Основы формирования конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Агат».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………………5
1.2. Основные стратегии и конкурентные преимущества………………….………7
1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………………..…………12
2. Анализ конкурентоспособности ООО «Агат»
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………………16
2.2. Оценка конкурентной среды деятельности предприятия……………………17
2.3. Анализ влияния конкуренции на эффективность работы
предприятия ООО «Агат»………………………………………………………..…22
3. Разработка путей повышения конкурентоспособности в ООО «Агат»
3.1. Совершенствование маркетинговой деятельности с помощью введения в штат торгового представителя…………………………………………………...…26
3.2. Открытие представительства в г. Заинск…………………………………..….28
3.3. Усиление продвижения за счет изменения рекламной политики…………...30
Заключение…………………………………………………………………………..34
Библиографический список………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………………5

1.2. Основные стратегии и конкурентные преимущества………………….………7

1.3. Методы анализа конкурентоспособности…………………………..…………12

2. Анализ конкурентоспособности ООО «Агат»

2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………………16

2.2. Оценка конкурентной среды деятельности предприятия……………………17

2.3. Анализ влияния конкуренции  на эффективность работы

предприятия ООО «Агат»………………………………………………………..…22

3. Разработка путей повышения конкурентоспособности в ООО «Агат»

3.1. Совершенствование маркетинговой деятельности с помощью введения в штат торгового представителя…………………………………………………...…26

3.2. Открытие представительства в г. Заинск…………………………………..….28

3.3. Усиление продвижения  за счет изменения рекламной  политики…………...30

Заключение…………………………………………………………………………..34

Библиографический список………………………………………………………...36

 

 

Введение

          Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Конкуренция имеет  большое значение в механизме  рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию  они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.

Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, то есть предприятий. Успех решения задач по выявлению и усилению конкурентных позиций, предприятия в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.

Объектом настоящей работы является ООО «Агат».

Предмет данной курсовой работы - конкурентоспособность торгового предприятия.

Целью настоящей работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО «Агат».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть теоретические  основы формирования конкурентоспособности  предприятия;

-провести анализ конкурентоспособности ООО «Агат»;

- разработать  пути повышения конкурентоспособности в ООО «Агат».

Источниками информации послужили данные внутренней отчетности и результаты рыночных исследований.

При написании курсовой работы была использована учебная литература и статьи периодических изданий зарубежных и отечественных авторов. В целях применения современных подходов к исследованию темы в работе используются наиболее широко применяемые в мировой практике методы исследования, такие как аналитический, метод статистической обработки информации, графический, экономико-математический, а также системного анализа.

           Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.  
                                1. Теоретические основы формирования

конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие  конкуренции

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с  борьбой товаропроизводителей за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров с целью получения  максимальной прибыли. В научной  литературе и обыденном общении  подобное столкновение интересов получило название конкуренция.

Конкуренция имеет  большое значение в механизме  рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию  они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики (5, с. 29).

Переход от командно - административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное положение. Хотя с одной стороны предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в условия жесткой конкуренции, которая привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально - экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

На современном  этапе мирового развития конкуренция  как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые  пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке (8, с. 17).

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку либо к  конкретной группе потребителей, формируемой  по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Краеугольным камнем анализа ситуации в отрасли и  конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли конкурентной борьбы, определение её источников и оценка степени воздействия  конкурентных сил. Этот шаг анализа особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли.

Конкуренция возникает  в связи с тем, что у одной  или нескольких фирм появляется возможность  лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою деятельность.

Интенсивность конкуренции  между продавцами проявляется в  том, насколько энергично фирмы  используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие  как более низкие цены, улучшенные характеристики товара; более высокий уровень обслуживания потребителей, длительные сроки гарантийного периода, специальные способы продвижения товара на рынок, выпуск новых товаров (2, с. 88).

Таким образом, для того чтобы успешно выступать на рынке, не подвергая фирму отрицательному воздействию конкурентных сил, менеджеры должны разработать стратегии, которые: изолируют компанию настолько, насколько это возможно, от пяти сил конкуренции; повлияют на законы конкуренции в отрасли в выгодном для фирмы направлении; обеспечат сильную надежную позицию, гарантирующую успех в конкурентной «игре», охватившей данную отрасль промышленности.

Независимо от того, идет ли ожесточенная конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждой компании необходимым  является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями. Даже самая лучшая стратегия компании, направленная на достижение конкурентного преимущества, зависит от силы позиций фирм-конкурентов и их стратегии. Исходя из этого в следующем параграфе рассмотрим основные типы стратегий и конкурентных преимуществ предприятия.

 

1.2. Основные стратегии и конкурентные преимущества

Деловые стратегии побеждают, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете фирма обходит своих соперников, если имеет прочное конкурентное преимущество, то есть если ее уровень работы с клиентами выше, чем у конкурентов, и она в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.

Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки  будущего. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: производить высококачественную продукцию, организовать отличное обслуживание клиентов, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое расположение, иметь собственную технологию, обеспечивать разработку и внедрение нового продукта в более короткие сроки, иметь хорошо известную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены) (4, с. 38).

Все виды конкурентных преимуществ  предприятия с точки зрения путей  достижения тех или иных конкурентных позиций можно разделить на две  группы:

-преимущества низкого порядка;

-преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого  порядка связаны с возможностью использования дешевых: рабочей силы; материалов (сырья); энергии. Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно также могут использовать (или перекупить) ваши конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка - это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго.

К преимуществам высокого порядка принято относить: уникальную продукцию; уникальную технологию и специалистов; хорошую репутацию фирмы. Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничтожения такого преимущества конкурентам надо, либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить эти секреты с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурента.

Конкурентное преимущество фирмы определяется тем, насколько  четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, фирма может получить конкурентное преимущество (см. рис.1). Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.

Рисунок 1 - Система ценностей

Цепочка ценности фирмы - это система видов ее деятельности, между которыми существуют связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других (11, с. 36).

Связи часто приводят к тому, что дополнительные затраты  по подбору отдельных видов деятельности друг к другу окупаются в дальнейшем. Например, более дорогие конструкции  и комплектующие изделия или более тщательный контроль качества позволяют снизить расходы на послепродажное обслуживание. Фирмы должны идти на такие издержки в соответствии со своей стратегией во имя конкурентного преимущества.

Стратегия конкуренции  компании включает в себя подходы к бизнесу и инициативы, которые она использует для привлечения клиентов, ведения конкурентной борьбы и укрепления своей позиции на рынке. Цель весьма проста и состоит в том, чтобы вести свои дела этично и честно по отношению к конкурентам, добиваться конкурентного преимущества на рынке и создавать свою клиентуру: круг лояльных покупателей. Конкурентная стратегия компании обычно предусматривает как наступательные, так и оборонительные действия, предпринимаемые в зависимости от изменения ситуации на рынке. Кроме этого, конкурентная стратегия предусматривает краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию и долгосрочные действия, от которых зависят будущие конкурентные возможности компании и ее позиция на рынке.

Информация о работе Основы формирования конкурентоспособности предприятия