Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики и высоких темпов научно-технического прогресса особенно важным становится ориентация страны на ускоренное инновационное развитие. Дальнейшее развитие экономики России требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объемов инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. При этом важен не только совокупный уровень инвестиций в стране, но и распределение инвестиционного потенциала в регионах как гарант их финансовой и социальной стабильности. В современных условиях именно инвестиции являются залогом экономического роста и национального дохода территорий, способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить бюджеты, а для большинства российских территорий - это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инвестиционный потенциал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность 6
1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления 12
1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики 20
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1 Особенности реализации инвестиционных проектов Тюменской области…………………………………………………………………………….24
2.2. Инвестиционное развитие Тюменской области 29
2.3. Инвестиционные приоритеты Тюменской области 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ГЛОССАРИЙ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте.docx

— 141.33 Кб (Скачать файл)

Заключительная фаза управления проектами – эксплуатационная, которая включает сдачу объектов инвестирования в эксплуатацию, подведение итогов, оценку эффективности результатов проектов. Трудность в данной фазе состоит в том, что будущее содержит большой компонент неопределенности, поэтому, решив социально-экономическую проблему, создав нужные объекты для области, власти региона на протяжении периода эксплуатации отслеживают инновационные возможности совершенствования их и при возникновении таких перспектив формируют инвестиционные предложения по совершенствованию созданных объектов.

Таким образом, качество управления региональными инвестиционными проектами обеспечивается за счет использования исполнительной властью региона проектного подхода к управлению инвестиционной деятельностью. Четко определяя цели и результаты проектов, состав работ, участников и ресурсы, а, также учитывая влияние на них окружающей среды, исполнительные органы субъекта Российской Федерации смогут рассчитать это влияние, учесть его в проектах, построить обоснованные на этих расчетах планы реализации проектов и а в результате осуществить целенаправленные социально-экономические изменения в рамках своей территории.

 

1.3 Механизм реализации региональной  инвестиционной политики

 

Достижение целей инвестиционной программы региона предусматривает создание эффективного функционирования механизма ее реализации. По вопросу структуры механизма реализации региональной программы существуют разные точки зрения, однако принципиальных расхождений между ними нет. Так, ряд авторов[3] к механизму программы относят «общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей». В другой работе[4] под механизмом региональной промышленной политики понимается «система правовых, организационных и экономических мер, содействующих формированию конкурентоспособного производства, повышению его эффективности». Согласно третьему подходу[5], хотя и не акцентируется внимание на содержательной стороне определения этого понятия, но при этом четко обозначают его составные части.

Под механизмом реализации региональной инвестиционной программы мы будем понимать совокупность методов и инструментов, при помощи которых органы регионального управления воздействуют на инвестиционный процесс в регионе с целью обеспечения его социально-экономического развития. 

Целевая направленность. 

Основными целями функционирования рассматриваемого механизма являются:

— мобилизация необходимых инвестиционных ресурсов;

— обеспечение максимальной эффективности от инвестиционных вложений;

— привлечение в регион дополнительных инвестиций и новых инвесторов.

Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят:

— в упорядочении воспроизводственного процесса с помощью формирования благоприятной инвестиционной среды и соответствующей системы государственного регулирования;

— в реализации инвестиционного потенциала территории;

— в формировании мотивационного механизма процесса инвестирования;

— в снижении возможных противоречий интересов различных инвесторов, участвующих в региональном инвестиционном процессе.

При определении совокупности методов, посредством которых органы регионального управления воздействуют на инвестиционный процесс, следует принять во внимание следующие положения.

Во-первых, механизм реализации инвестиционной программы функционирует в двух плоскостях: с одной стороны, государство (в лице региональных органов власти и управления) может осуществлять непосредственное участие в процессе инвестирования, а с другой - деятельность государства должна быть направлена на создание условий, способствующих оживлению и активизации инвестиционной деятельности.

Во-вторых, функциональная направленность методов наиболее полно раскрывает их содержательную сторону. 

Критерии оценки РИП. 

