Особенности национальности менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы – комплексный анализ и изучение национальных особенностей современного менеджмента в России.
Исходя из главной цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности национальной деловой культуры современного менеджмента;
Изучить инфраструктуру и характерные черты современного российского менеджмента

Содержание

Введение 2
1.Влияние национальных факторов на развитие менеджмента в России.
1.1.Особенности национальной деловой культуры и ее роль в системе современного менеджмента
1.2. Инфраструктура и характерные черты современного российского менеджмента
2. Российская модель современного менеджмента. Сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью.
2.1. Российская модель менеджмента.
2.2.Сопоставление российской и западной моделей менеджмента
2.3. Роль российской культуры в системе современного менеджмента
Заключение
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 57.95 Кб (Скачать файл)

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Реальный менеджмент, который сформировался в каждом конкретном обществе имеет в своем составе всегда общие и особенные черты в различных сочетаниях.

Очевидно, что правомерно по аналогии говорить и о российском менеджменте. Понимание такого подхода имеет большое значение и поэтому нельзя механически переносить особенные черты менеджмента из одной культуры в другую. Это означает, что знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления, это значит создать условия для более полной реализации идеи менеджмента. Состояние развития российского общества, сложившиеся производственные отношения, менталитет и другие факторы позволяют выделить 4 основных особенности российского менеджмента:

1. приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий.

Наиболее актуальными проблемами управления в России становятся конверсионные процессы. Антикризисное управление, управление занятостью людей, информационные технологии, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Однако главная проблема состоит в том, чтобы выявить их, а в том, чтобы выстроить ранжированные приоритеты. Именно здесь зародились наибольшие трудности в понимании менеджмента и его роли в России.

2. инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические  условия его существования.

Здесь важно понять и сформулировать понятие собственно инфраструктуры. Она представляет собой совокупность множества факторов, составляющих ту общественно-экономическую среду, в которой формируется российский менеджмент.

Здесь можно выделить 3 основных группы факторов:

а) факторы менталитета (ценности, национальные традиции и культура), 
б) факторы общественного сознания, т.е. осознание практики зарубежного и отечественного направления (система подготовки менеджеров), 
в) факторы уровня научного мышления, методологической культуры, развитие социально-экономических знаний.

3. комплекс факторов затрудняющих  или благоприятствующих укреплению  менеджмента в России: факторы  уровня научного мышления, методологической  структуры, развитие социально-экономических  знаний;

4. культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно изменить в одночасье  и которые, как показывает исторический  опыт развития, и не нужно изменять.

Можно выделить 2 отношения к менеджменту в России: 
а) полное отрицание необходимости внедрения менеджмента.  
б) довольно разговоров о российской специфике.

Особенности российского менеджмента определяются:

чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

2. Российская модель современного менеджмента. Сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью.

2.1. Российская  модель менеджмента.

В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования российской модели менеджмента, приспособленной к рынку и способной решать кризисные ситуации. Отечественный бизнес все еще в основном повернут внутрь самого себя, в общем, не очень-то склонен к росту и развитию (прибыль капитализации направляется в личное пользование), он оценивает свои возможности не как средство творческой самореализации, а как инструмент насилия над ближними, ненавидит конкуренцию, велико его стремление действовать в обход закона. Копируют цивилизованный бизнес, но не его фундаментальные основы, а внешние признаки. 
 
Российская модель менеджмента должна формироваться исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что: 
 
1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям (школа науки управления). 
 
2. Организация рассматривается как открытая система, на |которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.). 
 
3. Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. 
 
4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей. 
 
5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п. 
 
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям: 
 
• рациональное сочетание рынка и государственного регулирования; 
• широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций; 
• постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды; 
• достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации; 
• разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды; 
• резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией; 
• использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы; 
• совершенствование структур управления за счет большей централизации функций; 
• постоянная забота о повышении квалификации работников организации; 
• максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ; 
• развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.); 
• привлечение сотрудников к управлению организацией. 
 
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики управления, создали собственные модели управления с учетом своих специфических особенностей.  
 
Но какая модель для нас приемлема? 
 
Ответ на него затрудняется и тем обстоятельством, что не только в целом страна, но и отдельные ее регионы предрасположены к различным экономическим моделям, применяемым в странах с рыночной экономикой. Выяснилось, что шведская модель подходит для Северо-Западного региона (включая Санкт-Петербург, Новгород, Псков), для Восточной Сибири, центра Урала и Московской области – американская модель. Многие считают наиболее привлекательной для отечественных предприятий японскую модель, поскольку-де она в большей степени отвечает особенностям российских культурных традиций и национальной психологии (приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.) 
 
Но практика показывает, что набор достоинств успешных моделей менеджмента разных стран и регионов – еще не гарантия построения эффективной модели для своей организации. 
 
Вместе с тем базовыми принципами построения российской модели менеджмента можно считать: 
 
- использование в управлении концепции государственного регулирования экономики. Немаловажную роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление. Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации. Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны. 
 
- свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления. 
 
- управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации. Они включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы. 
 
- отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям. 
 
- выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как в внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий. 
 
- введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, планов использования госбюджета. 
 
- совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления. За последнее время обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных управлять организациями и экономикой страны в рыночных условиях. Одной из причин сложившегося положения является неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях и в организациях. 
 
- повышение конкурентоспособности продукции и организаций на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом уровне обеспечивается, прежде всего, конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке. 
 
Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.

2.2.Сопоставление  российской и западной моделей  менеджмента

Американский менеджмент.

Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и

истории менеджмента как науки вообще.

Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по

праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления

появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел

широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал

использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем

докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые

поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида

управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие

«научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора

«Принципы научного управления».

Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так

развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация

управления способствовали активному внедрению в управление системного

подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы.

Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между

различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую

популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие

правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным

направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и

технологии производства и уверенном в примате четкой организации

деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление

«организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим

особенностям предприятия.

Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в

сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента,

обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение

теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное

творчество в этой области познания.

Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования

менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и

переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов

различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных

проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения

факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко

централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их

функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную

ответственность. Децентрализованная организационная структура управления

способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя

ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в

производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию

фирмы.

Несколько десятилетий назад такая функция, как «организация производства»,

была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в

США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций

составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в

организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование

управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень

принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к

процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти

преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий

вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса

считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные

преимущества больших компаний.

Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что

экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту,

так же как и капиталу. «Менеджмент и капитал – вот две составляющие,

которые необходимы для экономического развития Америки.

В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует

отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из

составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную

ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления

производством и персоналом.

Японский менеджмент.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические

особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан

с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в

корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными

ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство –

человеческие ресурсы».

По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть

характерных признаков японского управления.

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии

ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.

Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство

корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с

руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную

возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для

укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует

улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и

рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для

улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность

количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и

сознательного направления вектора их активности на цели более значимые,

чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает

система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для

европейского образа мысли.

Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие

начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности

фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает

взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и

совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,

дают существенные результаты. Японская система управления старается также

создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных

Информация о работе Особенности национальности менеджмента в России