Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:42, курсовая работа
Цель написания данной работы - изучить вопрос управления отношениями в трудовом коллективе.
Задачи работы:
1. Дать определение понятию трудовой коллектив, изучить функции и классификацию трудового коллектива.
2. Изучить социальную ориентацию и социальную структуру трудового коллектива.
3. Ознакомиться с процессом управления отношениями в трудовом коллективе, сделать соответствующие выводы и предложения.
Введение
Глава 1. Трудовой коллектив: определение, свойства, классификация, функции
Глава 2. Социальная ориентация и социальная структура трудового коллектива
Глава 3. Основные принципы управления трудовым коллективом
Заключение
Список используемой литературы
Функциональную структуру
представляют следующим образом: работники преимущественно
физического труда (основные, вспомогательные,
обслуживающие) и работники преимущественно
умственного труда (административно-
Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:
отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;
отношения по вертикали
(организационно-
Немало важную роль играет
социально-демографическая
Социально-организационная
структура формируется
В профессионально-
В рамках социальной организации трудового коллектива выделяют также формальную и неформальную подсистемы регуляции отношений. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя.
Формальная структура
организации - основа административной
структуры - представляет собой систему
узаконенных безличных
Цель формальной организации - сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и предсказуемым. Поэтому в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс достижения цели.
В отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может, как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.
Необходимость в неформальной организации обусловлена рядом факторов:
невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;
неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
необходимость отработки
новых стандартов поведения, которые
первоначально возникают именно
в неформальной организации и
лишь затем переносится в
Невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам при всем многообразии неделовых отношений.
Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей.
Трудовой коллектив
характеризуется определенным набором
социально-психологических
Совпадение ценностных ориентаций коллектива с ценностными ориентациями общества.
Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
Доброжелательное отношение к "новичкам".
Преобладание оптимистического настроения.
Удовлетворенность работой и коллективом.
Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
Предрасположенность к общению в нерабочее время.
Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.
Выделяют следующие социально-
Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).
Организованность - важнейшая характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение единой цели.
Организованность
а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений и действий);
б) с качественной стороны (совершенствование организационных отношений, обогащение форм активности участников коллектива).
Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:
стремление к сохранению группы (коллектива) как целого;
наличие авторитетного и компетентного руководства;
единство мнений об организаторах;
субординационная
способность к согласованным действиям;
инициативность и
стремление к сотрудничеству и др.
Психологическое единство (сплоченность) - это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений всех членов группы друг к другу.
В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:
1) сплоченный (консолидированный)
коллектив. Он характеризуется
относительно стабильным
2) расчлененный (слабосплоченный) коллектив состоит из ряда социально-психологических групп, имеющих своих лидеров. Трудовые показатели, активность и дисциплина этих групп различна;
3) разобщенный (конфликтный)
коллектив характеризуется
По своей направленности сплоченность может быть:
а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;
б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.
Различают следующие
стадии сплочения трудового
1. Ориентационная - это этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе путем целенаправленной ориентации и самоориентации.
2. Взаимоадаптационная стадия - представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива при целенаправленном, воспитательном воздействии руководителя или путем самоадаптации (подражание и идентификация).
На этой стадии создается актив, выделяются добросовестные исполнители, организаторы и дезорганизаторы, складывается группа пассива.
3. Стадия консолидации,
сплочения. Это этап зрелости
коллектива. Группы формируются
по интересам. Большинство
Особую значимость все указанные выше параметры имеют в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.
Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.
Социально-психологический
климат - это целостное социально-
Социально-психологический климат бывает:
а) благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.
б) неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.
Социально-психологический климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллективе.
Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов:
Непригодность руководителя. Руководство - это, видимо, самый важный фактор, определяющий качество работы коллектива. Организаторские способности имеются далеко не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические способности.
Неквалифицированные сотрудники. Эффективный коллектив должен представлять собой сбалансированное объединение людей, где каждый качественно исполняет свою роль и все решают общую задачу.
Ненормальный микроклимат.
Коллектив составляют люди с разными
ценностями и пристрастиями. Объединяют
их не только общие цели, но и эмоции.
Преданность коллективу - один из признаков
нормального климата в
Нечеткость целей. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива не смогут внести свой вклад в общее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, то есть совокупности основных целей и задач. Эти цели конкретно формулируются для трудовых коллективов нижестоящих подразделений в виде принципов деятельности, правил или даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих.
Неудовлетворительные результаты работы. Бывает, что хороший микроклимат, высокая компетентность сотрудников не дают хороших результатов. Неудачи, как правило, оказывают демотивирующее воздействие на членов коллектива. Задача руководителя в таком случае - поддержать высокий моральный дух сотрудников, предложить соответствующие стимулы для активизации работы подчиненных.
Информация о работе Особенности организации управления на российских предприятиях