Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе.
Данная цель решается посредством следующих задач:
1) выделение основных предпосылок возникновения школы психологии человеческих отношений;
2) анализ особенностей школы психологии и человеческих отношений;
3) рассмотрение значения основных положений школы психологии человеческих отношений на современном этапе.
3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций [17, с.44].
Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.
Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперации среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации.
Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала более ожесточенной и разорительной. Им потребовались новые методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компании ресурсы), а с другой — помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.
В определенной мере эти потребности удовлетворялись новыми разработками, базирующимися на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые позволили углубить понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и помогли шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и использования математических моделей стало проще решать сложнейшие задачи управления запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания и многое другое. Разработки в области системного подхода позволили существенно увеличить возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.
Логическим продолжением системных исследований послужили разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре данного подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется посредством выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление такого рода ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяется системными чертами и свойствами, как самой организации, так и ее окружения. Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое место вышли разработки по лидерству, с которыми связываются многие надежды на будущее. Особое значение придается и исследованиям в области поведенческих наук, изучающих пути активизации поведения людей в организациях.
И.И. Семенова считает, что современная концепция менеджмента также характеризуется следующими положениями:
1) Успех
организации определяется не
рациональной
организацией производства, как считали
представители школы научного управления
и классической школы, а ее способностью
адаптироваться к изменениям внешней
среды.
2) Организация
рассматривается как открытая
система, на которую оказывает
влияние большое количество
3) Процесс
управления организацией — это
непрерывный, целенаправленный, постоянно
повторяющийся процесс, на который
оказывают воздействие факторы
внешней и внутренней среды. Процессный
подход рассматривает функции
управления как
4) Применение
к процессу управления
5) Ориентация
на человека и его возможности.
Поэтому основное внимание
Проблем у российских менеджеров становится все больше. Исходя из накопленного на Западе опыта, и анализа российской практики становится очевидной необходимость учета факторов, которые влияют на управленческую деятельность к началу XXI века. Среди них:
- Стрессы,
давление и неопределенность во все большей
мере присутствующие в большинстве организаций.
Поэтому от
умелых менеджеров требуется способность
эффективно управлять собой своим временем.
- Эрозия
традиционных ценностей привела к серьезному
расстройству личных убеждений и ценностей.
Следовательно,
от современных менеджеров требуется
способность определить
свои ценности.
- Появилась
более широкая возможность выбора. От
менеджеров требуется четкое определение,
как цели выполняемой
работы, так и собственных целей.
- Организационные
системы не в состоянии обеспечить все
возможности для обучения, требующиеся
современному руководителю. Отсюда каждый
менеджер призван сам поддерживать свое
постоянное развитие.
- Проблем
становится все больше, и они все сложнее,
в то
время как средства их решения ограничены.
Следовательно, решать проблемы быстро
и эффективно становится все более важной
частью управленческих навыков.
- Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыли делают совершенно необходимым генерирование новых идей и постоянное приспособление к изменяющимся условиям. Поэтому руководители должны быть изобретательны, способны гибко реагировать на трансформацию ситуации.
- Традиционные иерархические отношения становятся сложнее. Требования эффективного управления побуждают менеджеров к использованию разных форм воздействия на окружающих, не прибегая к прямым приказам.
- Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызову будущего. В этой связи нужны новые управленческие приемы. Менеджеры обязаны освоить современные подходы в отношении своих подчиненных.
Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников.
Также российский менеджмент восприимчив и к инновациям. Инновации в российских условиях — главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие;
- внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);
- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыть, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т.д.).
Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:
- менеджер-профессионал
должен быть разносторонне
развитым, творческим и инициативным
человеком высокой
- менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;
- менеджер-профессионал
должен хорошо ориентироваться
в проблемах рынка. Только в
этом случае менеджер будет
способствовать достижению
Итак, развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непрерывный процесс, получивший как практическое, так и теоретическое воплощение.
Только к концу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования самих основ науки менеджмента.
Свой вклад в формирование менеджмента как науки внесли школа человеческих отношений: предложила идеи использования в менеджменте факторов коммуникаций, групповой динамики, мотивации и лидерства, основные факторы поведения людей в организациях, характеристику отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам.
Наиболее яркими представителями школы человеческих отношений являются Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др.
Представители этой школы основное внимание уделили изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникационных барьеров».
К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
- в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
- работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.
Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.
В настоящее время актуальны и современные концепции менеджмента, которые впитали в себя положительные стороны своих предшественников.
Существуют и особенности развития менеджмента в России. Дело в том, что в нашей стране в силу ее самобытности, особых социокультурных условий, длительного влияния советской номенклатуры, процесс становления менеджмента идет крайне противоречиво. С одной стороны, невозможно использовать концепции развития менеджмента по японскому или американскому менеджменту, а с другой – приходиться учиться на собственных ошибках в силу нехватки опыта во многих отношениях. Будем надеяться, что в России вырастет новая когорта управленцев, которые принесут пользу не только своей фирме, но и государству в целом.
Поэтому одной из основных задач является определение путей, форм и методов использования всего лучшего, накопленного в этой области мировой практикой в целях ускоренного решения экономических политических и социальных проблем, стоящих сейчас перед Россией.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ. Информационно-правовая база «Консультант Плюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.01. Информационно-правовая база «Консультант Плюс».
3. Бабосов Е.М. Социология управления. - Минск: ТетраСистемс, 2005. – 284 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: МГУ, 2005. – 315 с.
5. Всеобщая история менеджмента. - М.: Елима, 2007. – 359 с.
6. Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: Дело, 2006. – 462 с.
7. Голубев К.И. История менеджмента: тенденции гуманизма. - М.: Юридический центр «Пресс», 2009. – 364 с.
8. Классики менеджмента. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 462 с.
9. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: Альма матер, 2008. – 304 с.
10. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. - М., 2008. – 409 с.
11. Курс менеджмента. Учебник для вузов. / Под ред. Уткин Э.А. – М.: Изд-во «Зеркало», 2007. - 448 с.
12. Менеджмент: Конспект лекций. /Авт.-сост. В.М. Гавриленко. – М.: Приор-издат, 2007. – 160 с.
13. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 406 с.
14. Менеджмент. Учебник. / Под ред. Григорян А.Ф. – М.: ПБОЮЛ, 2008. – 264 с.
15. Менеджмент. Учебное пособие. / Под ред. Юкаева В.С. - М.: ИТК «Дашко и КО», 2004. – 104 с.