Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

До недавнего времени вопрос о том, является ли наука управления самостоятельной отраслью знания был спорным. В одних работах утверждалось, что управление не имеет своих объективных законов, что все знания об управлении включаются в состав «управленческих аспектов разных наук» или в состав «конкретных наук об управлении», в других это опровергается.
Мы придерживаемся последней современной точки зрения и постараемся обосновать её. Для этого надо рассмотреть вопрос о самом предмете этой науки, дать точное определение самого понятия «управления».

Содержание

Введение ……………..……………………………………………………….3
1.Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте.………………………………….……….…………4
1.1. Основные предпосылки становления школы науки управления …………4
1.2 Основные школы в управлении……………………………………………6
1.3. Характеристика основных методологических подходов школы науки управления………………………………………………………………….….13
1.4. Использование основных положений школы науки управления в современном менеджменте…………………………………………………..…24
2. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………...…29
3. Анализ движения кадров……………………………………………...….…..37
Заключение …………………………………………………………….………40
Список литература………………………………………..…………….……..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

 

 Применение ситуационного подхода.

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие, как планирование, или распорядительство, или контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации.

Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации.

В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление – это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий характер и универсальный характер.

 

 

 

Анализ трудовых ресурсов.

Произведем анализ трудовых ресурсов по категории работников  (см. таблицу 2.1.)

Анализ контингента по категориям работников.

      

                                                                                                      Таблица 2.1

 

Показатели

годы

Удельный вес в %.

2008

2009

2008

2009

Контингент

819

815

100

100

Руководители

32

31

3,9

3,8

Специалисты

110

113

13,4

14

Служащие

73

75

9

9,2

Рабочие

604

596

74

73


 

Наглядно представим после таблицы структуру по категориям на рис 2.1., 2.2.


Рис 2.1 структура по категориям работников за 2008год, %

    Рис. 2.2 структура п категориям работников за 2009 год, %


 

 

     Вывод: Наибольший удельный вес в структуре по категориям работников занимают  работники,  что свидетельствует  о производственном  характере  деятельности предприятия не значительно увеличивается доли работников в 2009 году, связана с не значительным увеличением  объема производственной  программы  предприятия.

 

 

 

Произведем анализ работников по полу и возрасту.

Анализ контингента по возрасту.

                                                                                                          Таблица2.2

 

Показатели

годы

Удельный вес в %

2008

2009

2008

2009

контингент

819

815

100

100

До 30 лет

115

123

14

15

30-40 лет

373

349

45,5

43

40-50 лет

267

280

32,6

34,3

50-60 лет

64

63

7,9

7,7


 

Наглядно представим после таблицы структуру контингента по возрасту на рис 2.3, 2.4.

 

 


Рис 2.3 структуру контингента по возрасту 2008 год

 


Рис 2.4 структуру контингента по возрасту 2009 год

 

Вывод: Наибольший удельный вес в структуре персонала по возрасту занимают работники 30-40 лет, что положительно сказывается на деятельности предприятия т.к. это самая активная группа, имеют навыки работы, следовательно, производительность труда у них выше.

 

Анализ контингента по полу.

                                                                                                       Таблица.2.3

Показатели

годы

Удельный вес в %

2008

2009

2008

2009

контингент

819

815

100

100

Мужчины

557

555

68

68

Женщины

262

260

32

32


 

Наглядно представим структуру контингента по полу (рис. 2.4).

 


Рис 2.5 структура трудовых ресурсов по полу за 2008-2009гг.

 

Вывод: Наибольший удельный вес в структуре контингента по полу занимают мужчины, что так же свидетельствует о производственном  характере деятельности предприятия, требующем  применения  мужского труда.

Произведем анализ контингента по уровню образования (см. таблицу 2.4).

Анализ контингента по уровню образования.

                                                                                                            Таблица2.4

 

Показатели

Годы

Удельный вес в %

2008

2009

2008

2009

Контингент

819

815

100

100

Среднее

256

253

31,25

31

Средне-специальное

262

260

32

32

Высшее

301

302

36,75

37



Рис 2.6 структура контингента по уровню образования

 

Вывод: Наибольший удельный вес в структуре предприятия по уровню образования, занимают работники с высшим образованием, что  свидетельствует о высоком квалифицированном уровне трудовых ресурсов предприятия.  В то же самое время имеется потенциал роста квалификации за счет получения работниками со среднеспециальным образованием -  высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведем анализ контингента по стажу работы. (см таблицу 2.5).

Анализ контингента по стажу работы.

                                                                                                         Таблица2.5

 

           годы

 

      Удельный 

вес в %

Показатели

2008

2009

2008

2009

Контингент (всего чел):

819

815

100

100

До 5 лет

115

123

14

15

от 5 до 15 лет

273

249

33

30

от 15 до 25 лет

165

180

20

22

от 25 до 35 лет

64

63

8

8

Свыше 35 лет

202

200

25

25


 

Рис. 2.7 структура контингента по стажу работы


 

Вывод: Наибольший удельный вес в структуре предприятия по стажу работы занимают, работники со стажем от 5 до 15 лет эта группа рабочих уже сформировала навыки и умения работы, характеризующие высоким профессионализмом и трудовой активности, что положительно сказывается на результате деятельности предприятия. Второе место в структуре занимают работники со стажем свыше 35 лет, что так же положительно сказывается на результатах работы предприятия.

 

3. Анализ движения кадров.

Данные о приеме и увольнении работников

Показатели

Годы

2008

2009

Среднесписочная численность

(всего, чел)

819

815

По штатному расписанию

825

825

Число принятых

96

101

Число уволенных

65

64

В том числе: по собственному желанию

45

39

По уходу за ребенком до 14 лет

12

12

За нарушение трудовой дисциплины

5

9

В связи с переводом

3

4




 

 

 

 

Показатели движения кадров

 

Показатели

2008

2009

Коэффициент оборота по приему

0,11

0,12

Коэффициент оборота по выбытию

0,07

0,07

Коэффициент текучести

0,06

0,05

Коэффициент постоянства состава

0,94

0,95


 

Коэффициент оборота  по приему определяется по формуле:

Кприем = , (2.1)

где Ч прием – количество принятого на работу персонала;

      Ч ср – среднесписочная  численность персонала.

Коэффициент оборота по выбытию:

Квыб = , (2.2)

где Чуволен – количество уволившихся работников;

Чср – среднесписочная численность персонала.

Коэффициент текучести, характеризующий нерациональное использование рабочей силы:

Ктек = Ч + Чуволентд/ Чср   (2.3)

где Ч - численность уволенных по собственному желанию;

      Ч уволентд - численность уволенных за нарушение трудовой дисциплины.

Коэффициент постоянства состава персонала предприятия:

Кпост = 1- Ктек

Наглядно представим изменение показателей движения кадров в 2008- 2009 гг.

 


Вывод: На данном преприятии наблюдается незначительная текучести кадров, что характеризует благоприятное условие труда эффективную систему мотиваций, что положительно сказывается на работе предприятия.

Информация о работе Основные методологические подходы школы науки управления и их роль в современном менеджменте