Особенности национальности менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы – комплексный анализ и изучение национальных особенностей современного менеджмента в России.
Исходя из главной цели курсовой работы, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть особенности национальной деловой культуры современного менеджмента;
Изучить инфраструктуру и характерные черты современного российского менеджмента

Содержание

Введение 2
1.Влияние национальных факторов на развитие менеджмента в России.
1.1.Особенности национальной деловой культуры и ее роль в системе современного менеджмента
1.2. Инфраструктура и характерные черты современного российского менеджмента
2. Российская модель современного менеджмента. Сравнительный анализ и сопоставление с Западной моделью.
2.1. Российская модель менеджмента.
2.2.Сопоставление российской и западной моделей менеджмента
2.3. Роль российской культуры в системе современного менеджмента
Заключение
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 57.95 Кб (Скачать файл)

ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для

потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и

взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и

поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому

использованию для повышения экономической эффективности производства и

качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих

фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при

которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за

исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только

виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и

принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители

ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую

выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы

увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие

компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости

контроля качества. При управлении производственным процессом их главная

забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя

заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в

работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится

с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения,

японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных

помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие

нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии

для содействия дополнительным нововведениям широко используется система

новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого

качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,

который может служить гарантией качества продукции и способен повысить

производительность благодаря чистоте и порядку.

В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих

отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества

служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и

управляющими.

Одной из отличительных особенностей японского управления является

управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими

служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно.

Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую

технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной

платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и

другие. Но существует и большая разница между американским и японским

управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих

служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую

мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления

стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам

фирмы.

Существуют также особенности японской системы управления качеством,

отличающая ее от западной системы:

управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении

качеством.

подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

деятельность кружков качества.

инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга

предприятию и проверка деятельности руководства.)

использование статистических методов.

общенациональные программы по контролю качества.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.

Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он

часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа

осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он

должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и

сохранить любовь и преданность своего персонала.

В целом японская система управления опирается на коллективное решение

проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности,

отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Российские традиции управления

Рассматривая российские традиции управления, следует отметить, что в

результате отсутствия частной собственности в советский период российской

истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск

развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции

государственного управления в России.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней,

на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую

роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем,

что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма

значительная часть крупного производства принадлежала государству.

Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления,

неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих

правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не

способствовало развитию новых идей в управлении.

Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития

национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в

молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не

осталось больше частной собственности, по военному четких мер по

реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все

это сделало систему государственного и промышленного управления жесткой и

строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали

экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной

ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое

распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов

управления промышленностью.

Новая экономическая политика государства несколько «ослабила

гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот

период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях

управления. Последующие периоды индустриализации и Великой отечественной

войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое,

русло.

Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому

некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева,

сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных

руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от

действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают

волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности.

Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью

теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов,

основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в

условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в

глубочайшему экономическому кризису.

Распад Советского Союза ставит проблемы борьбы с кризисом перед

правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики

становится такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».

Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на

предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой,

протекционизм правительства по отношению к отечественной промышленности,

ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

В целом складывается такой облик русского менеджмента:

Индивидуальная ответственность и направленность руководства и четкое

распределение обязанностей;

Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над

личностью;

Жесткая структура управления, медленная обратная связь.

Рассмотрев особенности национальных типов управления, для большей

наглядности я собрал основные тезисы национального менеджмента в

таблицу:

|Объект сравнения |США |Япония |Россия |

|Характер решений |Индивидуальный |Коллективный|Индивидуальный|

|Преодладающие цели |Тактические |Стратегическ|Тактические |

| | |ие | |

|Разграничение |Четкое |Расплывчатое|Четкое |

|обязанностей и | | | |

|полномочий | | | |

|Специализация |Узкая |Широкая |Узкая |

|работников | | | |

|Ответственность |Индивидуальная |Коллективная|Коллективная |

|Приверженность |К профессии |К фирме |К профессии |

|работника | | | |

|Оценка и карьерный |Быстрый |Медленный |Медленный |

|рост | | | |

|Разделяемые ценности |Индивидуальные |Коллективные|Коллективные |

|Направленность |На человека |На коллектив|На коллектив |

|руководства | | | |

|Идеал менеджера |Лидер-сильная |Координатор-|Лидер-сильная |

| |личность |мозговой |личность |

| | |центр | |

|Способ контроля |По индивид. |По |По коллектив. |

| |показателям |коллектив. |показателям |

| | |показателям | |

|Отношение к |Формальное |Неформальное|Формальное |

|подчинённым | | | |

|Обусловленность |Личные  качества|Возраст, |Возраст, стаж,|

|карьеры | |стаж, |коллективные |

| | |коллективные|достижения |

| | |достижения | |

|Структура управления |Жесткая |Гибкая |Жесткая |

|Оплата труда |По индивид. |По коллект. |По |

| |результатам |результатам,|коллективным |

| | |от возраста |результатам |

| | |и стажа | |

|Расходы на обучение |Низкие |Высокие |Высокие |

|персонала | | | |

|Найм на работу |Красткосрочный |Пожизненный |Краткосрочный |

Таким образом, из этой таблицы хорошо видно, как тесно переплелись

качества американского и японского менеджмента в российских управленческих

традициях. И хотя следует признать, что такие основные черты российского

менеджмента являются пережитками Советского строя, что в новых коммерческих структурах применяются совсем иные принципы управления, привнесенные в основном из Америки и Западной Европы, основная масса промышленного потенциала все ещё не включилась в перестройку моделей управления производством.

Все вышеизложенное ещё раз доказывает сложность и неоднозначность

применения «готовых» экономических решений для «лечения» экономики ношей страны.

2.3. Роль российской  культуры в системе современного  менеджмента

В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.

Информация о работе Особенности национальности менеджмента в России