Основные теории мотивации трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу.[1;2]
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности……….................5
1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности.............................5
1.2 Основные теории мотивации трудовой деятельности...................................6
1.2.1 Содержательные теории мотивации.............................................................7
1.2.2 Процессуальные теории мотивации...........................................................11
2 Мотивирование трудовой деятельности на ЗАО «Орский мясокомбинат».16
2.1 Характеристика предприятия…………………………………….................16
2.2 Изучение трудовой мотивации работников предприятия...........................23
3 Разработка программы эффективной трудовой мотивации работников ЗАО «Орский мясокомбинат».......................................................................................26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

управл персоналом курсовая итог.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

Министерство путей сообщения  Российской Федерации

Департамент кадров и учебных  заведений

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Филиал в г.Орске

 

 

 

 

 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему:

«Основные теории мотивации трудовой деятельности»

 

 

 

                                                                        Выполнил: студентка 4 курса

                                                      Очного отделения

                                                                            Специальность: «Экономика и

                                                                         управление на предприятии»

                                                       Шифр-09-ЭУ-2070                                    

                                                 Чугунова О.В.

                                                                      Проверил: Родионова Л.М.   

 

Орск 2012

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности……….................5

1.1 Понятие и сущность  мотивации трудовой деятельности.............................5

1.2 Основные теории мотивации трудовой деятельности...................................6

1.2.1 Содержательные теории  мотивации.............................................................7

1.2.2 Процессуальные теории  мотивации...........................................................11

2 Мотивирование трудовой деятельности на ЗАО «Орский мясокомбинат».16

2.1 Характеристика предприятия…………………………………….................16

2.2 Изучение трудовой мотивации работников предприятия...........................23

3 Разработка программы эффективной трудовой мотивации работников ЗАО «Орский мясокомбинат».......................................................................................26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мотивация это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей организации.

Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского  психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек  мотивируется удовлетворением серии  потребностей, выстроенных в иерархическую  пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу.[1;2]

Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических  исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних  учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует  сосредоточиться на факторах, которые  заставляют человека действовать и  усиливают его действия.  Основные из них:

1.Потребности;

2.Интересы;

3. Стимулы.

Потребности можно удовлетворить  вознаграждением, дав человеку, что  он считает для себя ценным. Но в  понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека к действиям его  внутренние и внешние движущие силы.

Стимул это побуждение к действию или причина поведения человека.

Для управления трудом на основе мотивации  необходимы такие предпосылки, как  выявление склонностей и интересов  работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение  мотивационных возможностей и альтернатив  в коллективе и для конкретного  лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие установленные  извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих  усилий до тех пор, пока они не превратятся  в его «внутреннюю» цель и далее  в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.[4;6]

Целью курсовой работы является «Изучение  процессов мотивации и понять, какой процесс мотивации лучше  воздействует на людей».

Задачи курсовой работы:

- Виды мотивации;

-Теории мотивации;

-Как мотивировать персонал.

Объект исследования - ЗАО "Орский мясокомбинат"

Предмет исследования - основные теории мотивации на ЗАО "Орский мясокомбинат".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности.

 

1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности.

 

Понятия мотивации стали активно  складываться в 20 веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности известны с древних времен.

Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

В управлении персоналом мотивация  рассматривается как процесс  активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду.

Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих  человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с  максимальным эффектом.

  Мотив, как основа мотивации, по убеждению профессора Виханского О.С. - внутри человека. Другими словами, мотив - это идеальный образ во внутреннем плане сознания человека. Мотив - это не просто идеальное представление, а энергетически насыщенный образ необходимого, потребностно -значимого предмета.

Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Как  справедливо отмечал классик  психологии деятельности Алексей Николаевич Леонтьев лишь в результате встречи  потребности с отвечающим ей предметом, она впервые становится способной  направлять и регулировать деятельность.

«Встреча потребности с предметом  есть акт… опредмечивания потребности - наполнения ее содержанием, которое  черпается из окружающего мира. Это  и переводит потребность на собственно психологический уровень», то есть в мотив.

