Особенности адаптации сотрудников в ЗАО «Чистота»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении системы адаптации персонала на предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является система управления персоналом ЗАО «Чистота». Предметом исследования становится система адаптации сотрудников данной организации.
В рамках поставленной цели ставятся следующие задачи:
Определить сущность адаптации;
Изучить виды, темпы и факторы адаптации;
Рассмотреть систему управления адаптацией;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.docx

— 176.46 Кб (Скачать файл)

В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

  • общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения;
  • оплата труда в организации;
  • дополнительные льготы: виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе;
  • отношение работников с профсоюзом; сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановлений профсоюзов; дисциплины и взыскания;
  • служба быта; питания; комнаты отдыха; другие службы быта.

 После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные с конкретным подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводит линейный руководитель или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:

  • функции подразделения, цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями;
  • обязанности и ответственность; детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснения, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ подразделений и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы;
  • правила – предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
  • осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи;
  • представление сотрудникам подразделения.

Данную программу можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и это необходимо учитывать при составлении программ по адаптации. [6;153]

К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:

  • организация семинаров, курсов и т.п. по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;
  • проведение организационно – подготовительной работы при введении новшеств;
  • специальные курсы подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
  • подготовка замены кадров при их ротации;
  • проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитии групповой динамики. [1;297]

В.Р.Веснин представляет ответственным за адаптацию непосредственного руководителя нового работника и описывает его функции на всех этапах — от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.

По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета.

Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации. [3;221]

В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным. [14]

В.Р.Веснин считает, что социально – психологическая адаптация руководителей сложна «прежде всего из-за несоответствия уровня их и новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований, и руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска; в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха». Процесс вхождения осложняется в том случае, если прежний начальник становится начальником более высокого уровня». [3;223]

В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.

Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала. [7;251]

Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно.

С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

  • объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;
  • субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и другое. [9;239]

Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели: составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих. [6;155]

Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.

Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечнососудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.

Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.

К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и т.д. [11;105]

Получить отклик от работника по многим из этих вопросов могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены работнику после предполагаемого завершения периода адаптации.

 

Вывод

Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Выделяем основные цели адаптации работников:

  • возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
  • уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает работу и то, как работает организация. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
  • вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным.
  • сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.
  • экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
  • развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
  • снижение издержек по поиску нового персонала.
  • формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

Проведенный анализ показал, что успешность адаптации зависит от целого ряда условий:

  • качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
  • объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
  • отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
  • престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
  • особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
  • наличие отработанной системы внедрения новшеств;
  • гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
  • особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
  • личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

 

  1. Анализ системы адаптации в ЗАО «Чистота»

    1. Общая характеристика предприятия.

 

Закрытое акционерное общество «Чистота» - одна из первых организаций, предоставляющих в городе Челябинске услуги по химической чистке и стирке. На рынке города Челябинска ЗАО «Чистота» работает с 1998 года.

Предприятие является закрытым акционерным обществом, юридическим лицом, пользующимся соответствующими правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью и регламентированные действующим законодательством Российской Федерации.

Акции организации принадлежат двум физическим лицам, которые владеют акциями в равных долях. Все основополагающие решения, направленность организации, концепция развития, цели и основные организационные моменты принимаются на собрании акционеров и регистрируются в соответствующих государственных органах, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На основании одного из таких решений оперативное управление организацией передано генеральному директору, являющемуся наемным работником. Управление организацией осуществляется в соответствии с Уставом предприятия.

В настоящее время ЗАО «Чистота» предоставляет населению следующие услуги:

  1. Химическая чистка всех видов одежды;
  2. Аквачистка всех видов текстиля;
  3. Стирка столового и постельного белья;
  4. Чистка обуви из натуральной кожи;
  5. Полировка меха;
  6. Хранение шуб и других изделий из натурального меха в холодильной камере;
  7. Обработка пухо-перьевых изделий (подушек, перин);
  8. Химчистка ковров;
  9. Крашение изделий из кожи и замши;
  10. Крашение текстильных изделий в черный цвет;
  11. Чистка мягкой мебели и ковровых покрытий с выездом на дом;
  12. Озонирование помещений, ковров, одежды.

Информация о работе Особенности адаптации сотрудников в ЗАО «Чистота»