Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:40, реферат
Цели и задачи управления менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение.
Содержание
Актуальность темы исследования заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Методы и техника реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера. 1 Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов.
Цели и задачи управления менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение.
Актуальность работы состоит в том, что управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс менеджмента - это
совокупность и непрерывная
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели.
Проблема настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью в деятельности предприятий. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента - крупная проблема теории и практики управления. В силу этого данная проблема давно и серьезно научно исследуется.ункция менеджмент управленческий цикл
Из фундаментальных научных исследований по данной проблеме представляют интерес работы отечественных ученых Андреева А.А., Бовыкина В.И., Валуева С.А., Кабушкина Н.И., Вершигора Е.Е. и других., работы зарубежных ученых и практиков таких, как Минцберг Г., Райсс М., Тейлор Ф.У., Файоль А. и другие, а так же базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Характеристика основных функций менеджмента", справочная литература.
Цель данного исследования состоит в раскрытии основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
определить сущность функций менеджмента и их взаимосвязь в управленческом цикле; изучить классификацию и содержание функций менеджмента; рассмотреть общую характеристику организации в ООО "Птица"; провести анализ реализации основных функций менеджмента в ООО "Птица" и разработать рекомендации по оптимизации управленческого цикла.
Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс эмпирических и теоретических методов исследования: изучение литературы по теме исследования, аналитический обзор и выводы, анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный анализ, социологическое исследование, анализ документов, обобщение и другое.
Практическая значимость исследования определяется выявлением недостатков в результате анализа функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента. Это может дать преимущества при внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что может повысить эффективность деятельности организации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Исходя из данного
подхода, содержание процесса менеджмента
рассматривается в его
Однако систематизация функций менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в организациях.
Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента
Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках3.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это
совокупность и непрерывная
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Сам по себе цикл означает круговорот совокупности явлений и процессов в течении известного промежутка времени. Процесса управления тоже носит циклический, непрерывный характер во времени и пространстве. Его временные параметры могут измеряться различной длительностью - от нескольких секунд до нескольких месяцев, в пространстве - от низших ступеней организационной иерархии до высших. Функциональными элементами управленческого цикла, составляющими его содержание, являются единицы управленческой деятельности - функции управления.
Ни у отечественных, ни у зарубежных теоретиков не сложилось единого подхода у классификации функций управления.
Впервые функции управления выделил разработчик теории административного управления в начале 20 века Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль.
Отечественные исследователи предлагают различные перечни функций управления и разное их толкование: "планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация" или "целеполагание, прогнозирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет" и т. д5. Следовательно, возникает необходимость более подробно изучить основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Взаимосвязь между функциями менеджмента представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных (рис.1.)
Рисунок 1. Взаимосвязь функций менеджмента6
Краткое содержание каждой из общих функций менеджмента:
Планирование - это функция "номер один", она касается целей организации и их достижения. Отвечает на вопросы: где мы находимся? Куда хотим идти? Как это сделать?
Организация - это структура подразделений, делегирование полномочий и обязанностей, регламентация взаимоотношений, использование ресурсов.
Мотивация - это приведение планов в действие, мобилизуя людей, побуждая их к работе.
Координация - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними7.
Контроль - это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений. Перечисленные выше функции менеджмента необходимы для двух функций предназначения - функционирования и развития системы управления. Все другие функции (планирования, организации, координации, контроля) фокусируются в интегральной функции управленческого процесса - функции принятия и реализации управленческих решений.
Функции управления неразрывно связаны между собой. Они образуют управленческий цикл - совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей.
Существует взаимосвязь и логическая последовательность осуществления предметных функций в процессе управления организацией.
Процесс управления в соответствии с предоставленной принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определённый период времени.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Реализация плановых заданий требует создания определённых организационных предпосылок, привлечения исполнителей, организаций их согласованной деятельности.
Функция организации и координации заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию. Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия, установление характера взаимоотношений между её элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.
Таким образом, организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. Контроль и регулирование деятельности завершают управленческий цикл и, таким образом, гарантируют эффективность осуществления всех остальных функций. При этом сущность контроля как функции менеджмента, по нашему мнению, состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях.
Таким образом, процесс менеджмента начинается с предоставленной полезной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается собственно фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения, результат которой зачастую инициирует принятие новых решений, то есть является информационной базой нового управленческого цикла.
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходится без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно: