Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики и высоких темпов научно-технического прогресса особенно важным становится ориентация страны на ускоренное инновационное развитие. Дальнейшее развитие экономики России требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объемов инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. При этом важен не только совокупный уровень инвестиций в стране, но и распределение инвестиционного потенциала в регионах как гарант их финансовой и социальной стабильности. В современных условиях именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода территорий, способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить бюджеты, а для большинства российских территорий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность 6
1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления 12
1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики 20
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1 Особенности реализации инвестиционных проектов Тюменской области…………………………………………………………………………….24
2.2. Инвестиционное развитие Тюменской области 29
2.3. Инвестиционные приоритеты Тюменской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ГЛОССАРИЙ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте.docx

— 141.33 Кб (Скачать файл)

Таким образом, использование капитала как инвестиционного ресурса в экономическом процессе, не обязательно связано с наличием титула собственности. Это использование может осуществляться лицами, непосредственно не являющимися субъектами прав собственности на него.

8. Инвестиции как объект  временного предпочтения. Процесс инвестирования капитала непосредственно связан с фактором времени. С позиций этого фактора предназначенный к инвестированию капитал может рассматриваться как запас ранее накопленной экономической ценности с целью возможного ее преумножения в процессе инвестиционной деятельности, а с другой, - как задействованный экономический ресурс, способный увеличить объем потребления благ инвестора в любом интервале предстоящего периода. При этом экономическая ценность сегодняшних и будущих благ, связанных с инвестициями, для владельцев инвестируемого капитала неравнозначно.

Эта особенность экономического поведения индивидуумов в экономической теории отражается термином «временное предпочтение», суть которого состоит в том, что при прочих равных условиях возможности будущего потребления всегда менее ценны в сравнении с текущим потреблением. Для того, чтобы преодолеть указанный стереотип временного предпочтения и побудить собственника капитала к инвестированию, отказавшись от его использования на цели потребления, необходимо обеспечить за такой отказ достаточно весомое для него вознаграждение в форме инвестиционного дохода.

9. Инвестиции как носитель  фактора риска. Риск является важнейшей характеристикой инвестиций, связанной со всеми их формами и видами. Носителем фактора риска инвестиции выступают как источник дохода в предпринимательской деятельности инвестора. Осуществляя инвестиции, инвестор всегда должен осознанно идти на экономический риск, связанный с возможным снижением или неполучением суммы ожидаемого инвестиционного дохода, а также возможной потерей (частичной или полной) инвестированного капитала. Следовательно, понятия риск и доходность инвестиций в предпринимательской деятельности инвестора взаимосвязаны.

10. Капитал как носитель  фактора ликвидности. Различные формы и виды инвестиций обладают различной степенью ликвидности.

Эти различия определяются степенью мобильности различных форм капитала как инвестиционного ресурса, функциональными особенностями конкретных видов реальных инвестиционных товаров (инвестиционных объектов) и инвестиционными качествами различных финансовых инструментов инвестирования, уровнем развития инвестиционного рынка и характером его государственного регулирования, сложившейся конъюнктурой инвестиционного рынка и отдельных его сегментов и другими условиями.

Таким образом, ликвидность инвестиций является объективным фактором, обуславливающим выбор конкретных их форм и видов при прогнозировании необходимого уровня их предстоящей доходности.

Понятие «инвестиции» тесно связано с понятием «инвестиционная деятельность». Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

 

1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления

 

В современной России на государственном уровне применение проектно-ориентированного управления началось с реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Национальные проекты представляют собой новую организационно-экономическую форму государственного регулирования отраслей экономики на основе соединения отраслевого и проектного методов управления, что обеспечивает интегральный эффект воздействия и межведомственную координацию в процессе хозяйственной деятельности. Реализация проектов такого масштаба предполагает не только выделение значительных из года в год растущих финансовых ресурсов, но и грамотную организацию управления ходом работ на всех этапах [2]. Учитывая федеративное устройство государства с постепенным перемещением управления социально-экономическими вопросами с федерального уровня на региональный, процесс реализации проектов возложен на субъекты Российской Федерации.

Процесс управления инвестиционными проектами на региональном уровне в соответствии с жизненным циклом можно представить следующим образом (рис. № 1.1).

Этот процесс начинается с формирования инвестиционного предложения. Важнейшей особенностью процесса формирования и принятия инвестиционных решений в региональном аспекте является выделение приоритетных задач и разработка определенной схемы и механизма, которые могли бы удовлетворить все стороны, участвующие в реализации инвестиционных проектов.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на первом этапе принимают решение о необходимости осуществления проектов для решения определенной проблемы. При этом задачей административных органов территориального управления является не только решение социально-экономических проблем для региона, но и поддержка приоритетных инвестиционных решений, обеспечивающих наибольший доход по стратегически значимым направлениям регионального развития.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации разработал стратегическую программу развития на среднесрочную перспективу, в которой на основе анализа существующего ресурсного потенциала и изучения современного состояния экономического, социального и экологического процессов в регионе предложены реальные варианты изменения отраслевой и территориальной структуры производства с учетом численности населения [3]. Однако стремительное развитие внешней и внутренней среды приводит к тому, что региональный анализ необходимо осуществлять систематически для того, чтобы вложения были приоритетными и обоснованными. Инвестиционные предложения должны обосновываться не на стратегических программах, утвержденных в прошлые годы, а на экономических расчетах с применением системного научно-методического обоснования выбора приоритетного направления инвестиционного вложения. Базой для этого должен стать постоянный мониторинг инвестиционных процессов в регионе, анализ, прогнозирование и оптимизация инвестиционных решений с использованием современных информационных технологий. Для реализации подобных мер необходим постоянно действующий орган управления, систематически осуществляющий мониторинг развития региона.

Актуализация проблемы и детализация региональных целей позволяет приступить к следующему этапу управления – разработке инвестиционных проектов. Целью этого этапа является создание таких вариантов проектов, которые способны разрешить проблему региона. На этом этапе первоначально появляются альтернативные концепции одного и того же проекта, но после обсуждения и проработок остается один вариант, который закладывают в основу разработки проектов. Затем готовится вся проектная документация на эти проекты, производится стратегическое планирование работ. Кроме того, определяются потребные ресурсы и источники дополнительных ресурсов, в случае нехватки собственных. Обязательной процедурой является планирование рисков, включающее их идентификацию, оценку, а также разработку мер реагирования с целью приращения положительных и минимизации отрицательных последствий. В любом случае действия органов управления региона в зоне рисков должны быть направлены на обеспечение устойчивого развития, а не служить источником риска.

 

 

Рисунок № 1.1 Процесс управления проектами на различных фазах реализации

 

Для эффективного осуществления этого этапа необходимо создание организационных структур управления. Это подразумевает организацию управления в области инвестиционного поиска и разработки проекта. Поэтому разрабатывается система управления проектами в ходе их реализации, назначаются структурные подразделения, ответственные за реализацию и контроль этих проектов.

Во многих субъектах Российской Федерации в управлении инвестиционными проектами принимают участие несколько структурных подразделений исполнительной власти. Однако такое распределение обязанностей не учитывает всю полноту ответственности каждого из них, что влияет на конечный результат. Необходимо, чтобы все вопросы, связанные с привлечением инвестиционных ресурсов, их размещением и управлением, осуществляло одно структурное подразделение исполнительной власти, что позволило бы четко организовать процесс и более полно обеспечить комплексное социально-экономическое развитие региона.

Отличительной особенностью для субъекта Российской Федерации является определение совокупности необходимых ресурсов управления, посредством которых организуется управленческое воздействие на процесс разработки и реализации инвестиционного проекта. Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию. Так, если объем используемых ресурсов известен, то максимизируется результат; если известен результат, которого необходимо достичь, то минимизируется объем потребляемых ресурсов. Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра состава выявленных инструментов или методов управленческого воздействия на них. А это, в свою очередь, потребует изменения ранее установленных целей региональной инвестиционной стратегии и приведения их в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что группа факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлена [4]. В условиях ограниченности региональных ресурсов имеет место строго дифференцированный подход к отбору инвестиционных решений, обеспечиваемых поддерживающими мерами со стороны действующих управленческих структур. В этой связи становится необходимым установление прочных двусторонних коммуникаций между инвестиционными системами и органами регионального регулирования как наиболее интенсивными характеристиками среды.

