Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа
Основу концепции управления персоналом в любой организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствие с задачами, стоящими перед организацией.
Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все эти усилия будут сведены на нет, если члены организации не будут работать должным образом, не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.
Введение________________________________________________________ 3
Глава 1. Развитие системы мотивации _______________________________ 7
Понятие мотива, мотивационной структуры, стимулов _________ 7
Мотивационный процесс __________________________________ 14
Теория мотивации ________________________________________ 19
Глава 2. Мотивация государственных служащих _______________________ 35
2.1 Специфика мотивации государственных служащих_____________ 35
2.2 Проблемы мотивации и стимулирования государственных
служащих ________________________________________________ 42
2.3 Рекомендации ____________________________________________ 45
Заключение ______________________________________________________ 48
Список использованных источников и литературы _____________________ 50
Герцберг показал, что присутствие мотивационных факторов оказывает значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. В то же время отсутствие удовлетворения этих потребностей демотивирующим моментом не становится. С «гигиеническими» потребностями дело обстоит наоборот: отсутствие или недостаточное удовлетворение их вызывает у людей недовольство работой и резко снижает стимулы к ней, однако благополучие в этой области еще не означает появления удовлетворенности, поскольку это лишь создает предпосылки для активности. Таким образом, Герцберг сделал, на первый взгляд, парадоксальный вывод, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя.
Поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, а только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов.
Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие, каждая имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.
Так, например, потребность достижения в теории МакКлелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера — группе потребностей, входящих в набор мотивационных факторов, теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей.
На рис. 1.4 дано некое условное соответствие групп потребностей, выделяемых в данных четырех концепциях. 5
Теория Маслоу |
Теория Альдерфера |
Теория МакКлелланда |
Теория Герцберга |
Потребность самовыражения |
Потребность роста |
Потребность достижения |
Мотивационные факторы |
Потребность признания и самоутверждения | |||
Потребность властвования | |||
Факторы гигиены | |||
Потребность связи |
Потребность соучастия | ||
Потребность принадлежности и причастия | |||
Потребность безопасности |
Потребность существования | ||
Физиологические потребности |
Рис. 1.4. Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации
Как видно, не существует единого подхода к объяснению мотивации человека. Хотя теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга рассматривают мотивацию с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу, которая дает общее представление о содержании мотивации.
Основным недостатком всех теорий содержательной концепции является то, что они уделяют внимание анализу факторов, объясняющих мотивацию, но не рассматривают механизма ее деятельности. Этот недостаток преодолен авторами процессного подхода.
Процессуальные теории мотивации рассматривают динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.
Эти теории позволяют узнать то, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Имеется три основные процессуальные теории мотивации: Врума, Адамса и Лока, а также объединяющая все концепции модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания Врума базируется на том, что человек надеется на удовлетворение своих потребностей, и в соответствии с ожидаемым результатом, планирует уровень затрачиваемых усилий.
В своей концепции Врум попытался объяснить, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими возможностями, и сколько он готов затратить усилий для достижения результата.
Представления людей о том, в какой мере их действия приведут к определенным результатам получили название ожидания. Оно определяется исходя из анализа ситуации, знаний, опыта, интуиции, способности оценить обстановку и свои возможности и оказывает значительное влияние на активность человека, и его стремление к достижению поставленной цели. Оценка ожидания варьируется в диапазоне от 0 до 1. В том случае, если человек считает, что исполнение и результаты не зависят от его усилий, ожидание равно 0. Если же, наоборот, он считает, что результат и исполнение полностью зависят от его усилий, то ожидание получает в качестве количественной оценки 1. Ожидание оказывает очень сильное влияние на поведение человека в организации, так как, базируясь на этом, он определяет для себя то, насколько он должен стараться, сколько усилий он должен затрачивать для исполнения работы.
В.Врум выделяет ожидание 2-х типов:
а) ожидания
человека, что планируемый уровень затрачиваемых
усилий
приведет к достижению желаемого результата.
Такие ожидания получили
название ожидания результатов. В данном
случае Врум подчеркивает
взаимосвязь: затраты труда - результаты
(3-Р).
б) ожидание справедливого вознаграждения
за достигнутый уровень
результатов. Здесь подчеркивается взаимосвязь:
результаты - вознаграждение
(Р-В).
Кроме того, для объяснения мотивации к труду в теории ожидания вводится понятие валентности. Валентность - это удовлетворенность или неудовлетворенность вознаграждением, оценка ценности вознаграждения. Если отношение к вознаграждению негативное, то валентность отрицательна; если вознаграждение имеет ценность - положительна; если же безразличное -нулевая.
В. Врум утверждает, что итоговая оценка, определяющая мотивацию человека, интегрирует в себе оценки вероятности того, что, во-первых, работник сможет справиться с поставленной задачей (ожидание результатов (3 - Р)); во-вторых, что его успех будет замечен руководителем и должным образом вознагражден (ожидание справедливого вознаграждения (Р - В)) и, в-третьих, оценку возможного вознаграждения (валентность).
Оценивая теорию ожидания, Егоршин в своей книге «Управление персоналом» подчеркивает, что «если значение любого из трех факторов для определения мотивации будет мало, то мотивация будет слабой».
На основании сказанного можно сделать вывод, что степень мотивированности человека, необходимая для решения задач, будет создаваться путем обеспечения достаточно высокого уровня ожиданий и неотрицательной валентности, то есть он должен осознать, что от его усилий зависят определенные результаты труда, за которым последует вознаграждение.
Другой концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Адамса. Автор утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное с достижениями других людей.
Человек субъективно определяет отношение полученного результата или вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:
Индивидуальные доходы Доходы других лиц
_______________________ = __________________
Индивидуальные затраты Затраты других лиц
Если в результате сопоставлений он делает вывод, что нарушений нет, то мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, то происходит демотивация личности, в результате чего эффективность труда понижается и человек начинает, чтобы «восстановить справедливость» -снижать деловую активность, требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда, продвижение по службе и т.д. В то же время, если людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны.
Теория справедливости позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми. Руководитель должен не только стремиться быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и хорошо знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.
К процессному подходу принадлежит также теория постановки целей Лока. Теория исходит из того, что люди субъективно в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей как приверженность к ним их приемлемость, сложность и т.п.
Если цели реальны, конкретны, приемлемы для работника, то чем они выше, тем больших результатов добивается человек в процессе их достижения в противном случае цели перестают быть средствами мотивирования. К высоким результатам ведет ясность и определенность целей, четкость и конкретность в их постановке. Чем больше он привержен им, тем упорнее он будет следовать им, несмотря на сложность, специфичность и иные препятствия. В то же время их расплывчатость, аморфность вызывает распыление усилий, а поэтому и соответствующий результат.
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от участия в делах организации и в результате не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности.
В рамках партисипативного управления рядовые работники получают право самостоятельно принимать решения, касающиеся средств и методов выполнения поставленных перед ними задач; привлекаются к консультированию по специальным вопросам, участвуют в рационализаторстве и изобретательстве, специальных творческих группах; получают возможность самостоятельно контролировать свою работу.
Портер и Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теорий ожидания и справедливости. Теория Портера-Лоулера основывается на предположении, что сама работа является источником удовлетворения потребностей, но при этом подчеркивается важность вознаграждения за работу, как элемента мотивации.
Теория ожидания, справедливости, постановки целей и модель Портера-Лоулера объясняют то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе; дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем она определяется. Несмотря на принципиальное различие, все четыре теории имеют общее, позволяющее сделать определенные выводы для создания эффективной системы мотивации.
В целом современными принципами мотивации считаются:
проч.;
- защита здоровья и обеспечение благоприятных условий труда;
На практике все эти формы используются совместно в той или иной пропорции в зависимости от характера организации и специфики внутренних процессов в ней.
Глава 2. Мотивация государственных служащих
2.1. Специфика мотивации государственных служащих
Описанные выше теоретические принципы и методы мотивирования человека характерны и применимы в любых отраслях хозяйствования, управления, включая государственное управление. Однако, деятельность государственной службы, в которой государственные служащие играют ведущую роль, имеет определенную специфику по сравнению с деятельностью предприятий промышленного и иного бизнеса.
Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственной службой считается профессиональная деятельность только по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Таким образом, в самом определении понятия «государственная служба» подчеркивается, что деятельность государственных служащих, замещающих должности государственной службы носит обслуживающий, вспомогательный характер.
На государственных служащих, находящихся на государственной службе возлагаются законодательно определенные права и обязанности, а также ограничения, связанные с государственной службой.
Соответственно эта специфика откладывает отпечаток и на систему мотивации персонала органов государственного управления.
В настоящее время уже нельзя обращаться только к административным методам управления, которые ориентированы на человека как средство и функцию. Необходимо принципиально новое видение человека на государственной службе: он рассматривается как личность, как открытая, развивающаяся "система". В связи с этим важным представляется управление персоналом государственной службы на основе мотивации личности, раскрытия и рационального использования способностей человека, его профессиональных качеств.
Информация о работе Особенности мотивации и стимулирования государственных служащих