Основные направления совершенствования системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных менеджеров и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятия и кадровой политики. Финансовый кризис, разразившийся в мире в 2008 году, в полной мере затронул и Россию. С одной стороны, на предприятиях начались сокращения работников, в том числе и управленческого звена. С другой стороны, на менеджмент российских компаний возложена очень серьезная задача – вывести свои предприятия из кризиса с минимальными потерями, провести необходимую оптимизацию персонала и добиться максимальной отдачи от тех работников, которые остались.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом…………………………………………………..5
1.1. Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом…………………………………………………………5
1.2 Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом……………………………………………………………………….9
1.3. Правовое регулирование трудовыx отношений……………….13
1.4. Разработка и утверждение нормативныx и ненормативныx правовыx актов………………………………………………………………….14
2 Основные направления совершенствования системы управления персоналом……………………………………………………………………….18
2.1. Краткая характеристика деятельности организации…………..18
2.2. Совершенствование структуры управления персоналом……..24
2.3. Совершенствование системы мотивации персонала……….…..28
2.4. Основные направления повышения эффективности процесса подготовки и переподготовки кадров………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..40
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Управление персоналом замечан.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Требования  к оформлению документов базируются на государственных стандартах унифицированных систем документации.

Основными действующими государственными стандартами в  области документов и делопроизводства являются:

• ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство  и архивное дело. Термины и определения»;

• ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная  система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и др.

В подсистеме управления персоналом, как и в системе  управления всей организацией, внедрены и ведутся следующие унифицированные системы документации

• плановой (плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, наряды, плановые расчеты по численности, оплате труда  и т.п.);

• первичной  учетной (по учету труда и заработной платы);

• отчетно-статистической (по численности, балансу рабочего времени, заработной плате, производительности труда, высвобождению работников и  т.п.);

• по социальному  обеспечению (по пенсиям, пособиям, льготам, социальному страхованию и т.п.);

• организационно-распорядительной (акты, письма, докладные записки, заявления, инструкции, анкеты, объяснительные записки, положения, постановления, правила, представления, приказы, протоколы, распоряжения, решения, устав и т.п.) [11].

Каждое подразделение службы управления персоналом разрабатывает, оформляет, исполняет ту документацию, которая соответствует его функциональному назначению. Так, отдел кадров в обязательном порядке ведет следующие кадровые документы: личные дела работников организации, включающие личный листок, анкету, автобиографию, копии документов об образовании, рекомендации и т.п.; личные карточки; трудовые книжки, пенсионные дела, трудовые договоры (контракты) и т.д. Порядок работы с этими документами регламентирован, как правило, отраслевыми и ведомственными нормативно-методическими материалами.

В подразделениях управления персоналом составляется и  исполняется ряд документов в  соответствии с вышеприведенной  классификацией: проекты приказов по кадровым вопросам (о приеме на работу и увольнении, переводе, перемещении, о награждении и т.д.), план (отчет) по подготовке и повышению квалификации персонала, справки о состоянии трудовой дисциплины, данные по текучести кадров, график отпусков, предложения по формированию резерва кадров на выдвижение, план по численности работников с распределением по подразделениям и категориям, штатное расписание, табели учета рабочего времени работников, заявки на требуемое количество специалистов и рабочих, трудовые договоры (контракты), графики прохождения аттестации сотрудников, направления для трудоустройства специалистов и рабочих и т.д.

Большая часть  документации носит внутренний для  организации характер. Порядок работы с ней регулируется внутренними  правилами и положениями. Особое внимание уделяется контролю за исполнением кадровых документов, который осуществляет либо руководитель системы управления персоналом, его секретарь, либо руководители подразделений кадровой службы.

Особенностью  нынешнего этапа является то, что  если в кадровых службах государственных учреждений и предприятий сохраняются традиции обязательного строгого и четкого ведения кадровой документации, то в коммерческих организациях часто недооценивается роль документации по личному составу, игнорируется необходимость создания отдельных видов документов и соблюдения правил их хранения.

Руководители  негосударственных и общественных организаций нередко склонны  считать документацию, возникающую  в деятельности этих организаций, частной  собственностью фирмы или объединения. В связи с этим ими не учитываются установленные государством правила ведения делопроизводства и сдачи документов на государственное хранение [14].

Однако в  Основах законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, а также  в Положении об Архивном фонде  РФ, утвержденном Указом Президента РФ 17.03.94 № 552 в составе Архивного фонда РФ выделяются две части: государственная и негосударственная. Последнюю составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), общественных организаций и объединений, в том числе профессиональных союзов и т.п. Собственники документов этих организаций должны представлять сведения о своих фондах и документах органам и учреждениям Государственной архивной службы по их запросам с целью государственного учета этих документов.

1.3. Правовое регулирование трудовыx отношений

Правовое обеспечение  системы управления персоналом состоит  в использовании средств и  форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом — это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое обеспечение  системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в  области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам [17].

Осуществление правового обеспечения в организации  возлагается на ее руководителя и  других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

 

 

1.4. Разработка  и утверждение нормативныx и ненормативныx правовыx актов

Одно из специфических  условий работы кадровых служб заключается  в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. — все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений [13].

Это достигается  путем установления правовых норм централизованного  или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место  занимают акты централизованного регулирования — Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации, В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

Основные задачи юридического отдела в этой области  таковы:

а) разработка проектов нормативных актов организации;

б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных  в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их;

в) организация  систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных  актов, поступающих в организацию  и издаваемых ею;

г) информирование подразделений и служб о действующем  законодательстве о труде;

д) разъяснение  действующего трудового законодательства и порядка его применения [11].

В систему нормативных  актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и  другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

Правовые акты ненормативного характера — это  распоряжения и указания, которые  могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений  по вопросам объявления дисциплинарного  взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др. [8]

Под "локальными нормативными актами" принимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления организации в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом организации, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности внутри организации.

Проекты нормативных  и ненормативныx актов разрабатываются по решению общего собрания и / или Правления организации в зависимости от их компетенции, определенной законом и Уставом организации.

Президент (единоличный  исполнительный орган) вправе внести на общее собрание и / или Правление  вопрос о разработке и принятии любого нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности организации.

Орган управления организацией, принявший решение  о разработке проекта нормативного и ненормативного акта, вправе поручить кому-либо: подразделению организации  или третьему лицу такую разработку либо разработать проект сам. В любом случае орган управления издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями организации [19].

Подразделение, разрабатывающее нормативный или  ненормативный акт, подготавливает проект данного акта, обоснование необходимости принятия данного акта и последствий его принятия.

Нормативные акты, принимаемые организацией, подлежат правовой экспертизе.

Нормативные акты принимаются Правлением организации  либо Общим собранием членов организации в соответствии с Федеральными законами и Уставом организации.

Нормативные и  ненормативныx акты могут быть изменены путем внесения в них дополнительных норм, признания утратившими силу отдельных норм, утверждения новой редакции существующих норм.

Предложение о  внесении изменений может исходить от любого органа, который вправе поставить  вопрос о разработке и принятии данного  локального акта либо принял (утвердил) этот акт [19].

Принятые нормативные  акты подлежат обязательной регистрации с присвоением им в канцелярии организации порядкового номера и указанием даты введения в действие.

Нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный  в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении  десяти дней со дня их принятия (утверждения).

О принятых актах  должны быть обязательно извещены:

  • работники организации - путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта;
  • все члены организации и работники - путем указания соответствующейq информации в уведомлении о проведении Общего собрания членов организации, на котором подлежат утверждению соответствующие акты, либо путем объявления на ближайшем Общем собрании членов организации.

Акты, в отношении  которых не соблюдены вышеуказанные требования, признаются недействующими для тех лиц, которые не были соответствующим образом извещены [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

2.1. Краткая характеристика  деятельности организации

Совет Надеждинского муниципального района - является постоянно действующим представительным коллегиальным органом местного самоуправления. Срок полномочий Совета района – 5 лет. Совет района подотчетен и подконтролен жителям Надеждинского муниципального района.

В компетенцию  Совета района входит:

  1. принятие устава района и внесение в него изменений и дополнений;
  2. установление общеобязательных правил на территории района;
  3. утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
  4. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, предоставление льгот по их уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  5. принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их исполнении;
  6. выдвижение инициативы об изменении границ, преобразовании района;
  7. назначение местного референдума;
  8. избрание главы района;
  9. назначение руководителя исполнительного комитета района, представителя финансово – бюджетной палаты, председателя палаты имущественных и земельных отношений, принятие их отставки;
  10. утверждение структуры исполнительного комитета района, установление предельной численности его работников;
  11. установление порядка проведения конкурса на замещение должности руководителя исполнительного комитета района, назначение членов конкурсной комиссии;
  12. утверждение положения о контрольно – счетной палате, положения о финансово – бюджетной палате и положение о палате имущественных и земельных отношений;
  13. назначение членов избирательной комиссии района;
  14. назначение голосования по вопросам изменения границ, преобразования района;
  15. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в том числе порядка и условий его приватизации в соответствии с федеральными законами; определение перечня видов муниципального имущества, отчуждение которого осуществляется по согласованию или после учреждения Советом района;
  16. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также порядка установлений тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и их установление, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  17. определение порядка участия района в организациях межмуниципального сотрудничества;
  18. определение порядка материально – технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района;
  19. контроль и исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района полномочий по решению вопросов  местного значения;
  20. утверждение порядка привлечения районом заемных средств, установление порядка выпуска ценных муниципальных бумаг;
  21. утверждение документов территориального планирования района, другой градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
  22. определение порядка создания и использования местных резервов,  финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  23. установление условий и порядка выделения необходимых средств из бюджета района для выравнивания уровня бюджета обеспеченности поселений;
  24. принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;
  25. учреждение собственных средств массовой информации;
  26. толкование Устава района и решений Совета района;
  27. принятие регламента Совета района и иных решений по вопросам организации своей деятельности;
  28. утверждение положения об аппарате Совета района;
  29. иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Татарстан к ведению представительных органов муниципальных районов, а также иные полномочия, отнесенные настоящим Уставом к компетенции Совета района.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы управления персоналом