Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавода № 1». Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;

- рассмотреть экспресс-анализ экономики предприятия;

- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

-определить основные направления повышения устойчивости предприятия ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде.

Содержание

Введение

1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия

1.1 Цели и виды конкуренции

1.2 Понятие и факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

1.3 Методы конкурентной борьбы

2. Анализ воздействия конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»

2.1 Экспресс-анализ экономики предприятия

2.2 Характеристика конкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

2.4 Показатели конкурентоспособности предприятия

3. Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

3.1 Резервы повышения конкурентоспособности продукции (услуг)

3.2 Мероприятия по росту устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.16 Кб (Скачать файл)

Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Хлебозавод  № 1» по сравнению с другими  предприятиями сильно отстает от них практически по всем параметрам. Достоинствами является то, что у  фирмы высокое качество и средняя  цена. «Хлебозавод № 7» выделяется низкой ценой, но и качество продукции  уступает. Предприятие «Хлебозавод  № 3» производит продукцию высокого качества, и цена также завышена по сравнению с другими предприятиями. Недостатком всех фирм является то, что фирмы не проводят рекламную  деятельность, что существенно отражается на их известности. Известность фирмы-конкуренты заслужили тем, что существуют на рынке г. Хабаровска довольно длительное время, а неизвестность ОАО «Хлебозавода № 1» из-за того, что фирма существует уже много лет.

Рассмотрим долю рынка фирм-конкурентов.

 

Таблица 4 - Доля рынка конкурентов ОАО «Хлебозавода № 1»

 
Наименование  организации Объем

продаж в

2005 г.,

тыс.руб.

Доля 

рынка

в 2005

г., %.

Объем продаж в 2006 г., тыс. руб. Доля 

рынка

в 2006 г.,

% г., %.

Объем

продаж в

2007 г., тыс. руб.

Доля 

рынка

в 2007 г., %

 
ОАО

«Хлебозавод

№ 1»

9389 0,05 56577 0,21 37382 0,13  
Предприятие «Хлебозавод № 3» 55621 0,29 63287 0,24 79310 0,29  
«Хлебозавод № 4» 51024 0,26 60213 0,23 66155 0,24  
«Хлебозавод № 6» 40129 0,21 46215 0,17 51237 0,18  
«Хлебозавод № 7» 32960 0,17 38521 0,15 43289 0,16  
Всего 189123 1 264813 1 277373 1  
               

Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Хлебозавод  № 1» на протяжении трех лет занимает малую долю рынка. Это обусловлено  тем, что предприятие молодое  и находится на стадии становления.

Основная задача при оценке конкурентоспособности  предприятий - выразить количественно  данные свойства и учесть их разную значимость для конкурентоспособности  рассматриваемых фирм.

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции предприятия

Под конкурентоспособностью продукции предприятия понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать  сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно  реализованной при наличии предложений  других аналогичных товаров.22 Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003 г. В условиях внешнеэкономической деятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая на экспорт в развитые страны по ценам мирового рынка. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий конкретного рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов (как предприятий внутри страны, так и зарубежных фирм) невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.

Уровни конкурентоспособности  предприятий можно определить по формуле:

,

где ai - весовой коэффициент показателей конкурентоспособности,

характеризующий их значимость в общей оценке

конкурентоспособности данных предприятий;

- оценка показателей  конкурентоспособности предприятия  экспертом по бальной системе.

Произведем расчет конкурентоспособности трех предприятий-аналогов города Благовещенска. По результатам  проведенной оценки три фирмы  города Благовещенска получили следующие  оценки в баллах (табл. 5).

При проведении оценки, в качестве экспертов выступали  сотрудники ОАО «Хлебозавод № 1». Как видно, из таблицы, наиболее высокий  уровень конкурентоспособности  получился у предприятия «Хлебозавод  № 3», а наименьший - у ОАО «Хлебозавода № 1».