Невозможно раз и навсегда определить комплекс средств и методов управления проектами, универсальный для успешной реализации всех проектов. Оптимальное сочетание различных средств и методов управления проектами может быть максимально эффективно для определенных типов проектов, состава участников проектов, окружения проектов.

Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации.

Для управления проектами необходимы рычаги, которые будут способствовать достижению конечных их результатов, а также влиять на выбранные пути достижения этих результатов. Поэтому в структуре управления инвестиционными проектами одним из этапов является выбор рычагов влияния на пути достижения результатов. Органы исполнительной власти могут использовать как основные, так и вспомогательные рычаги влияния на результаты. К числу основных результатов в управлении проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно различными способами, при использовании основных рычагов управления проектами, таких как технологии и ресурсы управления. Учитывая этот факт, выбирая соответствующие технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации конкретных инвестиционных проектов, органы исполнительной власти тем самым будут влиять на цели, качество, сроки и стоимость проектов. Кроме основных рычагов, существуют и вспомогательные средства. К ним можно отнести контракты, позволяющие привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектами, организации информационного взаимодействия участников проектов, управления персоналом. Главное для исполнительной власти определиться с тем, что на данный период времени является первостепенным при реализации инвестиционных проектов и каких результатов они хотят достигнуть.

Важным этапом в управлении проектами считается оценка эффективности инвестиционных проектов, поскольку она является инструментом совершенствования качества управления проектами и минимизации рисков [5]. От того, насколько дальновидно, рационально, экономически обосновано и эффективно инвестиционное решение, во многом зависит не только будущее результатов проектов, но и будущее экономики региона в целом. Кроме того, оценка эффективности проектов осуществляется не только на фазе формирования – предынвестиционной, а также на всех остальных фазах: инвестиционной и эксплуатационной, показывая эффективность реализации проектов и их результатов.

Формированием инвестиционных проектов с заданными установками заканчивается предынвестиционная фаза. Власти региона вносят данные проекты в перечень на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу в региональный бюджет в форме действующих обязательств.

На второй инвестиционной фазе органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на конкурсной основе осуществляют отбор всех участников процесса реализации разработанных проектов, проводят переговоры с ними и заключают контракты. Стадия переговоров и заключение контрактов связаны с правовыми обязательствами, поэтому исполнительной власти необходимо четко выстроить работу по подготовке участка земли для застройки инвестиционных объектов, а также по поставке и монтажу оборудования в соответствии с намеченными графиками. В случае если возникают разногласия с кем-либо из взаимодействующих субъектов, ищут компромиссные пути для достижения согласованности. По итогам договоренности готовят и утверждают законодательный акт субъекта Российской Федерации, в котором определяется состав участников, порядок и сроки реализации.

На стадиях инженерно-технического проектирования проектов и строительства объектов исполнительные органы региона организуют внедрение информационных технологий в целях управления инвестиционными проектами и контроля за ходом их реализации. Любые пробелы в разработке проектов отрицательно скажутся на его реализации. Чтобы избежать сбоев в работе, осуществляется оперативный мониторинг проектов и необходимые коррективы их по срокам, ресурсам и т.п. Ежеквартально (ежегодно) исполнители направляют отчеты органам власти о ходе (итогах) выполнения проектов, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации. В целях текущего контроля осуществляется непрерывное сравнение прогнозов, сделанных при разработке и существующем положении дел в проектах. Главный ориентир – это сроки и средства. В случае необходимости готовят предложения по внесению изменений в соответствующие законодательные акты.

Важным моментом на этой фазе жизненного цикла управления проектами является предпроизводственный маркетинг, который власти региона должны осуществлять для того, чтобы при эксплуатации объектов инвестирования это нашло поддержку у жителей региона, что, в конечном итоге, повлияет на поступление доходов в бюджет региона. Здесь действия властей направлены на выбор правильной стратегии маркетинга по формированию доверия населения к инвестиционным решениям. На этой фазе власти региона предпринимают конкретные управленческие действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер, такие как установление правовой, финансовой, а также организационной основ для реализации проекта. Для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры реализации региональных проектов необходимо создание специализированных фондов и бизнес-центров, позиционирующих субъект Российской Федерации и его предприятия, организация и проведение конкурсов инвестиционных проектов и др. для увеличения транспарентности экономики региона в глазах инвесторов.

Информация о работе Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте