Особенности местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что местное самоуправление, как показывает не только непродолжительный опыт его развития в современной России, но и зарубежная практика, не может успешно развиваться без постоянной поддержки со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Как отметил, выступая на II Общероссийском гражданском форуме, Президент России Д.А. Медведев, «роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно было обеспечено».

Содержание

Введение 3
1. Сущность местного самоуправления 4
2. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления 7
3. Правовое регулирование структуры органов местного самоуправления 12
Заключение 19
Библиографический список 20

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности местного самоуправления в России .doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                               3

1. Сущность местного самоуправления                                                                            4

2. Понятие и развитие организационных  основ местного самоуправления                 7

3. Правовое регулирование структуры органов местного самоуправления                12

Заключение                                                                                                                         19

Библиографический список                                                                                              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что местное самоуправление, как показывает не только непродолжительный опыт его развития в современной России, но и зарубежная практика, не может успешно развиваться без постоянной поддержки со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Как отметил, выступая на II Общероссийском гражданском форуме, Президент России Д.А. Медведев, «роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере, адекватно было обеспечено»1. И это, продолжая данную мысль, заметил Президент РФ «непосредственно касается и местного самоуправления, которое само по себе является важнейшим элементом любого демократического общества. Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, так, как это во всём мире, – без указаний и распоряжений сверху.

Но при этом местное самоуправление не должно вырождаться в пародию на народное самоуправление – когда всех его финансовых источников недостаточно, чтобы прокормить себя, то есть муниципальных чиновников. Очевидно, что местное самоуправление должно быть в полной мере самообеспеченным для выполнения всех функций, закрепленных за ним в соответствии с действующими правилами».

Местное сообщество лучше  всего знает свои проблемы, а также  те ресурсы, которые можно использовать для этого. Более того, это такой  уровень власти, на котором достигается  наибольшая «прозрачность» расходов и доходов, что создает условия для более экономного расходования ресурсов, которых, по известному выражению, «никогда не бывает много».

Цель работы – изучить теоретические аспекты организации местного самоуправления в Российской Федерации.

1. Сущность местного самоуправления

 

Местное самоуправление трактуется как право и реальная способность органов управления местного уровня регламентировать и управлять  значительной частью государственных дел, действуя в  рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной  свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их                         компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти2.

Европейская хартия местного самоуправления подчеркивает политическое значение данного института, в частности  определяя, что право граждан участвовать в управлении государственными делами наиболее непосредственным  образом может быть осуществлено на местном уровне.

Исходя из международных правовых источников, а также  существующей во всем мире практики, местное самоуправление предстает составным элементом  единой   системы государственного управления. В России институт местного самоуправления не приобрел должной правовой регламентации. Практика осуществления местного самоуправления показала, что размытость его политической роли в ряду других демократических  институтов сводит к минимуму эффективность процесса  демократизации российского общества3.

  По-видимому, кроме законодательного  закрепления должных прав требуется еще и наличие определенных условий для формирования и развития института местного самоуправления. Если социально-экономические предпосылки для развития местного самоуправления в определенном смысле существовали и ранее, то необходимый уровень правовой культуры граждан явно отсутствовал. Сказался  также значительный перерыв в эволюции института местного самоуправления, связанный с советским периодом развития  российской государственности.

 Таким образом, исторические  традиции местного самоуправления, существовавшие на рубеже XIX и  XX столетий, в значительной степени были утрачены. Вместе с тем, используя существующий уровень правовой                         регламентации, научное наследие российских ученых и правоведов, представляется возможным определить   необходимые критерии и признаки института местного самоуправления, которые позволят определить место и роль  такового в управлении обществом и государством.

 В соответствии с принципом  народовластия, единственный                        источник власти – народ. В  Конституции России  определено, что народ РФ осуществляет  свою власть непосредственно,  а также через государственные  и   муниципальные органы. Исходя из данного тезиса, можно сделать вывод о публичной природе местного самоуправления, которая идентична природе                         государственной власти. Однако законодатель в тексте  Основного Закона не упоминает местное самоуправление в  качестве власти4.