 

Таблица 5 - Балльная оценка единичных показателей

 
Показатели ОАО «Хлебозавод 

№ 1»

Предприятие «Хлебозавод  № 3» Предприятие «Хлебозавод  № 4»  
Качество  управления 7,0 8,9 7,6  
Качество  услуг 7,7 9,2 7,5  
Финансовое  состояние 8,1 9,3 8,1  
Использование ресурсов 7,2 8,6 8,0  
Умение  привлекать талантливых людей и  работать с персоналом 7,4 9,6 8,1  
Долгосрочные  капвложения 7,0 9,1 7,8  
Способность к инновациям 7,9 9,5 8,3  
Ответственность перед обществом и природой 8,3 8,5 8,1  
Средний балл 7,58 9,09 7,94  
         

Однако для  более точного анализа конкурентоспособности  предприятий необходимо учесть разное влияние на нее (различную значимость) каждого из рассматриваемых показателей.

Три фирмы были оценены экспертами. При этом были установлены ограничения максимальной оценки каждого показателя конкурентоспособности - 5 баллов, а сумма весомых коэффициентов  показателей конкурентоспособности  должна быть равна 1.

Полученные результаты приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Оценка показателей конкурентоспособности  с учетом весовых коэффициентов

 
Показатели ai ОАО «Хлебозавод  № 1» Предприятие «Хлебозавод  № 3» Предприятие «Хлебозавод  № 4»  
      ai*   ai*   ai*  
Качество  управления 0,17 4 0,68 5 0,85 5 0,85  
Качество  услуг 0,15 3 0,45 4 0,60 4 0,60  
Финансовое  состояние 0,14 3 0,42 4 0,56 4 0,56  
Использование ресурсов 0,08 2 0,16 4 0,32 4 0,32  
Умение  привлекать талантливых людей и  работать с персоналом 0,10 3 0,30 5 0,50 4 0,40  
Долгосрочные  капвложения 0,07 2 0,14 4 0,28 4 0,28  
Способность к инновациям 0,17 4 0,68 5 0,85 4 0,68  
Ответственность перед обществом и природой 0,12 3 0,36 5 0,60 4 0,48  
Средний балл 1 - 3,19 - 4,56 - 4,17  
                 

ai - весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия;

- оценка показателей  конкурентоспособности предприятия  экспертом по пяти бальной  системе.

Таким образом, из профилей конкурентов видно, что  предприятие «Хлебозавод № 3»  превосходит ОАО «Хлебозавод  № 1»: качеством товаров, услуги; использованием ресурсов; ответственностью перед обществом.

Предприятие «Хлебозавод  № 4» превосходит ОАО «Хлебозавод  № 1»: использованием ресурсов; долгосрочными  капвложениями; ответственностью перед  обществом.

Таким образом, в дальнейшем ОАО «Хлебозавод  № 1» следует серьезное внимание уделить четвертому и шестому  показателям.

Произведем оценку конкурентоспособности персонала. Оценку конкурентоспособности персонала  следует осуществлять исходя из его  конкурентных преимуществ, которые  бывают внешними по отношению к персоналу  и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный работник. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными  и приобретенными.11 Чайникова Н.Л., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Учебное пособие. - Тамбов. 2007 г

Примерный перечень качеств персонала, их весомость  приведены в таблице 7.

Оценку конкурентоспособности  конкретной категории персонала  рекомендуется осуществлять по формуле:

,

где КП - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;

i = 1,2, ..., n - количество экспертов;

j = 1,2,..., m - количество оцениваемых качеств персонала;

ai - весомость j-го качества персонала;

- оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;

5n - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (5 баллов * n экспертов).

Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:

1 балл - качество  отсутствует;

2 балла - качество  проявляется очень редко;

3 балла - качество  проявляется не сильно и не  слабо;

4 балла - качество  проявляется слабо;

Информация о работе Основные направления повышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде