсального магазина, служившего якорем, в дополнение к супермаркетам. Из всех базовых типов торговых центров, характеристики окружных центров подверглись наибольшим изменениям, продолжающимся до сих пор. Хотя продуктовые и универсальные магазины не перестали существовать в качестве якорей, но все же они частично утратили свою важность и часто бывают заменены дискаунтерами или универмагами сниженных цен или узкоспециализированным магазином, например, магазином инструментов \ стройматериалов \ товаров для дома или магазином, совмещающим в себе универсальный магазин \ аптеку и магазин товаров для сада. Крупные магазины-склады и магазины товаров по каталогу по сниженным ценам и магазины с доставкой являются другими возможными якорями.

Окружной торговый центр легче  определить по тому, что в него входит и что - нет. Универсальный магазин  с полной линией товаров не входит в состав окружного торгового  центра, в противном случае такой  центр следует называть региональным торговым центром. Торговая зона окружного торгового центра больше, чем у микрорайонного, таким образом, он привлекает покупателей более удаленных от него. Окружной торговый центр предлагает больший ассортимент товаров длительного пользования и специализированных товаров, чем микрорайонный. Он также, зачастую, поставляет товары, которые не продаются в ни в микрорайонных ни в региональных торговых центрах, например, мебель, инструменты, товары для строительства и для сада.

Окружной торговый центр это промежуточная категория: некоторые микрорайонные центры могут развиться до уровня окружных, в то время как некоторые окружные могут стать региональными.

Типичная ОАП окружного торгового  центра - примерно 15000 кв.м., но в целом  она может составлять от 10000 до 30000 кв.м. Он, как правило, обслуживает население в 10 - 20 минутах езды от него и его парковочный индекс составляет от 4 до 5 мест на 100 кв. м. ОАП.

Расположенный в черте города, окружной торговый центр уязвим с точки  зрения конкуренции. Он слишком велик для того, чтобы процветать за счет своего ближайшего окружения, и слишком мал, чтобы притягивать посетителей с дальней дистанции, если он не расположен в небольшом городе с населением от 50000 до 100000 человек. Появление и развитие сильного регионального центра с притягательной силой одного или нескольких универмагов может резко сократить торговую зону окружного центра. Но в развитой рыночной среде преуспеть могут оба, даже если они расположены близко друг к другу, поскольку они предлагают товары разных типов и поскольку окружной торговый центр расположен ближе к своим покупателям.

В городах с населением от 50000 до 100000 человек или в условиях пониженной конкуренции, окружной торговый центр, даже если он не имеет в своем  составе универмаг с полной линией товаров, вследствие своего доминирующего, на данной территории, положения и притягательной силы, может приобрести статус регионального центра. Универмаг, торгующий по сниженным ценам, может выступать в роли главного арендатора вместо универмага с полной линией товаров.

Из всех видов торговых центров, окружной центр сложнее всего  оценить с точки зрения размера  его рыночной территории и притягательной силы, поскольку окружной центр занимается продажей товаров длительного пользования  и в особых случаях специальных категорий товаров, прогнозировать размер его зоны обслуживания трудно.

Информация о работе Организация розничной торговли