Сущность и содержание региональных инвестиционных программ во многом отражают показатели их оценки. Методы, которые могут применяться для оценки программы в общем виде должны, по нашему мнению, включать анализ технических, коммерческих, рыночных, организационных, финансовых и экономических аспектов. Кроме того, оценочные заключения должны касаться не только данной конкретной программы, но и отраслей промышленности, связанных с ней, а также экономики региона в целом.

На наш взгляд, возможные следующие показатели оценки РИП:

1) финансовые последствия  реализации программы;

2) последствия для здоровья  и безопасности жителей региона;

3) экономические последствия  для населения региона;

4) влияние на окружающую  среду, эстетические и социальные  последствия;

5) сопутствующие нарушения  и неудобства (внешние эффекты  проекта);

6) возможность осуществления  программы с социально-политической  точки зрения;

7) последствия отсрочки  реализации программы;

8) уровень неопределенности  и риска при реализации программы;

9) преимущества, получаемые  от связи с другими инвестиционными  программами (оценка эффекта синергии).

Отбор инвестиционных программ.

Как правило, именно эксплуатационные подразделения в большинстве органов регионального управления инициируют процесс отбора инвестиционных программ, готовя и представляя в вышестоящие инстанции свои инвестиционные предложения, включающие, как правило: а) обоснование; б) описание программы и в) оценку (смету) сопутствующих затрат.

При этом необходимо, чтобы подготовка таких заявок шла по стандартным формам, чтобы можно было бы провести обоснованную оценку и сравнение с предложениями, представленными другими подразделениями. В идеале в дополнение к такой описательной информации, эксплуатационные подразделения должны присваивать рейтинг или категорию неотложности каждому своему инвестиционному предложению, чтобы таким образом сообщить центральным органам управления региона о своих приоритетах. Кроме того, прежде чем представлять крупные инвестиционные предложения, эксплуатационным и функциональным службам региональных органов управления следует также оценивать и альтернативные инвестиционные стратегии (например, что лучше - реконструкция или замена).

Оценка такого рода альтернатив должна проводиться на основе стандартной для всех служб методологии, в основе которой лежит процедура сравнения  эквивалентных аннуитетов, порождаемых реализацией сопоставляемых вариантов инвестиций. Этот метод, в отличие от большинства подходов, применяемых при оценке эффективности инвестиций в коммерческом секторе, удобен тем, что позволяет получить сравнительную оценку инвестиционных программ даже применительно к тем взаимоисключающим инвестициям, которые вообще не сопровождаются (во всяком случае - непосредственно) материальной выгодой в форме дополнительных денежных поступлений. 

 

 

 

 

 

 

2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Особенности реализации инвестиционных проектов Тюменской области

 

Основными задачами инвестиционной политики Правительства Тюменской области, являются создание благоприятного и стабильного инвестиционного климата в регионе, содействие инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и осуществление государственной поддержки инвестиционных проектов Тюменской области. Для достижения поставленных задач в регионе разработан и принят ряд законодательных актов, регулирующих сферу инвестиционной деятельности.

В частности, для развития инвестиционной деятельности в регионе, а также для повышения заинтересованности лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, в увеличении производства товаров, работ и услуг, активизации привлечения и эффективного использовния отечественных и иностранных финансовых ресурсов, передовой техники, технологий и управленческого опыта Постановлением областной Думы от 24 июня 2003 года № 915 принят Закон Тюменской области № 159 от 08 июля 2003 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области».

Закон закрепляет следующие формы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности на территории региона:

• установление льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;

• предоставление бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета;

• предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

• предоставление субвенций и субсидий за счет средств областного бюджета;

• предоставление инвестиций, осуществляемых за счет средств областного бюджета и (или) имущества, являющегося собственностью Тюменской области;

• организационное содействие в предоставлении земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в собственности области;

• предоставление государственных гарантий Тюменской области.

Указанные виды государственной поддержки предоставляются при условии заключения инвестиционного соглашения с Правительством Тюменской области.

Функции по взаимодействию с инвесторами в Тюменской области возложены на Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, основными задачами которого являются:

• разработка и проведение единой инвестиционной и внешнеэкономической политики региона;

• формирование механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области;

• реализация государственной политики Тюменской области по государственной поддержке предпринимательства.

Объем привлеченных инвестиций в основной капитал в 2008 году составил 145 млрд. рублей, в 2009 году – 140,4 млрд. рублей (96,8% по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах), за 9 месяцев 2010 года инвестиции составили 91,1 млрд. рублей (97,8%).

Наиболее перспективной сферой экономики для привлечения инвестиций в регионе на момент проведения исследования определялся топливно-энергетический комплекс. Тем не менее, перед Правительством Тюменской области стоит задача диверсификации экономики и привлечения инвестиций не только в предприятия топливно-энергетического комплекса, но и в предприятия других отраслей экономики, действующих на территории области (машиностроение, металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, химическая, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, производство строительных материалов).

В настоящее время за счет бюджетных средств на территории Тюменской области реализуется ряд инфраструктурных проектов в сферах ЖКХ, образования, здравоохранения и транспорта, в частности, реализуются проекты газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проекты строительства школ и детских садов, проекты строительства и реконструкции объектов здравоохранения, проекты строительства и реконструкции автовокзалов и автостанций.

Кроме того, на территории региона ведется работа по создания Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа – технопарк федерального уровня. В ноябре 2005 года Тюменская область приняла участие в федеральном конкурсе на размещение на территории региона особой экономической зоны технико-внедренческого типа, по итогам которого было принято решение о создании в регионе технико-внедренческого парка. Технопарк будет специализироваться на пяти основных направлениях — технологии проектирования месторождений, разработке и создании промобразцов и выпуске опытных партий нефтегазового оборудования, повышении квалификации и развитии навыков, создании специализированных баз данных. Комплекс технопарка разместится в двух точках — в областном Дворце молодежи «Геолог» и в районе оз. Алебашево. В настоящее время зарегистрировано 27 резидентов технопарка.

По мнению региональных экспертов, партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный и организационный союз (альянс) власти и бизнеса для реализации общественно значимых проектов в различных сферах общественной жизни.

В Тюменской области ГЧП реализуется в основном в форме арендных отношений с инвестиционной составляющей, однако, законодательная база и координация этих проектов, как проектов ГЧП, на момент проведения исследования находились на стадии формирования.

Согласно данным, предоставленным региональными органами власти, общее количество инфраструктурных проектов Тюменской области - 46, из них ГЧП-проектов.

Из заявленных проектов в настоящее время на стадии реализации находятся – 28 проектов, по 1 осуществляется планирование, 4 находятся на стадии инициации, реализованных проектов – 13. Из общего количества проектов 28 «на стадии реализации» - сугубо положительная тенденция за указанные сроки. Из этого делаем вывод, что механизм финансирования проектов по схеме без наличия ГЧП имеет место быть в Тюменской области.

Тюменской областной Думой подготовлен рамочный законопроект о ГЧП, в котором описаны механизмы взаимодействия государства и бизнеса, отвечающие требованиям всех отраслей экономики. Идея создания регионального закона о ГЧП была впервые сформулирована в качестве конкретной задачи на конференции «Перспективы развития публично-частных партнерств в Тюменской области», которая прошла в Тюменском технопарке 23 ноября 2010 года. В настоящее время законопроект проходит экспертную оценку в Правовом управлении Правительства Тюменской области. В дальнейшем при соблюдении всех необходимых условий, он будет вынесен на рассмотрение Тюменской областной Думой. Власти региона считают, что принятие регионального закона о ГЧП позволит создать правовое поле, способное повысить инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов, установить чёткие и понятные для всех правила участия органов власти в реализации совместных проектов, а также порядка участия партнеров в таких проектах, придать легитимность заключаемым соглашениям и нормативно защитить интересы органов власти в случае возникновения споров, повысить качество и количество реализуемых проектов.

Информация о работе Особенности реализации инвестиционных проектов в региональном аспекте