Организация стратегического контроля в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения является открытое акционерное общество «Молоко» и анализ условий стратегического контроля на данном предприятии. Цель данной курсовой работы – изучить организацию стратегического контроля на предприятии.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации стратегического контроля на предприятии;
- раскрыть организацию стратегического контроля на предприятии на примере ОАО «Молоко» г.Когалым;
- выявить пути оптимизации коммерческой деятельности ОАО «Молоко» г.Когалым.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации стратегического контроля в организации……………………………………………………………………5
1.1 Сущность и назначение стратегического контроля деятельности организации………………………………………………………………………..5
1.2 Инструменты стратегического контроля деятельности организации 9
1.3 Стратегический контроллинг……………………………………….16
Глава 2. Анализ системы стратегического контроля в организации. Организация стратегического контроля на примере ОАО «Молоко» г.Когалым……………………………………………………………………….23
2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей ее хозяйственной деятельности…………………………………23
2.2 Анализ методов и инструментов стратегического контроля деятельности организации. Характеристика финансового состояния ОАО «Молоко» г.Когалым…………………………………………………………..28
2.3 Анализ результатов и инструментов стратегического контроля деятельности организации. Анализ среды ОАО «Молоко» г.Когалым…….33
Глава 3. Совершенствование системы стратегического контроля в организации. Пути совершенствования коммерческой деятельности ОАО «Молоко» г.Когалым…………………………………………………………..36
3.1 Разработка сбалансированной системы показателей для организации……………………………………………………………………..36
3.2 Разработка корректирующих мероприятий по результатам стратегического контроля организации………………………………………37
Заключение……………………………………………………………….41
Список используемых источников………………………………………43
Приложения……………………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 131.76 Кб (Скачать файл)

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе  внешним элементом, может вмешиваться  в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

 

1.2 Инструменты стратегического  контроля деятельности организации

 

В процессе контроля есть три  четко различимых этапа:

  1. выработка стандартов и критериев,
  2. сопоставление с ними реальных результатов,
  3. принятие необходимых корректирующих действий.

На каждом этапе реализуется  комплекс различных мер.

Первый этап процедуры  контроля демонстрирует, насколько  близко слиты функции контроля и  планирования.

Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению  целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты  в форме показателей результативности объекта управления для всех его  ключевых областей, которые определяются при планировании.

Стандарты – это конкретные цели, процесс в отношении которых  поддается измерению. Эти цели явным  образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для  контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля: получить прибыль в размере 1 млрд. руб. в 2012 году. Конкретные критерий (в данном случае 1 млрд. руб.) и определенный период времени (1 год) называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?».

Относительно легко установить показатели результативности для таких  величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что  они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организации выразить в числах невозможно.

Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях  очень трудно или зачастую вообще невозможно. Невозможно точно приписать  тому или иному уровню морали численное  значение или выразить его через  эквивалентную сумму рублей. Но организации, работающие эффективно, стремятся обойти трудности, связанные с выражением целей в количественном виде, и  им это удается. Так, например, информацию о духовном уровне и состоянии  работников можно получить посредством  различного рода обследований и опросов. Боле того, некоторые из этих явно не поддающихся количественному измерению  величин можно представить в  численном виде, косвенно измеряя  некоторые показатели. Малое количество увольнений, например, обычно является проявлением удовлетворенности  работой.

Опасность использования  косвенных проявлений каких-либо величин  вместо прямых измерений этих величин  состоит в том, что на эти измеряемые косвенные проявления могут оказывать  воздействие и совершенно другие переменные. Низкая частота увольнений может отражать не высокую степень  удовлетворенности работой, а общее  плохое состояние экономики.

Другими словами, люди могут  оставаться на этой работе не потому, что  их потребности здесь по-настоящему удовлетворяются, а потому, что они  считают, что найти другую работу будет достаточно трудно. Менеджеру  нужно все время быть настороже  и научиться отделять симптомы от истинных причин. Существенно важно, чтобы руководители ясно осознавали, что в данной конкретной ситуации на результаты их действий будут оказывать влияние очень многие факторы.

На втором этапе сравнения  показателей функционирования с  заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он или она принимают и еще одно очень важное решение: на сколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. На второй стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, зачастую является наиболее заметной частью всей системы контроля. Эта деятельность заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

