Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:24, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении особенностей организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.
Задачи работы следующие:
раскрыть сущность и значение стратегического менеджмента;
изучить принципы организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях;
рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО "Актай".
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "АКТАЙ"
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ООО "АКТАЙ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладает производители замещающей продукции. Особенность трансформаций рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Для этого, того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящие замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.
Конкурентная сила поставщиков зависит от следующих факторов:
уровень специализированного поставщика;
величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
степень специализированного покупателя в приобретении определенных ресурсов;
концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
важность для поставщика объема продаж.
При изучений поставщиков товаров в первую очередь следует обращать внимания на следующие характеристики их деятельность:
стоимость поставляемого товара;
гарантия качества поставляемого товара;
график поставки товаров;
пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
В ООО "Актай" поставляются: моющие и чистящие средства, детские подгузники, средства женской гигиены, средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, стиральные порошки, средства по уходу за полостью рта, а также косметические средства. Следующие фирмы: "Procter&Gamble"; "Schwarzkopf&Henkel"; "Unilever"; ЗАО "Невская косметика"; Концерн "Калина"; "Colgate-Palmolive"; "Nivea"; "Косметика XXI века"; "L`OREAL"; "WELLA"; "ORAL B"; "Gillette"; "JOHNSON&JOHNSON", "AKRO" ЗАО "Аист", Казанский завод бытовой химии.
В ООО "Актай" имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.
Доля рынка ООО "Актай" в Апастовском районе составляет около 20%. Продукция ООО "Актай" пользуется спросом у потребителей среднего и старшего возраста со средним и низким уровнем доходов. Продаваемые в магазинах товары пользуется спросом, так как они хорошего качества, приемлемые по стоимости, существует доверие покупателей к предприятию. Руководство предприятия активно старается увеличить объем продаж своей продукции.
Также в целях увеличения прибыли в торговой сети проводятся различные акции.
Для улучшения информированности потребителей о продаваемых товарах руководство предприятия использует различные средства воздействия. Одним из самых важных средств является реклама. Руководство ООО "Актай" проводит рекламную деятельность с помощью телевидения, радио, выпуском газет и листовок.
Общая численность работников ООО "Актай" составляет 73 человека. В основном, это квалифицированные работники, давно работающие на предприятии.
На предприятии выплачиваются разного рода материальные вознаграждения (к праздникам, на юбилейный день рождения работника). Сотрудники, которые отработали, на предприятии более 2 лет получают, премию.
На сегодняшний день текучесть персонала в целом по предприятию небольшая, это связано в первую очередь с тем, что на предприятии увеличилась заработная плата. График работы магазинов ООО "Актай": с 8 до 20 часов все дни недели.
Персонал магазина работает в две смены. Из-за нехватки продавцов, персонал магазина может работать длительное время без выходных дней. Из-за этого появляется недовольство работников условиями труда, и они увольняются. Занять вакантные места продавцов, приходит очень много желающих. Несколько дней они следят за работой продавцов непосредственно в магазине. Но, пообщавшись с недовольными условиями труда продавцами, они бросали работу.
От выполнения плана продаж напрямую зависит величина их заработной платы. Заработная плата всего персонала также зависит от выполнения плана. План составляется на основе анализа продаж на каждом филиале. Фиксированная заработная плата продавцов составляет 7000 руб. за 22 рабочих дня.
Предприятие имеет возможности привлечение долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику - задолженности по налогам практически не имеет.
Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.
С 2007 года на предприятии внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.
Слабым местом финансового состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую.
Проанализировав финансовые показатели предприятия можно сделать вывод о том, что ООО "Актай" имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции.
Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха ООО "Актай":
1. Ключевые
факторы успеха в области
2. Ключевые
факторы успеха в области
3. Ключевые
факторы успеха в области
4. Другие типы ключевых факторов успеха (доверие потребителей предприятию).
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия.
ООО "Актай" обладает многолетним опытом продаж товаров бытовой химии. К тому же продаваемые товары торговой сети, хорошего качества и пользуется спросом у потребителей Апастовского района. А слабыми сторонами торговой сети отдаленность предприятия от основных поставщиков товаров.
Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемых товаров, провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие сможет продавать для расширения ассортимента.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с продажей товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
По выбору стратегий оказывает влияние многочисленные и разнообразные факторы, к числу важнейших из них можно отнести следующие:
1. Вид бизнеса
и особенностей отрасли, в которой
работает организация. В первую
очередь здесь принимается во
внимание уровень конкуренции
со стороны организаций, производящих
одинаковую или заменяющую
2. Состояние
внешнего окружения. Стабильно оно
или подвержено частым
3. Характер целей, которые ставит перед собой организация, а также ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации.
4. Уровень
риска. Риски являются реальными
факторами жизнедеятельности
5. Внутренние
структуры организации, их сильные
и слабые стороны. Внутренняя
структура организации должна
рассматриваться с учетом
6. Опыт реализации
прошлых стратегий. Он, прежде всего,
связан с человеческим
7. Фактор времени. Этот фактор при принятии управленческих решений играет важную роль. Он может способствовать успеху или неудаче организации. Даже самая прекрасная стратегия, новая технология или новый товар не приведут к успеху, если они будут заявлены на рынок не вовремя. А это может привести организацию к большим потерям или даже к банкротству.
Рынок товаров бытовой химии является, хотя образованным давно, но до сих пор растущим. Здесь постоянно разрабатываются новые товары, способные удовлетворить развивающиеся потребности потребителей, появляются новые технологии и новое сырье. Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно обладать силой выстоять среди безжалостных конкурентов, производя продукцию, которая сможет конкурировать с товаром бытовой химии любых производителей.
Проведенный ранее анализ факторов внешней и внутренней среды, и, выделенные на его основе сильные и слабые стороны деятельности ООО "Актай", позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие "наплаву", но и получить максимальную прибыль от торговой деятельности.
Выбор стратегии торговой деятельности предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и внешней среды ООО "Актай" приведенных ниже:
1) рынок
товаров бытовой химии
2) развитие
НТП способствуют появлению
3) продукция, продаваемая предприятием, хорошего качества и пользуется спросом потребителей;
4) слабой
стороной деятельности
Для успешной работы на растущем рынке и получения максимальной прибыли предприятию необходимо пересмотреть ассортимент продаваемых товаров. При этом необходимо использовать свой потенциал и возможности в целях открытия новых направлений деятельности, которые не требовали бы изменения структуры предприятия и больших капиталовложений, сочетались бы с продажей товаров бытовой химии, имели бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносили бы постоянный доход.
Стратегия, которую может использовать ООО "Актай" в своей деятельности является комбинированной и состоит из 2-х частей: "сокращение расходов предприятия" и "диверсификация".
В рамках стратегии сокращение расходов предприятия необходимо проанализировать ассортимент продукции в целях сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и доли в объеме продаж.
Действительно ассортимент продаваемых товаров ООО "Актай" очень большой и постоянно расширяется, новинки пользуются спросом у потребителей, а более "старые" товары являются не рентабельными, поэтому необходимо проводить стратегию диверсификации. И ввести в ассортимент новые товары, например, бытовая техника, которая будет пользоваться спросом у потребителей и будет приносить более высокую прибыль предприятию.
Немаловажное значение при обновлении ассортимента имеет ценовая стратегия. Для привлечения покупателей при реализации новых видов товаров ООО "Актай" необходимо использовать наименьшую наценку к стоимости товара. На первых порах это позволит привлечь покупателей и привыкнуть к этому виду товара. Потом можно применять систему скидок для покупателей, покупка которых превысила определенную сумму, например 10000 рублей. Можно использовать систему скидок для постоянных покупателей. Так как покупателями ООО "Актай" является сельское население с низким заработком для конкурентной борьбы это самый эффективный методом является метод низких цен.
В последнее время очень популярны распродажи. Этот вид продаж необходимо периодически применять в торговле непродовольственными товарами. Синтетические моющие изделия, срок пользования которых подходит к концу также необходимо распродавать.