Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа
Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу.[1;2]
Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы мотивации трудовой деятельности……….................5
1.1 Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности.............................5
1.2 Основные теории мотивации трудовой деятельности...................................6
1.2.1 Содержательные теории мотивации.............................................................7
1.2.2 Процессуальные теории мотивации...........................................................11
2 Мотивирование трудовой деятельности на ЗАО «Орский мясокомбинат».16
2.1 Характеристика предприятия…………………………………….................16
2.2 Изучение трудовой мотивации работников предприятия...........................23
3 Разработка программы эффективной трудовой мотивации работников ЗАО «Орский мясокомбинат».......................................................................................26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения у Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Эти три группы потребностей, также, как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. Согласно Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх: лишь когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к потребности более высокого уровня. Альдерфер же полагает, что движение идет в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер думает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень воздействия потребности низшего уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не сумел удовлетворить потребности служебного роста, у него опять "включаются" потребности связи.
В теориии Альдерфера отражена иерархия потребностей в направлении от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную потребность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.[1;8]
Теория потребностей Мак-Клелланда.
Делает основной акцент на потребности высших уровней.
Д. МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
-власть,
-успех,
- причастность.
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти -- это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха удовлетворяется
не провозглашением успеха этого
человека, процессом доведения работы
до успешного завершения. Люди с
высокоразвитой потребностью успеха,
любят ситуации, в которых они
могут взять на себя ответственность
за поиск решения проблемы, и хотят,
чтобы достигнутые ими
Мотивация на основании потребности
в причастности определяет заинтересованность
людей в компании знакомых, налаживании
дружеских отношений, оказании помощи
другим. Люди с развитой потребностью
причастности будут привлечены такой
работой, которая даст им обширные возможности
социального общения. Руководитель
может также обеспечить удовлетворение
их потребности, уделяя им больше времени
и периодически собирая таких
людей в отдельные группы.[13;
Двухфакторная теория Герцберга.
Эта теория основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивировать человека на, что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами и руководителем, подчиненными.
Применимость теории Герцберга на практике проверялась во многих организациях. Результаты экспериментов показали, что для эффективного использования теории Герцберга необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать на то, что они предпочитают. [10;6]
1.2.2 Процессуальные теории мотивации.
Теория ожиданий В. Врума.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
Теория справедливости.
Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои
взаимоотношения путем
2. Неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды);
3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе отношения.
О том, что происходит дальше,
говорят три способа
1. Если человек получает
меньше, чем отдает, он начинает
уменьшать свой вклад.
2. Сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по службе, повышения премии и т.п.;
3. Кардинальный способ
представляет собой разрыв
Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре причины:
1. Неправильная психологическая валюта. В этом случае или не понимается вклад или он не получает признания.
Что хотят работники?
a) Чувства удовлетворения от работы.
b) Адекватного вознаграждения.
c) Гибкой системы оплаты труда (больше делаю - больше получаю).
d) Возможности реализации всех своих способностей.
e) Разнообразия работы (перемещений как вертикальных, так и горизонтальных).
Часто в качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для другого человека, и предлагать ему именно это.
2. Другой причиной, в силу
которой трудно сохранить
3. Скрытые внутренние
ожидания. Благословен тот, кто
ничего не ждет, т. к. ему
не грозят разочарования. Мы
быстро привыкаем к тому, что
те или иные наши потребности
всегда удовлетворялись и,
4. Накопление обид. Мы
склонны предоставлять людям
некоторый кредит доверия и
стараемся не замечать
И, наконец, самое главное: как может менеджер исправить ситуацию, когда происходит нарушение баланса справедливости?
Первое, что нужно сделать,
- внимательно выслушать
Справедливость - очень тонкая
грань. Ее поддержание требует
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.
Эта теория построена на
сочетании элементов теории ожиданий
и теории справедливости. Суть ее в
том, что введены соотношения
между вознаграждением и
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
2 Мотивирование трудовой деятельности на ЗАО «Орский мясокомбинат».
2.1 Характеристика предприятия.
Орский мясокомбинат создан в декабре 1936 года. По организационно-правовой форме это закрытое акционерное общество.
Орский мясокомбинат является
коммерческой организацией, целью деятельности
которой является получение прибыли
путем осуществления
Предприятие занимается производством колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, консервированных мясопродуктов.
Время работы с (пн.-пт.) с 8.00 до 17.00.
Юридический адрес ЗАО
«Орский мясокомбинат»: г. Орск, пер.
Первый Домбаровский, д. 41. В настоящее
время Орский мясокомбинат выпускает
более 170 наименований колбасных изделий:
вареных и варено-копченых колбас,
сосисок, сарделек, ветчин и деликатесов.
Из них около 70 наименований производится
на экспорт. Этот ассортимент позволяет
удовлетворить самые
Следует отметить, что «Орский мясокомбинат» крупнейший производитель мясопродуктов в России. В настоящее время основным направлением деятельности «Орского мясокомбината» является производство колбасной продукции, мясной и мясорастительной консервации, охлажденных и замороженных мясных полуфабрикатов. Эти продукты пользуются устойчивым и достаточно высоким спросом не только на территории нашей области, но и далеко за ее пределами. Высокий уровень спроса на эти изделия обусловливается многими факторами, наиболее значимыми из которых являются:
- высокая культура производства,
тщательный отбор сырья и
- особое внимание на
предприятии уделяется дизайну
оболочки: яркие, красочные этикетки
выделяют продукцию среди
- достаточно высокие вкусовые качества;
- относительно низкая розничная и оптовая цена.
Также необходимо сказать, что
на всех стадиях производства действует
контроль температурных режимов
и технологических параметров производства.
Это возможно благодаря современному
высокотехнологическому оборудованию
ведущих мировых
Информация о работе Основные теории мотивации трудовой деятельности