Показатели результативности дают четкую и ясную цель для направления  усилий членов организации. Однако, за исключением ряда специальных случаев, организациям редко бывает необходимо ни на шаг не отклоняться от поставленной цели. На самом деле, одна из характерных  черт хорошего стандарта системы  контроля состоит в том, что в  нем содержатся реалистичные допуски  параметров цели. Определение масштабов  допустимых отклонений – вопрос кардинально  важный. Если взят слишком большой  масштаб, то возникающие проблемы могут  приобрести грозное очертания. Но если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать  на очень небольшие отклонения, что  весьма разорительно и требует много  времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать  работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению цели организации. В подобных ситуациях  достигается высокая степень  контроля, но процесс контроля становится неэффективным. Типичным примером подобного  рода может служить любая ситуация, при которой необходимо пройти через  множество бюрократических испытаний, чтобы получить разрешение на что-либо.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущество системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты  на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджером и  другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связано с вопросами контроля. В коммерческой организации, если прибыль, возникающая при осуществлении контроля меньше затрат на него, то такой контроль неэкономичен и непродуктивен. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Этот метод состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений и стандартов. Развивая этот принцип, отметим, что те действия, которые изначально имеют совершенно тривиальный характер, не следует даже и измерять.

Измерение результатов, позволяющих  установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это самый  трудный и самый дорогостоящий  элемент контроля. Для того чтобы  быть эффективной, система измерения  должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Вначале  необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно преобразовать  в те единицы, в которых выражен  стандарт. Так, если установленный стандарт – это прибыль, то измерение следует  вести в рублях или в процентах, в зависимости от формы выражения  стандартов. Если контролируется неучастие  в голосовании или увольнения с работы, то измерение должно вестись  в процентах.

Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении  эффективности контроля. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно доводить до сведения соответствующих работников организации, как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работника в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия. Желательно также быть полностью уверенным, что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты, и теми, кто должен их выполнять.

Заключительная стадия этапа  сопоставления заключается в  оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужна, информация получена, и важна ли она. Важная информация – это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

Иногда оценка информации определяется политикой организации. Во многих случаях мерой может  служить масштаб допустимых отклонений. Зачастую, однако, менеджеры должны давать личные оценки и интерпретировать значимость полученной информации и  устанавливать корреляцию запланированных  и фактически достигнутых результатов. При этом менеджер должен принимать  в расчет риск и другие факторы, определяющие выбор того или иного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы  принять решение – необходимо ли действовать, и если да, то как.

После вынесения оценки процесс  контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, установить отклонения или пересмотреть стандарт.

Система контроля, которая  не позволяет устранить серьезные  отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка  должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В  идеале стадия измерения должна показывать масштаб отклонения от стандарта  и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая  часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп  людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл  корректировки во всех случаях состоит  в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации  к правильному образу действий.

Для того, чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Если у подчиненного возникают  какие-либо проблемы с системой контроля, то у него должна быть возможность  открыто обсудить их, не опасаясь, что  руководство обидится на это. Любой  руководитель, осуществляющий контроль в организации, должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут  применяться в качестве стандартов в каждой области контроля.

При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто  создает мотивацию уже тем, что  точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако согласно мотивационной теории ожидания, можно  мотивировать людей на работу для  достижения только тех целей, которые  они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо  высокий, то он может разрушить мотивы работников. Аналогично, если стандарт установлен на столь низком уровне, что достичь его не составляет никакого труда, это обстоятельство может оказывать демотивирующее воздействие на людей с высоким уровнем потребностей в достижении высоких результатов. Хороший менеджер чувствует разницу в потребностях и возможностях подчиненных и устанавливает стандарты с учетом этих различий.

Если руководство организации  хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах  организации, оно должно справедливо  вознаграждать их за достижение установленных  стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь  между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть.

 

1.3 Стратегический контроллинг

 

Для того, чтобы предприятие имело возможность добиться крупных успехов и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее передовые, прогрессивные методы работы. К числу таких инноваций следует отнести практику внедрения контроллинга.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном – на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг – современное направление в управлении предприятием, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Понятие «контроллинг» произошло от английского «to control» – контролировать, управлять.

С точки зрения немецкого  профессора Дитгера Хана, специалиста в области контроллинга, «основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии, в выполнении функций интеграции, системной организации и координации».

Контроллинг ориентирован на наиболее эффективное функционирование предприятия, поэтому он важен не только в процессе реализации стратегического плана, но и при выработке самих стратегических решений.

В контроллинге различают стратегическую и оперативную области решений. Для каждой из этих областей можно применять различные инструменты, помогающие руководителям в управлении предприятием.

Стратегические инструменты  используются прежде всего для выявления и улучшения будущих шансов и рисков предприятия, т.е. для поиска, расширения и сохранения потенциала успеха.

К стратегическим целям относятся, в частности, разработка новых продуктов  и предложение новых услуг, создание новых и расширение имеющихся  мощностей, внедрение новых технологий, обучение персонала, привлечение дополнительного  капитала, освоение новых рынков, улучшение  организационной структуры, увеличение рыночных долей и создание новых  каналов сбыта. Для быстрого и  качественного достижения этих целей  руководство предприятия должно применять ряд стратегических инструментов.

Информация о работе Организация стратегического контроля в организации