Мотивация в менеджменте - управление, обеспечивающее осознание и выбор  способов преобразования влияния внешних  стимулов (средствами оценивания, целеполагания, принятия решений), а также ожиданий и корректировки деятельности на уровне людей и групп посредством  согласования их ценностей, норм и интересов. Мотивационный тип управления - особый, в нем отдается приоритет мотивации  над администрированием и жестким  контролем.

Теории мотивации подразделяют на две категории: содержательные и  процессуальные.

Содержательные теории мотивации  основываются на идентификации тех  внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать  так, а не иначе. Этому посвящены  работы А. Маслоу, Д. МакКлелланда и  Ф. Герцберга.

Процессуальные теории мотивации  более современны, основываются на представлениях о том, как ведут  себя люди с учетом их восприятия и  познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Мотивационное поведение человека состоит в том, что потребности  человека служат мотивом к действию. В связи с этим рассматривают  побуждение как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим  проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой  цели, его потребность оказывается  удовлетворенной, частично удовлетворенной  или неудовлетворенной.

Проблемы мотивации через потребности  обусловлены тем, что существует множество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению разных людей, приводят к  удовлетворению их потребностей, и  типов поведения при достижении этих целей. Структура потребностей человека определяется его местом в  социальной структуре, культурным укладом и приобретенным опытом. Поэтому для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, может не иметь значения для других.

Для руководителя очень важно уметь  мотивировать своих сотрудников  и знать, что для какого сотрудника является ценным и мотивировать их ценностями в личных целях организации.[6;10;11;12]

 

1.2 Основные теории  мотивации трудовой деятельности.

 

1.2.1 Содержательные  теории мотивации.

 

Теория потребностей Маслоу.

Абрахам Маслоу - один из крупнейших ученых в области мотивации и психологии.

Маслоу, выделил пять групп потребностей

-Физиологические потребности.  К данной группе относятся  потребности в пище, воде, воздухе,  убежище- то есть те потребности,  которые человек должен удовлетворять,  чтобы выжить, чтобы поддерживать  организм в жизнедеятельном состоянии.  Люди, которые работают в основном  на удовлетворение потребностей  этой группы, мало интересуются  содержанием работы. Для управления  такими людьми необходимо минимум  заработной платы обеспечивал  им выживание, а условия работы  не слишком отягощали существование.

-Потребность в безопасности. Потребности  этой группы связаны со стремлением  людей к стабильности и безопасности: иметь хорошее жилье, быть защищенным  от боли, болезней и других  страданий. Для человека, находящегося  под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное  обеспечение, медицинское страхование.  Для управления такого рода людьми следует создавать надежную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности.

-Потребность принадлежать к  социальной группе. Человек стремится  к участию в совместных действиях,  он ищет дружбы, любви, членства  в определенной группе людей,  стремится участвовать в общественных  мероприятиях. Хороших результатов  можно достичь при бригадной  форме организации труда, используя  групповые мероприятия, выходящие  за рамки работы, а также напоминание  работникам о том, как их  ценят коллеги по работе.

-Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает  желание людей чувствовать себя  компетентными, уверенными в себе, сильными. Люди, подверженные сильному  влиянию данной потребности, стремятся  к лидерскому положению либо  же к положению признанного  авторитета при решении задач.  При управлении такими людьми  надо использовать различные  формы морального поощрения, выражения  признания их заслуг. Для этого  могут быть использованы: присвоение  титулов и званий, публикации  в прессе и упоминание руководством  в публичных выступлениях об  их заслугах, вручение почетных  наград.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет в себе потребности, выражающиеся в стремлении человека к использованию  своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми надо максимально реализовывать  их способности, стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять  большую свободу в выборе средств  и привлекать к работе.

Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности  удовлетворять свои потребности.[9;11;12]

Теория существования, связи  и роста Альдерфера.

К. Альдерфер считает, что потребности  человека могут быть объединены в  отдельные группы. Однако в отличие  от пирамиды потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует только три:

-Потребности существования;

-Потребности связи;

-Потребности роста.

Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности.

Потребность связи по Альдерферу включает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, коллектива, иметь друзей, врагов, начальников  и подчиненных. Поэтому к данной группе следует отнести потребности  принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые  связаны с желанием человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая  связана с групповой безопасностью.

Информация о работе Основные теории мотивации трудовой деятельности