Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.
Данная цель решается посредством следующих задач:
1) выделение основных предпосылок возникновения школы психологии человеческих отношений;
2) анализ особенностей школы психологии и человеческих отношений;
3) рассмотрение значения основных положений школы психологии человеческих отношений на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Osnovy_menedzhmenta.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения  организаций [17, с.44].

Образуются плоские организационные иерархии вокруг  основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации.

Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала более ожесточенной и разорительной. Им потребовались новые методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании ресурсы), а с другой — помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.

В определенной мере эти потребности удовлетворялись новыми разработками, базирующимися на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые позволили углубить понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и помогли шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и использования математических моделей стало проще решать сложнейшие задачи управления запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания и многое другое. Разработки в области системного подхода позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.

Логическим продолжением системных исследований послужили разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре данного подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется посредством выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление такого рода ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяется системными чертами и свойствами, как самой организации, так и ее окружения. Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми связываются многие надежды на будущее. Особое значение придается и исследованиям в области поведенческих наук, изучающих пути активизации поведения людей в организациях.

 

3.2. Современная концепция менеджмента

 

И.И. Семенова считает, что современная концепция менеджмента также характеризуется следующими положениями:

1) Успех  организации определяется не  рациональной 
организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды.

2) Организация  рассматривается как открытая  система, на которую оказывает  влияние большое количество внешних  факторов (международное положение, политические и социокультурные  факторы, состояние экономики в  стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).

3) Процесс  управления организацией — это  непрерывный, целенаправленный, постоянно  повторяющийся процесс, на который  оказывают воздействие факторы  внешней и внутренней среды. Процессный  подход рассматривает функции  управления как взаимосвязанные.

4) Применение  к процессу управления организацией  ситуационного подхода, позволяет  принимать управленческие решения  в зависимости от сложившейся  ситуации и достигать поставленные  цели.

5) Ориентация  на человека и его возможности. Поэтому основное внимание уделяется  демократизации управления, проблемам  руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.[20, с.212].

Проблем у российских менеджеров становится все больше. Исходя из накопленного на Западе опыта, и анализа российской практики становится очевидной необходимость учета факторов, которые влияют на управленческую деятельность к началу XXI века. Среди них:

- Стрессы, давление и неопределенность во все большей 
мере присутствующие в большинстве организаций. Поэтому от 
умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой своим временем.

- Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному 
расстройству личных убеждений и ценностей. Следовательно, 
от современных менеджеров требуется способность определить 
свои ценности.

- Появилась более широкая возможность выбора. От менеджеров требуется четкое определение, как цели выполняемой 
работы, так и собственных целей.

- Организационные системы не в состоянии обеспечить все 
возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Отсюда каждый менеджер призван сам поддерживать свое постоянное развитие.

- Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то 
время как средства их решения ограничены. Следовательно, решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

- Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыли делают совершенно необходимым генерирование новых идей и постоянное приспособление к изменяющимся условиям. Поэтому руководители должны быть изобретательны, способны гибко реагировать на трансформацию ситуации.

- Традиционные иерархические отношения становятся сложнее. Требования эффективного управления побуждают менеджеров к использованию разных форм воздействия на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

- Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызову будущего. В этой связи нужны новые управленческие приемы. Менеджеры обязаны освоить современные подходы в отношении своих подчиненных.

Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников.

Также российский менеджмент восприимчив и к инновациям. Инновации в российских условиях — главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:

- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;

- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие;

- внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);

- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыть, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.).

Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:

- менеджер-профессионал   должен   быть   разносторонне  развитым, творческим и инициативным  человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для  достижения целей организаций;

- менеджер-профессионал  одновременно должен быть не  только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом  в постановке задач, другом для  людей, находящихся у него в  подчинении;

- менеджер-профессионал  должен хорошо ориентироваться  в проблемах рынка. Только в  этом случае менеджер будет  способствовать достижению стратегических  и тактических целей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение.

 Только  к  концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента.

Свой вклад в формирование менеджмента как науки внесли школа человеческих отношений: предложила идеи использования в менеджменте факторов коммуникаций, групповой динамики, мотивации и лидерства, основные факторы поведения людей в организациях, характеристику отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Наиболее   яркими   представителями   школы человеческих отношений являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др.

Представители этой школы основное внимание уделили изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникационных барьеров».

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

- в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;

- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;

- работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

В настоящее время актуальны и современные концепции менеджмента, которые впитали в себя положительные стороны своих предшественников.

Существуют и особенности развития менеджмента в России. Дело в том, что в нашей стране в силу ее самобытности, особых социокультурных условий, длительного влияния советской номенклатуры, процесс становления менеджмента идет крайне противоречиво. С одной стороны, невозможно использовать концепции развития менеджмента по японскому или американскому менеджменту, а с другой – приходиться учиться на собственных ошибках в силу нехватки опыта во многих отношениях. Будем надеяться, что в России вырастет новая когорта управленцев, которые принесут пользу не только своей фирме, но и государству в целом.

Поэтому одной из основных задач является определение путей, форм и методов использования всего лучшего, накопленного в этой области мировой практикой в целях ускоренного решения экономических политических и социальных проблем, стоящих сейчас перед Россией.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ. Информационно-правовая база «Консультант Плюс».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.01. Информационно-правовая база «Консультант Плюс».

3. Бабосов  Е.М. Социология управления. - Минск: ТетраСистемс, 2005. – 284 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2005. – 315 с.

5. Всеобщая  история менеджмента. - М.: Елима, 2007. – 359 с.

6. Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: Дело, 2006. – 462 с.

7. Голубев  К.И. История менеджмента: тенденции  гуманизма. - М.: Юридический центр  «Пресс», 2009. – 364 с.

8. Классики  менеджмента. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 462 с.

9. Кравченко  А.И. История менеджмента. - М.: Альма  матер, 2008. – 304 с.

10. Кравченко  А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 2008. – 409 с.

11. Курс менеджмента. Учебник для вузов. / Под ред. Уткин Э.А. – М.: Изд-во «Зеркало», 2007. - 448 с.

12. Менеджмент: Конспект лекций. /Авт.-сост. В.М. Гавриленко. – М.: Приор-издат, 2007. – 160 с.

13. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 406 с.

14. Менеджмент. Учебник. / Под ред. Григорян А.Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2008. – 264 с.

15. Менеджмент. Учебное пособие. / Под ред. Юкаева В.С. - М.: ИТК «Дашко и КО», 2004. – 104 с.

Информация о работе Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе