Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавода № 1». Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;

- рассмотреть экспресс-анализ экономики предприятия;

- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

-определить основные направления повышения устойчивости предприятия ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде.

Содержание

Введение

1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия

1.1 Цели и виды конкуренции

1.2 Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

1.3 Методы конкурентной борьбы

2. Анализ воздействия конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»

2.1 Экспресс-анализ экономики предприятия

2.2 Характеристика конкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

2.4 Показатели конкурентоспособности предприятия

3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)

3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.16 Кб (Скачать файл)

Введение

1.Методические  основы воздействия конкурентной  среды на экономику предприятия

1.1 Цели и виды  конкуренции

1.2 Понятие и  факторы, влияющие на конкурентоспособность  фирмы

1.3 Методы конкурентной  борьбы

2. Анализ воздействия  конкурентной среды на экономику  ОАО «Хлебозавод № 1»

2.1 Экспресс-анализ  экономики предприятия

2.2 Характеристика  конкурентной среды, факторы прямого  и косвенного воздействия

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции предприятия

2.4 Показатели  конкурентоспособности предприятия

3. Основные направления  повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод  № 1» в конкурентной среде

3.1 Резервы повышения  конкурентоспособности продукции  (услуг)

3.2 Мероприятия  по росту устойчивости ОАО  «Хлебозавод № 1» в конкурентной  среде

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 

Введение

В настоящее  время страна стоит перед необходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспечения устойчивого экономического развития, что предполагает определенную корректировку экономических подходов и более активное и скоординированное  использование механизмов и рычагов  экономической политики, в том  числе конкурентной политики. Конкуренция  является важнейшим регулятором  экономической эффективности и  экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий  для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда - экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование  рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие  производителей (покупателей) товаров  и услуг, другими словами создает  условия для эффективной конкуренции. Таким образом, конкурентная среда  представляет собой рамочные условия  конкурентных отношений, которые необходимо сначала создать, а затем поддерживать. При отсутствии этих условий невозможно полноценное развитие рыночной экономики, ограничены возможности производственной активности и роста эффективности.

Как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом  положении, что сколько-нибудь серьезные  инновации, связанные с усилением  конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не только дестабилизирующим  фактором, но и условием выживания  предприятия. Необходимость адаптации  к условиям конкуренции является насущной задачей системы управления предприятием.

Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО  «Хлебозавод № 1».

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть различные формы  конкуренции на предприятии и  выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику  ОАО «Хлебозавода № 1». Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

- проанализировать  конкурентоспособность продукции  предприятия;

- рассмотреть  экспресс-анализ экономики предприятия;

- выявить показатели  конкурентоспособности предприятия;

-определить  основные направления повышения  устойчивости предприятия ОАО  «Хлебозавод № 1» в конкурентной  среде.

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а  также место и роль конкуренции  на предприятии. Остановимся подробнее  на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли на предприятии.

1. Методические основы  воздействия конкурентной  среды на экономику  предприятия

1.1 Цели и виды  конкуренции

В настоящее  время можно выделить четыре основных вида конкуренции:

- совершенная  конкуренция;

- монополистическая  конкуренция;

- конкуренция  в условиях олигополии;

- чистая монополия.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может  оказывать заметного влияния  на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр.

Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о  ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного  товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.

Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных  продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все времена - чистая конкуренция - явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей  степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки  включаю большое число независимых  продавцов, предлагающих стандартизированный  товар, цена на который определяется спросом и предложением.

«В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли в краткосрочном периоде  конкурентной фирмы может быть исследована, используя принцип сопоставления  валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или  принцип сопоставления предельного  дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать  прибыли, производя такой объем  продукции, при котором валовой  доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут  минимизированы путем производства, при котором превышение валовых  издержек над валовым доходом  является минимальным и меньше, чем  совокупные постоянные издержки»11 Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» \\ Мировая экономика и международные отношения. №1. 1999. С. 22..

Является ли чисто конкурентная отраслью с постоянными  или возрастающими издержками конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь  те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 1, цена (и  предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних  издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.

В положении  равновесия как видно из рисунка 1 все находится в равенстве MR (P) = AC = MC. Это равенство говорит  о том, что хотя конкурентная фирма  может получать экономические прибыли  и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.

Таким образом, в долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что  экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль  до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции.

Рисунок 1.

Положение равновесия конкурентной фирмы.

1 2 3 4 5 6 7 8

Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто  конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое  социальное значение.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести  к совершенной или несовершенной  конкуренции. Олигополистические отрасли  характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся  в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает  непосредственное воздействие и  само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукта могут  быть фактически одинаковыми или  значительно дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.

Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих  в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.

Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в две следующие основные причины:11 Минаева Е.В., Филатова Л.О., Александрова М.В. - Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития. Учебное пособие. - М.: Пищепромиздат, 2002 г.

1. Конкуренты  фирмы могут достаточно быстро  и легко ответить на снижение  цен. Вследствие этого возможность  значительного увеличения чьей-либо  рыночной доли достаточно мала; конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.

2. Вторая причина, объясняющая то, почему олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.

Является ли с точки зрения общества, олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические  последствия олигополии.

Первая (традиционная) точка зрения полагает, что поскольку  олигополия близка по структуре к  монополии, следует ожидать, что  она действует приблизительно аналогичным  образом. Согласно этой точки зрения можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.

Традиционная  точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера-Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

Таким образом, существование олигополий и конкуренция  в условиях олигополии вызывают неоднозначные  взгляды и мнения на эффективность  их существования и функционирования на рынках.

Информация о работе Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде