Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 11:24, реферат
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек самый ценный ресурс организации.
Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.
Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии
Введение……………………………………………………………………………………………………стр.2
1.1 Сущность мотивации трудового коллектива……………………………………..стр.4
1.2 Методы исследования мотивации трудового коллектива и техника анализа……………………………………………………………………………………………………..стр.8
1.2.1 Исследования настроения персонала в компании (мотивации)……стр.9
1.2.2 Анкета……………………………………………………………………………………………….стр.12
1.3 Факторы, формы мотивации……………………………………………………………..стр.16
1.4 Мотивационный процесс…………………………………………………………………..стр.17
Заключение……………………………………………………………………………………………….стр.19
Список литературы…………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Сущность мотивации
трудового коллектива……………………………………..стр.
1.2 Методы исследования
мотивации трудового коллектива и техника
анализа……………………………………………………………
1.2.1 Исследования настроения персонала в компании (мотивации)……стр.9
1.2.2 Анкета………………………………………………………………
1.3 Факторы, формы мотивации………………………………………………………
1.4 Мотивационный процесс……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек самый ценный ресурс организации.
Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.
Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации.
Предприятие заинтересовано
в повышении
Сегодня значительные средства направляются на гибкое и адаптивное использование человеческих ресурсов, повышение творческой и организаторской активности коллектива, развитие способностей и профессионализм работников, формирование гуманизированной организационной культуры.
Работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых, неведомых требований.
Актуальность. Особая роль в осуществлении функций управления принадлежит руководителям и менеджерам, поскольку их знания, умение мотивировать и стимулировать сотрудников коренным образом влияют на результаты труда коллектива. Руководитель на производстве является связующим звеном между системой управления и работниками предприятия, которые составляют трудовой коллектив. Менеджеры среднего звена выполняют очень важные функции: управляют, мотивируют, стимулируют, контролируют и планируют. Тем самым менеджеры достигают эффективно выполненный труд, если четко и ясно сформулировали поставленную задачу работнику, побуждая и стимулируя сотрудника. Эффект делового взаимодействия определяется качеством организации труда в коллективе. Чтобы создать эффективную структуру коллектива, необходимо объединить всех его членов единством цели, поддерживать ритмичную, организованную работу, следить за трудовой дисциплиной и мотивировать коллег.
Целью моей работы - стало исследовать особенности мотивации и стимулирования труда для эффективной работы коллектива.
Эффективность работы трудового коллектива зависит от прогрессивных мер мотивации и стимулирования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, математические методы обработки экспериментальных данных.
Задачи:
1) Изучить и проанализировать рассмотрение данной проблемы в научной литературе;
2) Выявить формы
мотивации и стимулирования
1.1 Особенности мотивации трудового коллектива.
Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.
Исследование трудового поведения с позиции управления исходит из понимания его как процесса, определяемого взаимодействием внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы, имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом мотивации трудового поведения.
К структурным элементам процесса мотивации относят: потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы. Процесс формирования этих внутренних побудительных сил трудовой деятельности понимают как мотивацию трудового поведения.
Особенность мотивации реализуется через присущие ему функции:
. Объяснительно обосновывающая, аргументированная целесообразность поведения субъекта.
. Регулятивная, блокирующая одни действия и разрешающие другие.
. Коммуникативная, объясняющая прогнозирующая общение в сфере труда.
. Социализации, путем осознания своей социальной роли в микро и макросреде в трудовом коллективе.
. Корректирующая, как механизм уточнения старых и формирования новых идеалов, норм, ценностных ориентаций.
Научное объяснение механизма реализации этих функций в процессе мотивации осуществляются, исходя из той или иной научной теории (концепции) мотивации труда.
Применительно к управлению деятельностью мотивов и стимулов впервые была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение.
Ф.У. Тейлор утверждал, что рабочим свойственны только инстинкты удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно “приводить в действие” с помощью элементарных стимулов.
Труд не предусмотрен
биологической природой человека, поэтому
каждый работает только по необходимости,
т.е. работать меньше, получать больше.
Принудительная сила администратора -
главный мотор производства и главная
мотивация к труду. Избыток рабочей силы,
неполная занятость явились мощным стимулом
повышения производительности труда.
1. Теория иерархических потребностей А. Маслоу, согласно которой человеческое поведение определяется потребностями двух видов: базисные и производные. Последние равны друг другу, а базисные расположены в порядке от “низших” к “высшим”. Причем потребности более высокого уровня актуализируются для индивида после удовлетворения предыдущих уровней.
- Физические потребности - в пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др. Важнейший стимул к их удовлетворению - деньги, т.е. перспектива экономической состоятельности, жизни без материальных лишений.
- Экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, и т. д. Этим потребностям отвечают такие стимулы как гарантированная работа.
- Социальные потребности в принадлежности к коллективу, общении, заботе и др.
- Престижные потребности - в уважении со «стороны значимых» других, служебном росте, статусе, престиже и признании. Мало чувствовать собственную нужность для организации, люди хотят быть в своей среде уважаемыми, признаваемыми в качестве уникальных личностей.
- Духовные потребности - потребности в самовыражении через творчество.
Предполагается, что
каждый человек стремиться реализовать
свой потенциал, постоянно
Базисные потребности
представляют собой мотивационные
переменные, которые филогенически,
т.е. по мере взросления человека, и онтогенически,
по мере их реализации в качестве необходимых
условий социального бытия индивида, следуют
друг за другом. Первые два типа Маслоу
называл первичными (врожденными), три
остальных - вторичными (приобретенными).
При этом процесс возвышения потребностей
выглядит как замена первичных (низших)
вторичными (высшими). Но удовлетворение
не выступает мотиватором поведения человека:
голод движет человеком пока он не удовлетворен.
Очевидно, что сила воздействия потребности (ее потенциал) есть функция от степени ее удовлетворения.
2. Теория потребности в достижении результатов (Д. Мак Клелланд) объясняет желание человека работать в соответствии со степенью развитости у него потребности добиваться успеха.
3. Двойная теория мотивации (Ф. Херцбергер), согласно которой у индивида имеются две системы (иерархии) потребностей:
. гигиенические факторы, связанные с условиями труда;
. мотиваторные, связанные
с “внутренними потребностями:
успех, содержание труда,
Гигиенические факторы закрепляют и стабилизируют персонал, а побуждают к производительной работе мотиваторы.
Теория справедливости или общественного сравнения, согласно которой трудовую активность человек повышает, сравнивая свой вклад и отдачу от труда с аналогичными показателями других.
4. Теория ожидания (оценки) исходит из того, что мотивационные усилия достижения успеха индивида формируются на основе высокой ценности результатов деятельности в будущем.
5. Интересна и “теория Х” и “теория У” (Д. Макгрегор), согласно которой нужно отказаться от теории Х, считающей, что ведущий мотив труда - угроза лишить индивида возможности удовлетворить материальные потребности.
Будущее за теорией У, предполагающей, что человек при соответствующих условиях стремиться к творчеству и ответственности в сфере труда.
Рассмотренные теории
мотивации служат основой для
выработки мотивационных
Мотив - побуждение индивида к деятельности. Побуждение к деятельности вообще связано с потребностно-мотивоационной сферой. Как известно, потребности суть объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его воспроизводства, функционирования и развития, именно социальных потребностей.
Мотив является критерием
выделения отдельных видов
Материальная
Социальная значимость
труда включает в себя понимание
общественного значения выполняемой работы.
В данном случае важно, как относится к
работнику руководитель, замечают ли его
вклад в общее дело коллеги, ценят ли в
организации добросовестный труд.
1.2 Методы исследования мотивации трудового коллектива и техника анализа
Исследование мотивации коллектива имеет важное теоретическое и практическое значение в современной психологии личности и психологии труда, управления по изучению взаимоотношений между людьми в сфере трудовой деятельности.
Исследование мотивации персонала среди менеджеров среднего звена в разных странах, выявило три важнейших фактора мотивации:
1. Желание работать
в компании, которая известна, успешна
и престижна, то есть
2. Работа сама по себе, работа как интересное, увлекательное занятие для менеджера, которое он выполняет с удовольствием, которое дает возможность для самореализации.
Информация о работе Особенности мотивации в трудовом коллективе