 Конституционные основы местного  самоуправления  обозначают такое,  как «специфический уровень власти, разноаспектное социально-политическое  явление,  выступающее в качестве  института гражданского общества  и  соответствующего набора прав граждан» (Ст. 12 Конституции РФ). Данное толкование специфики местного самоуправление в целом соответствует современной тенденции в противопоставлении гражданского общества и  государства, согласно которой государство в определенной   своей части входит в структуру гражданского общества5.

К определению специфики местного самоуправления законодатель подошел  с той позиции, которая,  по-видимому, была необходима на определенном этапе  развития российской государственности. Вместе с тем по   данному  вопросу проведены исследования, которые рассматривают специфику местного самоуправления по субъектному составу такового и характеру правоотношений между субъектом и объектом управления.  Местное самоуправление представляет собой новую «публичность», которая по сравнению с государством, имеет измененный характер связей субъектов и объектов управления. По сравнению с государством, местное самоуправление равноправный субъект управления, обладающий самостоятельностью в пределах полномочий. Только в отличие от государства местное самоуправление предполагает, что субъекты управления являются звеньями систем собственного, а не государственного управления. Причиной распространенного мнения о том, что местное  самоуправление – разновидность общественного самоуправления является также конституционное  отграничение местного самоуправления от органов   государственной власти. Общественное самоуправление абсолютно независимо от государственного управления.

Тогда как местное самоуправление должно входить в единую                         систему управления страной, в противном случае оно перестает быть местным самоуправлением, а становится  общественным самоуправлением.

При анализе ст. 12 Конституции, определяющей, что органы                         местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, возникает вопрос о месте местного самоуправления в системе управления государством.    По-видимому,    сказалось   то    наследие,  которое   осталось   от

административно-командной  системы6.    

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

 

Важнейшим условием эффективности  местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

Понятие «организационные основы местного самоуправления» характеризует: а) структуру органов местного самоуправления; б) порядок, формы и принципы их деятельности; в) организацию муниципальной службы.

Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов  местного самоуправления, порядок, формы  и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы. Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов7.

В развитии организационных  основ местного самоуправления в  Российской Федерации можно выделить четыре периода.

Первый период – с 1990-1991 гг. по осень 1993 г., до начала процесса реформирования местного самоуправления.

На данном этапе осуществлялся  переход от старой советской организации власти на местах к ее организации на началах самоуправления, получивших закрепление в Законе СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.).

Второй этап развития организационных основ местного самоуправления продолжался с осени 1993 г. до принятия и вступления в  силу Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот этап получил в литературе наименование «президентского этапа реформирования местного самоуправления», ибо организационные основы местного самоуправления в данный период определялись в основном указами Президента РФ, ряд положений которых, однако, по сути, противоречил конституционным нормам о местном самоуправлении.

Реформирование местного самоуправления в этот период опиралось  прежде всего на указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные до вступления в силу новой Конституции РФ в рамках тех полномочий, которые были определены его Указом от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».

Третий этап развития организационных основ местного самоуправления (1995-2003 гг.). Он начался со вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и продолжался до начала реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рассматриваемый период развития организационных основ местного самоуправления постепенно в муниципальной практике утверждались конституционные принципы формирования и организации деятельности органов местного самоуправления. Этому способствовал ряд факторов: вступление России в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии местного самоуправления; принятие Федерального закона 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и формирование соответствующего законодательства субъектами Федерации; решения Конституционного Суда РФ, сыгравшие большую роль в приведении законодательства субъектов Федерации о местном самоуправление в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами, а также другие факторы.

Начало четвертому периоду  развития организационных основ местного самоуправления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гл. 12 которого «Переходные положения» вступила в силу со дня официального опубликования Закона, т. е. с 8 октября 2003 г.

Особенностью данного  периода является унификация организационной структуры местного самоуправления в субъектах Федерации. Этому способствует новый Закон, который более подробно и детально регулирует многие организационные вопросы местного самоуправления по сравнению с прежним Федеральным законом 1995 г. В соответствии с ним в субъектах Федерации складывается во многом однотипная структура органов местного самоуправления, устанавливаются единые требования к организации работы представительных органов местного самоуправления, порядку замещения должности главы местной администрации, к наименованию, видам и порядку принятия муниципальных правовых актов и т.д8.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие общие организационные принципы, определяющие развитие организационных основ местного самоуправления на современном этапе:

1) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

2) органы местного самоуправления  избираются непосредственно населением  и (или) образуются представительным  органом муниципального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Законом;

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России